UA / RU
Поддержать ZN.ua

Достойная пенсия vs популистская петля. Почему ограничение зарплат чиновников негативно скажется на благосостоянии украинцев

Автор: Андрей Длигач

Приведение пенсий к честному прожиточному минимуму — это требование справедливости, вне всякого сомнения. Ни один гражданин, честно отдавший работе годы жизни, и в целом никто в Украине не должен прозябать.

Но путь к высоким пенсиям не лежит через ограничение зарплат для государственных служащих. Наоборот, такая идея, предложенная в Верховной Раде, — это очередная популистская петля, которая только усугубит экономические и социальные проблемы.

Ограничение зарплат ухудшит эффективность государственных институтов, подтолкнет экономику к тенизации и, как следствие, увеличит пропасть между уровнем пенсий и желательным благосостоянием.

Миф о «справедливости» и ловушка патернализма

Государство, которое стремится к процветанию, должно нанимать на рынке лучшие компетенции. Только высококлассные управленцы могут обеспечить экономический скачок. Удовлетворяться посредственностью, потому что «в стране низкие пенсии», — это сознательный выбор в пользу бедности в будущем.

Читайте также: Размер пенсии: каким он будет в 2026 году

Типичный аргумент «несправедливо иметь высокие зарплаты, если низкие пенсии» глубоко укоренен в патерналистском мышлении нашего общества: «Я 40 лет работал, и теперь государство обязано».

Но кто конкретно «обязан»? Не абстрактный чиновник, а избранная нами Верховная Рада устанавливает минимальную пенсию. Так не нужно ли сначала разобраться в причинах низких пенсий вместо того, чтобы искать простые, но ошибочные ответы?

Где наши деньги? Анатомия солидарной бедности

В сознании многих господствует миф: «Я платил ЕСВ в Пенсионный фонд». Но наш Пенсионный фонд — это солидарная система, где ваши взносы моментально оплачивали пенсии тогдашних пенсионеров. Вашу пенсию сейчас оплачивают те, кто работает сегодня (а во время широкомасштабной агрессии фактически пенсии украинцев оплачивают еще и налогоплательщики наших союзников).

Увеличение пенсий означает, что нынешние работники должны платить больше налогов и ЕСВ. С учетом того, что ПФУ уже дотируется из других налогов и из помощи международных партнеров, пространство для маневра отсутствует. Повышение налогов замедляет экономическое восстановление, вытесняет инвесторов и бизнес из Украины и приводит к сокращению поступлений в бюджет и ПФУ и в ближайшей, и в отдаленной перспективе.

Цифры говорят сами за себя. Соотношение — 10,7 миллиона плательщиков ЕСВ на 10,4 миллиона пенсионеров плюс почти 3 миллиона лиц с инвалидностью. Это 0,83 плательщика на одного получателя социальных выплат. В Европе этот показатель выше двух (даже 2,6, если говорить о пенсионных выплатах). То есть у нас ситуация втрое хуже европейской.

Читайте также: Социальные выплаты-2026: между реальной инфляцией и правительственными иллюзиями

Добавим, что более 35% зарплат (а из-за повышения военного сбора уже все 38%) находятся в «тени» из-за неадекватно высоких налогов на труд, критически уменьшая базу для взносов.

Да и демография не позволяет надеяться на лучшее: количество лиц 65+ лет относительно людей в возрасте 15–64 года вырастет с 26 до 33% до 2035 года.

Вывод простой и жесткий: на этом этапе нет экономической возможности увеличить пенсии без ущерба для экономики. Наша солидарная система двигается к тому, что нынешние 40-летние через 20 лет не смогут получить пенсию от государства.

Круг бедности: патернализм ведет к упадку

Низкие пенсии — это результат решений, принятых в прошлом избранной нами же властью. Избиралась она из-за недостатка критического мышления и экономической грамотности общества. И вот мы уже в замкнутом круге патернализма и упадка (см. рис. 1).

ZN.UA

Фактически мы 34 года идем по пустыне в мир модерна, но взяли с собой «египтян», которые постоянно напоминают, как было хорошо в Египте и мороженое вкусное. Подбивают требовать повышения социальных стандартов и урезания зарплат госслужащих. «Египтяне» — это не только «комсомольцы», «силовики», «ОПЗЖ+УПЦ(МП)». Это также и невежды, популисты, разные профессиональные хейтеры, которые могут скрываться даже под привлекательной маской либертарианства.

Читайте также: Зарплаты бюрократов. Стало ли государство конкурентным работодателем

Этот круг четко показывает: выбирая тех, кто обещает повысить пенсии сейчас, вы не получите их повышения (нет экономической возможности), но гарантированно получите ухудшение благосостояния в будущем.

Почему ограничение зарплат госслужащих — ошибочная идея

Во-первых, это не решает ни одну базовую проблему госуправления. Это несистемная реформа, которая не улучшает институциональную состоятельность, не оптимизирует структуры госуправления, не внедряет индикаторы результативности и минимально влияет на расходы бюджета, но из-за ухудшения качества государственного управления приводит к сокращению состоятельности государства в короткой перспективе.

Во-вторых, это риск потери ключевых кадров и компетентностей. Государству необходимо повышать привлекательность государственной службы для специалистов и талантов. В то же время потолок зарплат усилит отток в частный и общественный секторы. Реформы в странах, стремящихся к экономическому росту и благосостоянию, должны быть направлены на повышение профессионального уровня государственных служащих.

В-третьих, низкие зарплаты усиливают коррупционные стимулы. Поэтому Грузия в 2004–2010 годах сокращала коррупцию с помощью комплекса: упрощение процедур, автоматизация, повышение оплаты ключевых сервисов, очистка кадров. Эффект дал именно комплексный подход.

Что делать при этом?

Нашей рабочей группой (совместно правительство и аналитические центры) в 2022 году был разработан план реформы государственного управления. В том числе оптимизация структур и численности, изменение логики систем мотивации для государственных служащих. Ожидаемый эффект реформы — повышение привлекательности и эффективности госслужбы с сокращением расходов на 15 млрд грн.

Читайте также: Средняя зарплата госслужащих с января выросла почти на 20 тысяч гривень: где работают "самые ценные" кадры

Также государству требуются единая рамка грейдов + внешняя рыночная привязка для «дефицитных» компетентностей/ролей. Организация экономического сотрудничества и развития также предлагает выравнивать справедливость внутри госслужбы и конкурентность наружу: прозрачные грейды, total compensation (базовая ставка + премии за результат + нематериальное поощрение).

Нужны и контракты с OKR или KPI вместо универсальных потолков зарплаты. С понятными задачами, метрическими свидетельствами и бонусами; для топ-позиций — доля переменного вознаграждения, привязанная к достижениям, например, к показателям стратегий или программы действий правительства. Это также способствует прозрачности.

И, конечно же, сейчас актуальны антикоррупционные реформы: автоматизация услуг, открытые данные, четкие регламенты, контроль (публичный), инклюзивность. То есть инфраструктура добропорядочности, а не потолки зарплат, — вот что снижает коррупционные риски.

Путь к благосостоянию: как разорвать замкнутый круг

Выход из этой ситуации возможен только путем модернизации общества и стремительного экономического роста. На рис. 2 изображен круг, ведущий к процветанию.

ZN.UA

Избирая тех, кто мыслит категориями экономического развития, вы не получите повышения пенсий сейчас, но получите рост благосостояния в ближайшем (3–5 лет) будущем.

Читайте также: Правительство обещает поднять пенсии и субсидии в следующем году, но на практике они уменьшатся – эксперт

Что должна была бы сделать государственная власть для того, чтобы разорвать круг нищенства в Украине:

  1. наладить инклюзивное взаимодействие с гражданским обществом;
  2. инвестировать в гражданское просвещение и формирование новых практик. Децентрализация, ОСМД, «чекапы» — это как раз о новых практиках, а вот «1000 грн», «Национальный кэш-бек», «Ограничение зарплат госслужащим» — это, наоборот, о подпитке патернализма»;
  3. провести наконец пять топ-реформ: приватизацию, регуляторную гильотину, антикоррупционную налоговую реформу, реформу таможенной системы, улучшение системы государственных закупок. И параллельно — пенсионную реформу, реформу госуправления, судебную реформу, реформу УПК;
  4. как результат, реализация восприятия Украины как страны лучших возможностей с человекоцентричным государством и ответственными гражданами.

Что же реально сделать для повышения пенсий?

Повышение пенсий возможно и в коротком горизонте времени путем реализации сущностных изменений. В первую очередь с помощью детенизации рынка труда и дальнейшей трансформации существующей пенсионной системы Украины. А параллельно надо настойчиво работать над экономическим ростом, который органично обеспечит людей большими зарплатами, большими отчислениями ЕСВ и, наконец, более высокими пенсиями.

Нужно понять: нынешние пенсии — это не наказание, а результат политической незрелости нации. Не столько «плохие чиновники сейчас», сколько исторически накопившиеся недостатки экономической и политической систем.

Читайте также: Пенсия в Украине: от чего зависят сроки назначения выплаты

Выйти из этого замкнутого круга можно только путем гражданского просвещения, ответственного решения власти об экономическом развитии (аналог «шоковой терапии») и формирования общественной практики собственной ответственности: за благосостояние семьи, за собственную пенсию, за собственное здоровье и активное долголетие, за собственное образование и повышение производительности.

Нам — обществу — необходимо взрослеть. И исходить из логики, что увеличение пенсии — это результат нашего сознательного выбора государственной власти, контроля над ее решениями и совместных действий. Не ждать простых решений от популистов. Думать и действовать. Только так мы разорвем круг патернализма и построим государство, способное создать достойные условия, в которых все граждане смогут обеспечить собственное благосостояние.