Под видом медикаментов и медтехники по льготной ставке НДС в Украину ввозятся косметика, инъекционные импланты для «надувания» губ и прочие далеко не первой необходимости товары. Бюджет теряет, таможенники — наоборот. Это краткие результаты недавнего аудита, проведенного Счетной палатой.
Анализировали аудиторы 2021-й, 2022-й и девять месяцев 2023 года, то есть имели возможность посмотреть на динамику. Она положительная, но сильно подпорчена ковидным карантином, на время которого налоговые льготы для лекарств были расширены. Соответственно, задекларированное резкое, чуть ли не вполовину, снижение числа импортеров — налоговых льготников с 2022-го — это не улучшение работы таможенников, а последствия отмены «карантинных» льгот.
Само существование НДС-льготы (от нуля до 7% при базовой ставке в 20%) для импортеров медикаментов и изделий медицинского назначения представляется вполне оправданным, особенно в нынешнее время. Однако не всегда таможня принимает адекватные решения о применении этих льготных ставок, хотя все нормативные документы, перечни и списки имеет. Нередко одни и те же группы товаров облагаются налогом либо по полной ставке, либо по льготной, и логика в предоставлении льгот не всегда прослеживается, в отличие от коррупционного фактора.
Счетная палата Украины провела выборочную проверку четырех таможен: Волынской, Днепровской, Львовской и Одесской. Результаты интересные: в двух сотнях случаев зафиксировано необоснованное применение НДС-льготы, вследствие которого в госбюджет не поступило более 32 млн грн. Не очень много, на первый взгляд, но речь всего о четырех таможнях из 16, то есть и указанные бюджетные потери могут оказаться лишь четвертой частью от общей суммы недопоступления из-за мнимых таможенных льгот.
Случаи есть интересные. Например, аудиторы выявили шесть компаний, получивших льготы при импорте товаров, которых и близко не было в перечне, утвержденном правительством. Четыре из шести компаний обслуживались в Львовской таможне, вот так совпадение. Там же обнаружился другой подозрительный льготник: компания ввезла медицинские изделия по сниженной ставке НДС якобы потому, что поставка осуществлялась в рамках «выполнения государственных программ в сфере здравоохранения», вот только закупка была не государственной. Более того, предприимчивый частник впоследствии продал этот товар одному коммунальному предприятию, на чем его и подловили аудиторы. После выяснения обстоятельств «льготник» сам вызвался доплатить НДС государству и не углубляться в подробности этой истории. Вроде бы хеппи-энд, а что же таможенник, его льготу одобривший? Видимо, отделался легким испугом.
…Или такой пример: завезли два импортера на таможенную территорию Украины марлю для дальнейшего изготовления бинтов более чем на 110 млн грн. Оба — по льготному 7-процентному тарифу. Вот только один привез в Украину готовый товар, а другой — не то чтобы марлю, а практически сырье. Конечно, он должен был уплатить 20% НДС хотя бы потому, что завезенное сырье в итоге может быть использовано как угодно, не в медицинских целях тоже. Но таможня дала добро. Бюджет недополучил почти 16 млн грн.
А днепровские таможенники наделили льготой в 7% партию инъекционных имплантов на основе гиалуроновой кислоты стоимостью в 2,5 млн грн, хотя точно знали, что на косметические средства никакие льготы не распространяются. И при оформлении партии точно могли прочитать в декларации, предоставленной производителем, что его товар — «косметическое средство для удаления морщин и улучшения формы губ». Цена недосмотра? Импортер уплатил в госбюджет 175 тыс. грн, хотя должен был — полмиллиона.
Совсем странно выглядит ситуация с предоставлением медицинских льгот компаниям, по роду деятельности максимально далеким от медицины. Так, среди льготников оказались Львовский цирк, Национальный дворец «Украина», отельный комплекс «Карпаты» и компания «ОККО». По закону, без лицензии (а ее нет) они в принципе не могли ввозить медпрепараты в Украину, что с льготой, что без. Но как-то провезли, еще и со скидкой.
Но почему такая неразбериха? Процитируем пункт 4 отчета: «Аудитом установлено, что… отдельный учет лиц, которые осуществляют операции по ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств и медицинских изделий, не ведется, поскольку это не предусмотрено нормативно-правовыми актами». Ну, а раз нет учета, то и придраться не к чему.
А вдобавок ко всему, как отмечает Счетная палата, предоставленные Гостаможслужбой выборки являются неточными, поскольку в значительное количество таможенных кодов, по которым и определяют налоговую льготу, включены товары, которые могут относиться как к медицинским изделиям, так и к другим группам. Например, к кодам 9402 относятся как медицинская, хирургическая, стоматологическая, ветеринарная мебель, так и парикмахерские кресла. К коду 9001 «Волоконно-оптическая продукция, линзы, призмы, зеркала, неоправленные» относятся как медицинские изделия, так и бытовые приборы. А в коде 8703 зашифрованы как автомобили скорой помощи, так и гоночные авто.
Думается, столь широкое «наполнение» кодов является идеальной почвой для коррупции и произвола на таможне. Между тем воюющей Украине как воздух необходимы налоговые поступления. И если только при ввозе марли бюджет недополучил 16 миллионов, то при экстраполяции на другие сомнительные решения таможни о применении льгот по НДС для импортеров нарисуется огромная цифра.
Интересно, в действительности ли завозили в Украину «Феррари» или парикмахерские кресла под видом медтехники и с 7% НДС? Вполне могли. А ведь это только одна проблема из поднятых в многостраничном аудите. Беда с лицензированием, с проверками, с коммуникациями между налоговиками, таможенниками и Гослекслужбой. Даже с отчетностью беда: аудиторы обнаружили, например, что Львовская таможня регулярно (якобы по ошибке) вносила одни и те же данные в графы разных показателей, исказив в итоге всю свою статистику за девять месяцев 2023 года.
Хаос? Такое слово авторы в отчете не используют, но похоже на то. Напомним, реформа таможенной службы — один из вечных приоритетов в нашей стране.