UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖИЛИЩНЫЙ ЧЕК — ТОТ ЖЕ ВАУЧЕР, ТОЛЬКО ПОДЕШЕВЛЕ?

В ближайшем будущем мы сможем получить на руки еще одну ценную бумагу - жилищный чек - и озаботиться вопросом: как и куда же с ней?..

Автор: Валерия Чепурко

В ближайшем будущем мы сможем получить на руки еще одну ценную бумагу - жилищный чек - и озаботиться вопросом: как и куда же с ней? Похоже, ничего более оригинального, чем использовать ее наподобие приватизационного сертификата, то есть на «авось» вложить в приватизируемое предприятие, и не придумаешь. Поскольку связать жилищный чек, как ценную бумагу, непосредственно с жилищем будет сложнее. Так получается...

Согласно статье 4 закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» жилищные чеки - это приватизационные бумаги, которые граждане Украины получают и используют для приватизации государственного жилищного фонда. Кроме того, было предусмотрено, что они годятся для приватизации части имущества государственных предприятий. До сегодняшнего дня жилищные чеки существовали и продолжают существовать в виде депозитных счетов, открытых всем гражданам Украины во всех отделениях Сбербанка. И эти самые граждане, приватизируя свое жилье, успешно ими пользуются, подчас даже не подозревая о том (кстати, поступают очень разумно - по крайней мере, в дальнейшем их не будет волновать вопрос использования чека в его бумажном воплощении).

В 1992 году, когда вызрел сам замысел, стоимость жилищного чека составляла 12 тыс. карбованцев, а стоимость 1 кв. м жилой площади - 500 карбованцев. То есть подразумевалось, что каждому человеку чек дает право на выкуп своих законных 21 кв. метра. Теоретически, если в типовой не больно просторной квартире «сброситься» всей семьей, то и при учете дополнительных 10 кв. м. на такой коллектив, кое-что должно было даже остаться для приватизации госимущества. («Кое-что» и сейчас остается на депозитах после приватизации жилья. А вот просто ли найти на эту скромную сумму такие же скромные по цене акции - вопрос иного рода, впрочем, к теме прямо не относящийся.)

Приблизительно через год, под напором мощного инфляционного цунами, эти суммы были проиндексированы в 35 раз. Стоимость квадратного метра возросла до 17 тыс. 500 карбованцев, жилищного чека - соответственно, до 420 тыс. Под таким номиналом он и призван был явиться миру в наличной форме согласно указу Президента Украины №713 от 8 августа 1995 года.

Не будем рассуждать об ассоциациях, которые у любого нормального обывателя нынче вызовет такая сумма наличных денег. Примем как данность, что это - условная цена. Если на чек приобрести акции предприятия, проиндексировавшего свои основные фонды, с ним, подобно ваучеру, произойдет незримая метаморфоза: «там» он превратится в 20 млн.

Значит ли это, что чек в наличной форме перестанет быть жилищным? Теоретически этого произойти не должно. А на практике... взяв в Сбербанке жилищный чек, человек де-факто реализует свое право на приватизацию государственной квартиры, хотя де-юре таковая не оформлена. Механизма обратного обмена чека на депозитный счет пока не существует. Но и наличного жилищного чека еще не существует, так что волнения преждевременны...

- Вот предположим, - настойчиво допытывалась я у заместителя начальника жилищного управления Государственного комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству А. Головченко, - некто по определенным причинам не оформил приватизацию жилья, однако поспешил взять свой чек и либо неосторожно продал его, либо выгодно «пристроил». Потеряет ли он таким образом право получить квартиру в собственность?

- О продаже чеков говорить не будем, поскольку разрешения на их свободное хождение нет, и этот вопрос пока остается открытым. Если же чек будет вложен в предприятие, то фактически выходит, что право на приватизацию теряется. Хотя согласно закону потерять вы его не можете. Вот такие парадоксы.

Чтобы их все-таки избежать, Госжилкоммунхоз Украины разрабатывает предложение, каким именно категорям граждан выдавать жилищные чеки на руки в виде ценных бумаг. А именно: гражданам, имеющим жилье на правах частной собственности (частный дом, купленная квартира); гражданам, которые не имеют своего жилья; членам жилищно-строительных кооперативов и членам их семей; проживающим в общественном жилфонде (жилье колхозов, общественных организаций и т.п.); гражданам, проживающим в государственном жилом фонде, не подлежащем приватизации. Речь идет о тех, кто в силу обстоятельств не может воспользоваться жилищными чеками, как депозитными счетами, а получив их в виде ценной бумаги - распорядиться по своему усмотрению. Для граждан, проживающих в подлежащем приватизации государственном жилищном фонде, целесообразнее оставить депозитные счета. Таково наше мнение, но окончательное решение будет приниматься на уровне Кабинета министров.

- Аркадий Олегович, а когда мы сможем не только услышать либо прочесть о жилищных чеках, но и увидеть их воочию?

- Согласно президентскому указу, чеки в виде ценных бумаг должны были поступить в наличный оборот еще 1 декабря прошлого года, однако вследствие ряда причин процесс затянулся. Сейчас Кабинет министров утвердил жесткий план мероприятий, ответственность за выполнение которых несут Фонд госимущества, Госкомжилкоммунхоз, Минфин, Нацбанк Украины и жестко контролируют их. Вероятнее всего, к лету нынешнего года люди смогут получить чеки на руки.

«Ряд причин» банален и общепонятен: несогласованность ведомственных действий, проблемы с поиском источников финансирования (на изготовление чеков необходимо порядка 300 млрд. крб.), длительное решение вопроса, где и кто именно будет осуществлять выпуск ценных бумаг. Последнее, как поведало мне очень компетентное (однако традиционно пожелавшее остаться неназванным) лицо, долго дебатировалось, поскольку некоторых ответственных лиц привычно манил «берег дальний». В итоге победило мнение, что и отечественных мощностей более чем достаточно для обеспечения всех степеней защиты, оперативного и качественного выпуска ценных бумаг. Однако грянул конец года, обострились шахтерские проблемы, забродили ряды беззарплатных бюджетников... Но Кабинет министров дал четкое указание профинансировать (правда, на конкретную «тумбочку» с деньгами не указал), что и будет, как меня заверили, неукоснительно выполнено.

А может, в данном случае проволочка к лучшему? Существовали мы без наличных жилищных чеков и вполне посуществуем еще немного, тем более, что печатать их будут, уважаемые налогоплательщики, за наш же с вами счет. Возможно, за это время на высшем уровне решится ряд связанных с ними проблем. Согласитесь, если предложение Госкомжилкоммунхоза примут, многие из нас будут избавлены от дилеммы «брать или не брать». А если нет? Пожалуй, это мало вероятно, но пофантазировать можно.

В принципе, ценная бумага может быть не только полезной, но и коварной штукой. Ладно, если утерян, сгорел или украден из комодика приватизационный сертификат - не будет дивидендов. А если подобное случится с жилищным чеком? Так и помрешь, выходит, на государственных метрах, не продашь квартиру, не сможешь завещать? Нет уж, пусть лучше лежит себе на депозите до удобного времени. Однако и тут есть заковырка: в наличном виде жилищный чек наследуется, как и положено любой ценной бумаге, на депозитном счете - тихо сгорает со смертью своего владельца...

Самое любопытное напоследок: срок действия жилищного чека истекает 31 декабря 1996 года. Если они даже и появятся в начале лета, владельцам частных домов, членам ЖСК и прочим из перечисленной А.Головченко категории придется весьма оперативно соображать, куда бы их пристроить. Но точно так же до конца текущего года действует и жилищный чек в виде депозитного счета. А закон «О приватизации государственного жилищного фонда» - бессрочного действия. Неувязочка получается... Попробуй угадай, куда повернут это «дышло» в следующем году: продлят срок действия чеков на депозитах? А вдруг разведут руками: мол, «кто не успел - тот опоздал» и предложат гражданам выкупать квартиры по более высоким (ну не в меньшую же сторону их изменять, не так ли?) ценам?

Кстати, знающие люди не исключают второй вариант и настоятельно советуют жильцам госквартир поторопиться с оформлением собственности. Однако тем, кто стоит в очереди на расширение, при всем при этом нужно еще и помнить, что орган, улучшающий жилищные условия (исполком, ведомство), имеет право вычесть с «облагодетельствованных» приватизованные ранее метры.

Непростая это штука - жить по закону...