UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ФОНДА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА УКРАИНЫ АЛЕКСАНДР БОНДАРЬ: «КОНГЛОМЕРАТ «ПРИВАТИЗАЦИЯ-АРЕНДА» СЕБЯ ИСЧЕРПАЛ»

Вы, очевидно, не станете спорить: сколько людей - столько и мнений. Причем каждый человек, отстаивающий свое, кажущееся единственно правильным, в чем-то действительно прав...

Автор: Елена Маглич

Вы, очевидно, не станете спорить: сколько людей - столько и мнений. Причем каждый человек, отстаивающий свое, кажущееся единственно правильным, в чем-то действительно прав. Вот почему так важно донести свою мысль до других и быть если не понятым, то, по крайней мере, услышанным.

Сегодняшняя дискуссия на страницах газеты - это отголосок более чем трехмесячного обсуждения проблем приватизации и аренды, вызванного подготовленным в Фонде госимущества Украины проектом изменений и дополнений к Закону «Об аренде государственных предприятий и организаций». Чьи интересы выше: трудового коллектива или рядового гражданина Украины? Слово - специалистам.

Читатели, вероятно, СО МНОЙ согласятся: несправедливо, когда одна часть населения получает госимущество почти за бесценок, а другая - только молча наблюдает за этим. А ведь такое происходит сплошь и рядом: во всех случаях, когда имущество государственных предприятий берется коллективом в аренду с последующим выкупом, граждане, не являющиеся членами организации арендаторов, остаются практически не у дел.

Именно через выкуп и аренду с выкупом, существующую более трех лет, изменили форму собственности 80 процентов всех приватизированных на сегодня предприятий, тем самым, повторюсь, значительно ограничив возможности использования имущественных сертификатов населением, прежде всего работниками непроизводственной сферы. Я уж не говорю о том, что фактически осталась на бумаге 70-процентная квота на использование имущественных сертификатов при приватизации.

Ситуация в различных регионах неодинакова, но в среднем по Украине около 60 процентов коммунальной собственности - магазинов, предприятий общепита и службы быта - нахрдят9я на аренде. Мало того, что на их приватизацию обязательно необходимо согласие организации арендаторов, так ведь и вложить свои «ваучеры» в эти объекты рядовые граждане не могут! Да, мне возразят: юридически для владельца сертификата «с улицы» это, конечно, возможно, но попробуйте реализовать свое право на практике!

По общегосударственной собственности доля арендных коллективов меньше, она различна в разных отраслях - прибыльных и убыточных. Но и здесь, по моему убеждению, конгломерат «приватизация-аренда» себя исчерпал.

Хотите пример? Недавно Фонд госимущества приостановил приватизацию завода «Азовсталь». Ситуация такова: за полтора года тамошняя организация арендаторов сработала так, что ей теперь принадлежит более трех четвертей имущества завода - 78 процентов уставного фонда. Еще 19 процентов его покрываются приватизационными сертификатами работников предприятия. Что же остается рядовым гражданам Украины от этого металлургического гиганта? На свободную продажу можно выставить всего 3 процента акций. Насмешка!

Почему так получается? Существующий закон об аренде предусматривает возможность направлять на выкуп основных фондов прибыль предприятия, а их стоимость, будучи и без того изначально мизерной, индексировалась с большим опозданием. Вот инфляция и делала свое дело.

Разберемся: в чем, собственно, отличие аренды с выкупом от приватизации и просто выкупа. В том, что имущество арендаторам не продается, а фактически передается бесплатно. Механизм закреплен в законодательстве, и обойти его невозможно: в договоре аренды за арендатором закрепляется определенное имущество, проводится его переоценка в связи с индексацией и подписывается договор купли-продажи. Причем, с условием отсрочки платежа до трех лет. При существующем в Украине уровне инфляции трудовые коллективы получают собственность по ценам намного ниже, чем при всех прочих способах приватизации. Вот в чем суть проблемы. Если мы говорим о дискриминации, неравенстве условий приватизации, то необходимо честно сказать, что в выигрыше именно арендаторы - все остальные слои населения получают возможность приватизировать госимущество совсем по другим ценам и на других условиях. А ведь должен существовать баланс интересов различных социальных групп.

Конечно, просто отмахнуться от существования аренды как таковой нынче невозможно, поэтому нами и разработан проект, в котором в значительной мере пересмотрен ее механизм. Предлагается заключать договоры аренды на конкурентной основе, если на имущество претендует не только трудовой коллектив, но и физические или юридические лица со стороны. В проекте отсутствует и понятие аренды с выкупом. Фонд госимущества предлагает распространить на арендные предприятия общие конкурсные способы приватизации, предоставив всем потенциальным субъектам равные права при приобретении имущества, переданного в аренду. С целью отстаивания интересов государства будет возобновлена процедура согласования условий арендного договора с органом, уполномоченным управлять госимуществом. Предполагается, что договор аренды станет выгодным не только арендатору, но и арендодателю. Таким образом, можно утверждать, что нынешнее совершенствование законодательства происходит в интересах и государства, и отдельных граждан.