UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАлК: иногда они возвращаются

Во вторник новый председатель Фонда государственного имущества Валентина Семенюк заявила, что Хозяйственный суд Киева вернул 68% акций Запорожского алюминиевого комбината государству...

Автор: Сергей Уманский

Во вторник новый председатель Фонда государственного имущества Валентина Семенюк заявила, что Хозяйственный суд Киева вернул 68% акций Запорожского алюминиевого комбината государству.

Валентина Петровна немного ошиблась: интересы государства в этом решении не стояли даже рядом. Напротив, суд отклонил протест Генеральной прокуратуры Украины по делу о возврате пакета в госсобственность. Вместо этого было решено отдать акции завода «Внешнеторговой фирме КрАЗ» (группа «Финансы и кредит»). Тем самым судебная система Украины перевела стрелки часов на четыре года назад, вернув ситуацию к началу 2001 года, во времена славного конкурса по продаже ЗАлКа.

Конкурс проходил с участием иностранного советника и должен был стать образцово-показательным. Надо отдать должное, показательным он стал: уровень шараханья из стороны в сторону впечатлял.

И если сперва премьер Ющенко сетовал, что в финале конкурса «появились предприятия, не являющиеся стратегическими инвесторами и специалистами в этой отрасли, а два участника конкурса имели одного и того же учредителя», то конец затянувшегося конкурса выглядел трагикомически. В нем осталось два участника — российская «АвтоВАЗ-Инвест» (АВИ), представлявшая алюминиевого трейдера «Арлан», и уже упоминавшаяся «ВТФ». Под понятие стратегического инвестора ни один из претендентов в общем-то не подходил. Но различие между ним имелось: у АВИ обещанные ею 69 млн. долл. были, а у обещавшего вообще 101 млн. долл. «ВТФ» их явно не имелось.

Правда, несколько недель фирма клятвенно заверяла на всех уровнях, что вот-вот деньги найдет. Однако так и не сложилось. Хотя держались до последнего. История с бумажкой, которую пытались выдать за банковскую гарантию, стала почти хрестоматийной.

Из представленного в НБУ (его тогда тоже возглавлял Владимир Стельмах) листика бумаги следовало, что латвийский «Парекс-банк» скромно уведомлял, что он, «без каких-либо обязательств со своей стороны» цитирует текст гарантии «Евро-Американского торгового банка», который, в свою очередь, гарантирует «ВТФ КрАЗ» для участия в тендере (без уточнения, в каком именно) 90 млн. долл. При этом из полученных документов было нельзя даже установить, каким образом информация попала к латышам. Тем более что о «евро-американцах» ни до того, ни после никто в мире ничего не слышал.

В общем, денег не нашлось и в итоге победителем стал «АвтоВАЗ-Инвест».

Однако дело далеко не окончилось. Группу «Финансы и кредит» и ее руководителей Олега и Константина Жеваго можно любить или недолюбливать, но уж забыть их точно никому не удавалось. Если кто пытался, ему тут же напоминали — как правило, судебной повесткой по иску компании, входящей в группу, либо миноритарного акционера, чьи интересы любезно представляли ее юристы.

Многочисленные судебные иски вокруг приватизационных объектов давно стали своеобразной визитной карточкой группы, причем отнюдь не бесполезной. Во-первых, иногда что-то и получалось. Во-вторых, иногда благодаря судам удавалось лишние несколько месяцев посидеть на прибыльном объекте — типа «Луганскоблэнерго». В любом случае, расходы на ведение тяжб вполне перекрываются последующими выгодами.

Очевидно, сейчас об этом узнает владелец российской компании СУАЛ Виктор Вексельберг. Со второй половины прошлого года именно его структуры контролируют Запорожский алюминиевый. СУАЛ подтвердил, что холдинг «является добросовестным приобретателем» контрольного пакета ЗАлКа. Сначала был выкуплен пакет АВИ, а позже, по данным российской печати, доля россиян на запорожском комбинате достигла 97,5%.

Купив комбинат СУАЛ, они купили и проблему. По условиям приватизации, в 2001 году новый собственник должен был вложить в ЗАлК около 200 млн. долл. Однако в том же 2001-м на основании одного из судебных решений в комбинат был запрещено вкладывать инвестиции. Справедливости ради можно сказать, что это вряд ли так уж огорчало АВИ…

Однако с приходом СУАЛа все же начались проекты по модернизации, и по состоянию на март нынешнего года объем вложений составлял 53,3 млн. долл. По поводу остальной суммы велись переговоры с украинскими властями. В начале этого года Вексельберг приезжал в Киев и на весну намечалась презентация инвестпроектов группы, в том числе и по ЗАлКу.

Россияне чувствовали себя достаточно уверенно, так как несомненно являлись тем самым стратегическим инвестором, которого когда-то, будучи премьером, ждал Виктор Ющенко. С учетом того, что для приведения комбината к мировым стандартам требуется до сотни миллионов долларов, с фронтом работ проблем не было. А вхождение комбината в группу гарантировало как сбыт продукции, так и обеспечение сырьем для производства алюминия. Итоги прошлого года были тоже неплохими — предприятие достигло рекордных показателей за всю свою историю.

Очевидно, теперь оптимизма несколько поубавилось. Пока что государство подняло для ЗАлКа тарифы на электроэнергию и теперь они выше, чем в Норвегии. (И это при том, что соседний Днепрогэс при товарище Сталине строился именно для обеспечения потребностей алюминиевого комбината.)

А вот сейчас порадовали судьи. В принципе, интересы группы «Финансы и кредит» понятны. Несколько сложнее понять логику решений судебной системы Украины. Во всяком случае, с точки зрения здравого смысла. Удовлетворяя иск «в полном объеме» (в том числе и «признать документы, поданные ОАО ВТФ «КрАЗ»), суд, видимо, выносит вердикт и о том, что славная банковская гарантия была не просто кусочком макулатуры…

Хотя несомненно — сейчас ВТФ в состоянии заплатить за комбинат требуемые деньги. Финансовое состояние группы за последние годы улучшилось, цены на окатыши входящего в нее Полтавского ГОКа утроились. И хотя на прибыльности официального бизнеса это мало сказалось (декларируемая прибыль с тонны окатышей не дошла даже до одного доллара), реальное финансовое состояние вполне позволит оплатить покупку.

Тем более что деньги могут вскоре и окупиться. Алюминиевый бизнес для группы «Финансы и кредит» непрофильный, но с учетом текущей ситуации комбинат вполне можно будет продать кому-нибудь — хоть тому же СУАЛу, хоть «Гленкору». В общем, варианты имеются… Правда, об инвестициях на несколько лет можно будет забыть, но это уже другая тема.

Что касается интересов страны… Стоп, а причем тут, собственно, она? Вон ФГИ вообще думает, что происходит возврат комбината государству. Правда, на эту роль ВТФ вроде не тянет, как, впрочем, и на стратегического инвестора…

Когда отнимают у одного, чтобы отдать другому, — это редко называется государственной политикой. Куда чаще — «дерибаном» в пользу третьих лиц.