UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫБОРЫ-2002: НОВЫЙ РУБЕЖ ИЛИ НОВАЯ ТОЧКА ОТСЧЕТА

Стремительно летит время. Кажется, только вчера была торжественно провозглашена независимость Украины, а уже сегодня новой истории украинского государства, новой летописи Украины более десяти лет...

Автор: Михаил Чечетов
Михаил Чечетов

Стремительно летит время. Кажется, только вчера была торжественно провозглашена независимость Украины, а уже сегодня новой истории украинского государства, новой летописи Украины более десяти лет.

Позади осталась выборная кампания 2002 года во все органы власти, в том числе и в главный законодательный орган власти страны — Верховную Раду Украины. Ключевой вопрос, сегодня волнующий практически всех, — насколько конструктивно сможет работать вновь избранная каденция депутатского корпуса? Смогут ли политические силы, получившие представительство в высшем законодательном органе страны, буквально с первых дней своей работы в парламенте сконцентрировать внимание не на решении узкопартийных, узкокорпоративных, узкоклановых вопросов, а поставить раз и навсегда во главу угла своей законодательной деятельности высшие интересы государства и народа?

Вопрос второй — создание постоянного конструктивно действующего большинства в Верховной Раде, способного взять на себя политическую ответственность как за ситуацию в стране и её будущее, так и за имплементацию результатов всенародного украинского референдума. Учитывая, с одной стороны, слишком пеструю палитру политических сил, репрезентовавших себя под куполом парламента, а с другой — не менее разношерстную идеологическую окраску, как отдельных политических партий, так и отдельных политиков — процесс этот будет далеко не простым.

Хочется верить в лучшее. В мудрость политиков, которые несут на своих плечах бремя огромной ответственности за судьбу страны и должны понимать, что в новой политической игре потеря темпа в работе парламента — это непозволительная роскошь для государства, как никогда нуждающегося в интенсивной и конструктивной работе законодательной ветви власти, начиная с первых дней парламентской сессии.

А работа действительно предстоит огромная. Как воздух нужен новый налоговый кодекс, которого уже несколько лет с нетерпением ждут и промышленные предприятия, и предприниматели, и бизнесмены, и иностранные инвесторы. Это имплементация результатов всенародного референдума и как следствие — внесение серьезных поправок в Конституцию, прежде всего с целью создания эффективно действующего механизма государственной власти и укрепления государства в целом. Причем момент истины для этого настал. Об этом свидетельствуют последние трагические события в мире, в том числе и крупномасштабные акции террора в США.

Сегодня, принимая во внимание непростые тенденции развития мировой экономики, учитывая также российский фактор, мы должны еще раз серьезно все взвесить и просчитать, ясно отдавая себе отчет в том, что без укрепления самого государства, без создания конструктивно действующего центристского большинства в парламенте, работающего в тандеме с правительством, трудно будет рассчитывать не только на общий успех в процессе дальнейших рыночных реформ, но и на дальнейшую пролонгацию начавшихся позитивных процессов, позитивной динамики в экономике.

Вполне закономерен вопрос относительно будущего в приватизации. Будет ли меняться её стратегия, будут ли смещены те или иные акценты в процессе её проведения? Только отчетливость сегодняшних процессов в этой сфере, и прежде всего ясность перспективы при стабильных правилах игры, может действительно создать максимально благоприятный инвестиционный климат на приватизационном рынке Украины.

Что касается новой программы приватизации, то её проект сегодня разрабатывается специалистами Фонда государственного имущества Украины. В сентябре этого года проект программы будет направлен в Кабинет министров Украины с таким расчетом, чтобы до конца года она была утверждена Верховной Радой. Новый 2003 год Фонд госимущества должен встретить с утвержденной парламентом новой программой приватизации. Период действия новой программы по аналогии с существующей также рассчитан на трехлетний период.

Следует сразу отметить, что названный документ, его содержание не будет носить революционный характер. Революционной программа может быть только тогда, когда осуществляется радикальный переход от бумажной сертификатной приватизации к денежной приватизации крупных стратегических объектов. Сейчас же изменения будут носить скорее всего эволюционный характер. Поскольку и в новом трехлетнем цикле будет пролонгирована денежная приватизация стратегических объектов, предприятий, занимающих монопольное положение на рынке. Вероятно, сохранится ключевой тезис действующей программы о промышленном инвесторе, только, может, в несколько упрощенной форме, расширяющей круг участников приватизации. Так как, на мой взгляд, если во главу угла денежной приватизации ставится все-таки не поступление денег любой ценой в бюджет, а перспектива приватизируемого предприятия, повышение его эффективности и конкурентоспособности, то другого попросту и быть не может.

Несмотря на то, что в результате массовой сертификатной приватизации десятки тысяч предприятий стали частными, поставленные цели далеко и не во всем были достигнуты. Во-первых, не сформирован широкий слой эффективных частных собственников. Во-вторых, структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятий. В-третьих, привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного технологического и социального развития предприятий. В-четвертых, в целом ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

Думается, что для устранения перечисленных негативных тенденций необходимо изменить приоритеты государственной политики в области приватизации, разработать и реализовать новые подходы к решению задач, связанных с управлением государственной собственностью.

В связи с этим главной целью государственной политики в области приватизации, на мой взгляд, должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных промышленных предприятий, так и всего народно-хозяйственного комплекса страны в целом.

Для достижения указанной цели необходимо, прежде всего, решение следующего комплекса задач:

создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса в реальном секторе экономики;

привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии промышленных предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных условий и, безусловно, их выполнять;

создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией внутреннего рынка и её продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;

существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий и заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности.

Практически невозможно достичь главной цели государственной политики в области приватизации, без дифференцированного подхода к приватизации предприятий в зависимости от степени их ликвидности. В связи с этим высоколиквидные предприятия следует, наверное, приватизировать, исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятий, и величиной средств, поступающих в государственный бюджет от продажи предприятий, с учетом их реальной оценки, максимально приближенной к мировому уровню.

Приватизация же низколиквидных предприятий должна проводиться в основном путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших свою готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач и пр.). Было бы вполне логичным и экономически целесообразным предусмотреть продажу низколиквидных предприятий таким собственникам по минимальной цене при условии тщательного анализа представленного бизнес-плана и реализации мер контроля за системой показателей работы приватизированного предприятия.

В сложившейся социально-экономической ситуации созрела объективная необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.

Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за госсобственностью.

Но наряду с огромным массивом как полностью государственных, так и полностью приватизированных предприятий есть не менее значительная группа хозяйственных обществ — порядка 1700, в которых доля государства как акционера колеблется от сотых долей процента до ста процентов. И государству далеко не безразлично, как эффективно в них используются его корпоративные права. Есть ли прибыль, начисляются ли дивиденды и прочее.

Главными целями управления корпоративными правами государства должны стать:

увеличение неналоговых доходов государственного бюджета, в перспективе создающее предпосылки для снижения государством налогов на результаты хозяйственной деятельности;

обеспечение выполнения хозяйственными товариществами и обществами общегосударственных функций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий);

стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных товариществ и обществ, привлечение инвестиций;

оптимизация управленческих затрат (сокращение количества хозяйственных товариществ и обществ, в уставном фонде которых имеется доля государства, сокращение расходов, связанных с управлением);

осуществление институциональных преобразований в экономике (реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально-интегрированных структур).

В заключение, хочу еще раз подчеркнуть, что для успешного проведения рыночных реформ, обеспечения их позитивной динамики прежде всего необходима политическая стабильность в обществе и консолидация усилий всех политических партий и движений в направлении экономического оздоровления страны.

Успешное завершение спикериады, избрание руководства Верховной Рады, репрезентирующего мощный демократический центристский блок, вносит весомую долю оптимизма и вселяет веру в то, что сформировавшееся парламентское большинство, численность которого, надеюсь, в скором времени еще более возрастет, станет мощной, стабилизирующей силой не только в парламенте, но и в обществе в целом, поставив во главу угла своей деятельности высшие интересы государства и народа. Думаю, что нынешнему депутатскому корпусу в тандеме с правительством будет по силам повести страну вперед по пути дальнейшего развития демократии и углубления рыночных реформ, успешно реализуя обозначенный Президентом европейский выбор Украины.

На мой взгляд, сегодня наступил момент истины не только для государственной власти в целом, но и для каждого из нас, кому небезразлична судьба нашего государства и его будущее. Не боясь громких слов, хочется сказать, что сегодня Украина получила исторический шанс для мощного рывка вперед по пути реформ, демократии и прогресса. Хотелось бы, чтобы этот уникальный шанс не был упущен.