UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вся надежда на насморк?

На минувшей неделе Украина едва не потеряла последний крупный металлургический объект, остающийся в государственной собственности...

Автор: Сергей Уманский

На минувшей неделе Украина едва не потеряла последний крупный металлургический объект, остающийся в государственной собственности. Речь о многострадальном Криворожском горно-обогатительном комбинате окисленных руд (КГОКОРе). 20 сентября с.г. председатель Фонда государственного имущества Украины Валентина Семенюк должна была подписать договор о создании совместного предприятия для завершения строительства этого объекта с «Украинской рудно-металлургической компанией», которую учредили российские «Смарт-групп» Вадима Новинского и «Металлоинвест» Алишера Усманова. Помешала таинственная болезнь, из-за которой Валентина Петровна на несколько часов попала в больницу «Феофания»...

Напомним: летом 2006 года Кабмин решил создать СП в форме акционерного общества с госпакетом не менее 50%+1 акция для привлечения инвестора для достройки КГОКОРа. При этом правительственная комиссия признала наиболее приемлемым предложение «Смарт-групп» и «Металлоинвеста».

Данное решение было принято правительством под руководством Юрия Еханурова в последний день его каденции, при этом общественности не были представлены ни критерии оценки предложений инвесторов, ни мотивы правительственной комиссии.

По факту это означало переход управления КГОКОРом в частные руки. Как успешно государство управляет предприятиями с долей частников свыше 40%, давно известно по опыту «Укрнафты», Кременчугского НПЗ и прочих.

Позицию Валентины Семенюк, которая еще пару месяцев назад заявляла, что продажа украинской части комбината будет проводиться, как и «Криворожстали», т.е. на открытом конкурсе, транслируемом в прямом эфире, кому-то удалось повернуть на 180 градусов.

Совсем недавно сама Валентина Петровна, говоря о приватизации в целом, утверждала, что «от потенциальных инвесторов поступают лишь письма с сообщением — «только после выборов». А тут такая спешка.

И это при том, что хорошо организованный конкурс по продаже госпакета КГОКОРа может принести реальные поступления в бюджет. Мощность комбината — до 10 млн. тонн руды в год. На долгострой претендуют несколько конкурентов. Главный из них — соседствующий с комбинатом Arcelor-Mittal Steel. Живой интерес проявляет оказавшийся без источников руды Мариупольский меткомбинат им.Ильича. В таких условиях отдавать его без конкурса не очень разумно…

Нынешний однопартиец главы ФГИУ и руководитель ММК им.Ильича Владимир Бойко говорит: «Уже сегодня в Украине мы покупаем концентрат из пятых рук по цене 60 долл. США за тонну при его себестоимости 25 долл. Рудой у нас торгуют монополисты, поэтому мы вынуждены завозить по 120 тыс. тонн железорудных окатышей из Бразилии. Я обязательно подниму этот вопрос при встрече с главой Фонда госимущества Валентиной Семенюк».

Гораздо жестче высказалась по этому поводу кандидат в премьер-министры Юлия Тимошенко: «Нужно было сделать только одно — устроить инвестиционный аукцион по примеру «Криворожстали», чтобы в нем могли принять участие и Алчевский меткомбинат, который катастрофически сегодня придавлен монополией по снабжению железорудного сырья, и та же «Криворожсталь», которая ограничена в сырьевой базе. Но вместо этого, бесплатно, без соглашений, без каких-либо условий... просто отдается предприятие», — говорит Юлия Владимировна.

Компания Arcelor-Mittal предложила перенести определение судьбы КГОКОРа на послевыбоный период, заявив, что «создание СП до парламентских выборов в условиях политической нестабильности усугубит допущенные ошибки и нанесет ущерб инвестиционному имиджу Украины».

Летом этого года произошло сближение ООО «Метинвест Холдинг» Рината Ахметова и ЗАО «Смарт-Групп» россиянина Вадима Новинского. Владельцы этих компаний достигли взаимной договоренности о совместном инвестировании в подконтрольный г-ну Новинскому Макеевский металлургический завод. Менеджеры Рината Леонидовича появились и на контролируемом Новинским крупнейшем в Украине производителе железорудного концентрата — Ингулецком горно-обогатительном комбинате. Теперь эти ГОКи будут вести еще более согласованную политику. Учитывая, что за последние годы вдруг выяснилось, что ввозить сырье через полмира из Бразилии экономически целесообразнее, чем за 200 километров из Кривбасса, прогноз действительно тревожный…

Интересы Усманова тоже понятны: он намерен за следующие пять лет удвоить капитализацию принадлежащих ему предприятий. И получение дешевого доступа к чрезвычайно емкому рынку — совсем не худшее для этого средство.

А вот позицию государства Украина понять сложнее.

В конце июля Фонд государственного имущества признал ЗАО «Консалтинговая фирма «Остров» победителем конкурса по отбору оценщика рыночной стоимости целостного имущественного комплекса государственного предприятия «Дирекция Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд». Ранее эта фирма, мягко говоря, щадяще оценила пакет акций Ингулецко ГОКа — в несколько сот миллионов гривен. Напомним: капитализация российских ГОКов аналогичной мощности тянет на миллиарды долларов.

По данным ФГИ, балансовая остаточная стоимость основных средств криворожского предприятия — всего 40 млн. долл., а незавершенного строительства — 300 млн. долл. Но также имеются 270 млн. долл. долгов по финансовым инвестициям. При этом такие «мелочи», как рыночная доля, или стоимость много­миллиардных железорудных запасов месторождения, похоже, вообще не учитываются государством. Но почему-то очень дорого перепродаются бизнесменами друг другу.

Впрочем, с результатами оценки «Островом» завода станет яснее чуть позже. Пока же очевидно, что практически ничего не осталось от первоначальной идеи проекта — переработки отходов производств других ГОКов. На первом этапе сейчас предполагается наладить банальное изготовление окатышей из сырья ИнГОКа и российского железорудного концентрата Михайловского ГОК.

Считается, что об окисленных рудах речь пойдет только после выхода предприятия на проектную мощность. Причем, если даже до этого вообще дойдет, это будет либо руда нового карьера на Валявкинском месторождении, либо окисленные руды того же ИнГОКа. О переработке отвалов ЮГОКа и Ново-Криворожского ГОКа никто уже не заикается.

Кроме того, не следует забывать, что речь идет о международном проекте, в котором, кроме Украины, участвуют Румыния и Словакия. Доля прежних капитальных затрат этих стран оценивается в 43,6%. Причем 28% приходится на Румынию, в металлургической промышленности которой традиционно сильны позиции Arcelor Mittal. Согласятся ли иностранные участники с тем, что государство отдало их проект в частные руки без всякой попытки согласовать позиции?

В начале сентября президент Ющенко обратился с официальным письмом к премьер-министру Виктору Януковичу с просьбой ускорить решение вопросов введения в эксплуатацию КГОКОРа. Ситуация на начало сентября оценивалась следующим образом: «Центральными органами исполнительной власти до сих пор не выработана согласованная позиция относительно механизмов выделения украинской доли и последующей ее продажи инвесторам. Также не достигнуто понимание со странами участницами проекта по завершению строительства комбината и компенсации вложенных ими средств».

Как бы в ответ на эти пожелания президента, Министерство промышленной политики Украины 19 сентября с.г. передало Фонду государственного имущества права на КГОКОР. После этого Валентина Семенюк внезапно пообещала подписать договор 20 сентября. Похоже, что Фонд демонстрировал решимость побыстрее избавиться от госсобственности…

Но в этот день Валентина Петровна внезапно заболела и на подписание документов не поехала. Однако в тот же день она, даст Бог ей долгих лет жизни, так же внезапно выздоровела и, теоретически, может подписать документ в любой момент. Напомним: такая же история приключилась с г-жой председателем и накануне конкурса по «Криворожстали», с продажей которой она была, наоборот, категорически не согласна. Так что и теперь вся надежда на «дипломатический насморк». Надеяться на прозрачность, похоже, поздно…