UA / RU
Поддержать ZN.ua

Военные тайны. Как работают «ферросплавные офшоры» «Интерпайпа»?

В начале апреля на заседании правительства министр финансов Виктор Пинзеник возложил ответственность за невыполнение показателей доходов бюджета на ряд известных украинских предприятий...

Автор: Василий Днепров

В начале апреля на заседании правительства министр финансов Виктор Пинзеник возложил ответственность за невыполнение показателей доходов бюджета на ряд известных украинских предприятий. Выступать со столь жесткой критикой у властей были все основания — по результатам первого квартала оперативный дефицит государственного бюджета составил уже три миллиарда гривен, а, например, налоговики сумели собрать только 68% от запланированных показателей налогов.

В длинном списке упоминались корпорация «Интерпайп» и Никопольский завод ферросплавов.

По информации представителей налоговой, показатели прибыли на предприятиях, которыми владеет Виктор Пинчук, сократились в несколько раз, соответственно уменьшились и отчисления этих компаний в бюджет.

Одновременно представители налоговой рассказали, что основным путем оптимизации налогообложения остаются продажи продукции на внешние рынки через офшорные компании-посредники.

При этом механизм экспорта крупных украинских финансово-промышленных групп оставался до последнего времени самой большой тайной «за семью печатями».

Только недавно правительство взялось за наведение порядка в уплате налогов ведущими украинскими бизнес-группами. Использование офшорных компаний в экспорте и схемы ухода от налогообложения стали объектом пристального внимания Генпрокуратуры и Министерства финансов.

Наиболее засвеченными оказались предприятия группы «Интерпайп», хотя в данном случае государство скорее пожинает лавры чужой корпоративной войны между Виктором Пинчуком и группой «Приват» Игоря Коломойского.

Именно они впервые заговорили о том, что на Никопольском заводе ферросплавов вовсю работают схемы, предполагающие продажу продукции по заниженным ценам за рубеж, что позволяет экономить на уплате налогов и выводить выручку в тихую Швейцарию.

Дальше — больше. От имени Игоря Коломойского, акционера «Приватбанка» и ряда других предприятий группы «Приват» был подан иск c требованием компенсировать утраченные акционерами НЗФ доходы— в тройном размере.

Несмотря на то что Генеральная прокуратура начала расследование по факту поставок продукции НЗФ за рубеж и способна значительно ухудшить потрепанный имидж «Интерпайпа», государство все же, в отличие от группы «Приват», как-то особо не пытается выяснить, сколько же убытков оно понесло и налогов недополучило из-за схем выведения прибыли с НЗФ.

Тем временем, по информации Генпрокуратуры, через счета компаний Steelex и Travis в 2005 года прошло около 450 млн. долл. экспортной выручки НЗФ. Тогда как предприятие показало лишь 1,5 млн. долл. прибыли. В то же время, по оценкам экспертов, в 2004 году чистая прибыль «ферросплавного» бизнеса «Интерпайпа» на экспорте продукции НЗФ составила около 506 млн. долл.

Таким образом, только за два года общая сумма выведенной с предприятия прибыли приближается к 1 млрд. долл. Соответствующие суммы не получили государственный и местные бюджеты.

Выводились деньги довольно незамысловато — большинство торговых операций проходило через трейдерские компании, где и оседала прибыль.

Как следует из появившихся документов, главным посредником, который торговал ферросплавами никопольского предприятия, является компания Steelex, зарегистрированная в г. Лугано, в самой популярной для иностранных нуворишей стране — Швейцарии.

Только в 2004 году компания получила от «Интерпайпа» 580 тыс. тонн ферросплавов (почти весь годовой объем выпуска завода). Средняя цена покупки по нескольким контрактам составляла 600 долл. за тонну. В свою очередь, конечным потребителям — иностранным сталелитейным компаниям Steelex продавал те же ферросплавы уже по цене 1400—1700 долл. за тонну.

Например, по контракту №31/2004 st от 1 апреля 2004 года Никопольский завод ферросплавов отгрузил 4 тыс. тонн силикомарганца компании Steelex по цене 714 долл. за тонну. Неделю спустя, 9 апреля, швейцарская компания заключает договор №46005297 с концерном Groupe Arcelor из Люксембурга, по которому поставки силикомарганца в объеме 2 тыс. тонн проводятся уже по цене 1448 евро за тонну. Или еще один пример. Согласно договору №18/2004 ST от 1 апреля 2004 года, «Интерпайп» отгрузил Steelex 60 тыс. тонн силикомарганца по цене 637 долл. за тонну. А уже 13 апреля того же года Steelex, согласно контракту №K110FST, реализовал 20,5 тыс. тонн силикомарганца южнокорейской INI Steel Co. Ltd по цене 1315 долл. за тонну.

И это только вершина айсберга. Ведь были еще и давальческие схемы, позволявшие завозить руду на предприятие по завышенной цене, а реализовать давальцу продукции на грани рентабельности.

Также завышенные (по контракту) расходные коэффициенты при производстве ферросплавов позволяли заводу получать излишнюю руду, не облагаемую таможенными пошлинами. Например, согласно контракту №1686 от 23 апреля 2004 года, при переработке 1970 тонн габонской руды с содержанием марганца 44% НЗФ выплавляет и возвращает Steelex 1000 тонн силикомарганца с содержанием марганца 65%.

Простой баланс показывает, что из указанного объема руды в результате переработки, при которой потери составляют 5%, получается 823,5 тонны чистого марганца, а из него, в свою очередь, — 1267 тонн силикомарганца. То есть 267 тонн силикомарганца осталось в распоряжении НЗФ, руда для производства которого не облагалась таможенными пошлинами.

А это около 415 тонн руды, стоимость которой по тому же контракту составляли 130 долл. за тонну, или 415 х 130 = 53 950 долл., что соответствует таможенной пошлине (5%) 2697 долл.

При годовом объеме произведенных для Steelex 388 тыс. тонн ферросплавов за 2004 год на таможенных пошлинах было «сэкономлено» не менее 1 млн. долл.

Указанные схемы вывода капитала позволили корпорации «Интерпайп» не только минимизировать сумму прибыли, предназначавшуюся к выплате акционерам НЗФ в качестве дивидендов (что очень сильно не понравилось частным акционерам), но и значительно сократить налоговые отчисления в госбюджет Украины и местные бюджеты.

Впрочем, в отличие от Коломойского, структурам которого принадлежат крупные пакеты НЗФ, государство не пытается или очень вяло пытается потребовать компенсацию за нанесенный ущерб и неуплату налогов компанией «Интерпайп» за годы работы на Никопольском заводе ферросплавов.

Пока же от раскрытия схем вывода прибыли пострадала разве что репутация того же «Интерпайпа».

Сейчас компании, принадлежащие Пинчуку, категорически опровергают эти обвинения — новость о налоговых претензиях государства никому не улучшает репутацию.

Однако теперь им нужно будет доказать в суде, что указанных схем не было. Дело непростое, так как суд предстоит американский, где все будет куда сложнее, чем в Украине.

Кстати, появилась (пока не подтвержденная) информация, что г-н Коломойский даже заставил г-на Пинчука (или его партнеров) поделиться частью акций НЗФ. Насколько такие оценки соответствуют действительности, покажет ближайшее время.

В принципе, расстаться с акциями Виктор Михайлович пробовал уже неоднократно. В прошлом году он вел переговоры о продаже российским бизнесменам Вексельбергу и Абрамову многострадального Никопольского завода ферросплавов. Но сделка сорвалась буквально в последний момент.

Не исключено, что сейчас может произойти новый передел или перепродажа. В этом случае государство рискует, не потребовав компенсации за недополученные налоги, снова оказаться не у дел. Хотя, в общем, ему не привыкать.

А может, миллиард долларов, выведенных с предприятия, — это не та сумма, из-за которой стоит обижать хорошего человека.