UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ВИАГРА» ДЛЯ «ЛиНОСа»

В том, что конкурсная комиссия по продаже 67,41% акций ОАО «ЛиНОС» признает окончательным победителем конкурса предприятие с иностранными инвестициями «ТНК-Украина», сомнений не было практически ни у кого...

Автор: Сергей Кораблев

В том, что конкурсная комиссия по продаже 67,41% акций ОАО «ЛиНОС» признает окончательным победителем конкурса предприятие с иностранными инвестициями «ТНК-Украина», сомнений не было практически ни у кого. Слишком долго общественное мнение формировалось таким образом, что любой другой результат был бы воспринят так же сенсационно, как обнаружение крупнейшего в Европе месторождения нефти аккурат под местным Белым домом. Но сенсации не произошло, и руководство «ТНК-Украина», выложив за пакет акций ОАО 50 млн. грн., получило полное моральное право поведать общественности о том, как будет жить «ЛиНОС» в ближайшее время. Что и было сделано на пресс-конференции после того, как местный губернатор ознакомился с презентационными документами программы действий ОАО «Тюменская нефтяная компания» на приобретенном нефтеперерабатывающем заводе.

Свое видение взаимоотношений с новым собственником луганский губернатор Александр Ефремов сформулировал очень кратко: по всем вопросам найдено взаимопонимание и никаких проблем возникнуть не должно, поскольку все участвующие в процессе диалога стороны говорят на одном языке. Основная цель облгосадминистрации состоит в том, чтобы предприятие работало, трудящиеся регулярно получали заработную плату, бюджет своевременно пополнялся за счет налогов. Кроме того, луганские власти рассчитывают на участие «ТНК» в осенней «битве» за урожай; участие в реконструкции и работе местного аэропорта; на сотрудничество в области спорта и культуры.

Эти оптимистические заявления в ответном спиче подтвердил заместитель председателя правления «ТНК» Герман Хан, который подчеркнул, что для российской компании актуальным является выполнение инвестиционных условий, что позволит погасить задолженность по зарплате трудовому коллективу, произвести расчет с большей частью кредиторов и загрузить завод сырьем. В перспективе просматриваются окончательные расчеты со всеми кредиторами, а также модернизация предприятия и решение социальных проблем.

Об аэропорте не было сказано ни слова, что в принципе и понятно: очень нужно россиянам чужое «горе», из которого в сторону их родины не летает ни один аэроплан. Более логичным выглядело бы участие в реконструкции воздушных ворот области «любимого» предприятия губернатора — «Луганского энергетического альянса», чей представитель скромно сидел на пресс-конференции в рядах представителей масс-медиа. Поскольку рейс на Киев, которым перемещается местный политический истеблишмент, еще худо-бедно, но выполняется. А представители «ТНК» все равно будут большей частью оказываться в столице Украины, минуя Луганский аэропорт. Но местные газовые «короли» посчитали, что в настоящий момент им по душе другая стихия — водная, и переключили свое внимание на ванны. А они, даже если носят гордое название джакузи, еще пока не летают…

Гораздо больше внимания г-н Хан уделил взаимоотношениям с кредиторами. По его словам, та их часть, погашение долга которой предусмотрено условиями инвестиционного конкурса, будет обслужена в первую очередь. Что касается всех остальных, то будет произведена ревизия долговых обязательств, и все те из них, которые в рамках судебных разбирательств будут признаны подлежащими к оплате предприятием, соответственно будут погашаться. Со стороны «ТНК» кредиторам обещана максимальная прозрачность, им предложат различные легальные схемы погашения задолженности. Например, тем из них, которые захотят работать с «ЛиНОСом» по давальческой схеме, будет предложено покрыть часть задолженности за счет стоимости переработки нефтяного сырья, что, по мнению заместителя председателя правления «ТНК», может быть крайне выгодно обеим сторонам. По его расчетам, на весь процесс погашения кредиторской задолженности может уйти до пяти лет.

ОАО «Тюменская нефтяная компания» — одна из пяти ведущих российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний: второе место по запасам — 2,4 млрд. тонн и пятое по добыче — 22,6 млн. тонн (данные прошлого года).

Производственные мощности: четыре предприятия разведки и добычи («Самотлорнефтегаз», Нижневартовское нефтедобывающее предприятие, «Тюменьнефтегаз», «ТНК-Нягань»), четыре нефтеперерабатывающих предприятия (Рязанский НПЗ, Нижневартовское НПО, Красноленинский НПЗ, «ЛиНОС»). Розничная сеть насчитывает около 700 АЗС.

Загрузка перерабатывающих мощностей постоянно растет: в 1999 году переработка нефти на Рязанском НПЗ составила 12 млн. тонн. Причем бензины, производимые на этом предприятии, по оценке Госстандарта РФ, вошли в число 100 лучших товаров России.

Финансовыми консультантами ТНК являются такие известные международные банки, как Chase Manhattan, JP Morgan и CSFB. Аудит финансовой отчетности ТНК и оценка запасов нефти и газа проводятся соответственно компаниями Pricewater- houseCooрers и Miller&Lents.

Зная, что одним из акционеров «ТНК» является компания «Новый холдинг», в состав которой входит «Альфа-банк», собравшиеся поинтересовались, где теперь будет обслуживаться «ЛиНОС».

Ответ г-на Хана гласил, что в компании существуют определенные принципы: деньги держат в тех банках, где это наиболее целесообразно. Никакой жесткой привязки, в том числе и к «Альфа-банку», нет. Не исключено, что в этот момент у бывшего руководителя «Укркоммунбанка», а ныне губернатора Александра Ефремова на душе стало как-то теплее…

Не упустило руководство «ТНК» и вопросы сбыта. Для их успешного решения будет использован уже наработанный опыт создания джобберовской системы. Новые владельцы «ЛиНОСа» планируют, что внутренний украинский рынок на 25% будет наполняться именно продукцией их предприятия.

Что касается участия «ТНК» в дальнейшей приватизации, то Герман Хан дал понять, что обсуждать эти вопросы пока рано. И вообще речь идет о коммерческой тайне. Не исключая эту версию, вероятно, следует сказать о том, что в данном процессе может быть примешан и личностный фактор. Так, потенциально привлекательное для россиян ОАО «Луганскнефтепродукт» возглавляет бывший председатель правления ОАО «ЛиНОС» Вячеслав Лобач, чьи действия во времена руководства НПЗ получили неоднозначную оценку со стороны возможных в то время покупателей предприятия.

Естественно, при обсуждении всяческих перспектив и луганские власти, и новые владельцы «ЛиНОСа» не могли не коснуться одной из самых болевых точек, как бы предопределившей продажу украинского предприятия россиянам. Речь идет о загруженности ОАО «ЛиНОС» сырьем. Общеизвестно, что объем переработки на заводе в 1999-м сократился по сравнению с 1997 годом в шесть раз, и предприятие с численностью около 5000 человек простаивало 326 дней. Но уже в этом году ОАО «ТНК» планирует поставить на завод 1,8 млн. тонн нефти, а в 2001-м обеспечить загрузку на уровне не менее 4 млн. тонн и наращивать ее в перспективе до 5—6 млн. тонн нефти в год. На представленном графике все выглядело так, будто прогрессирующий импотент глотнул пачку виагры и процесс пошел. Та-а-акими темпами, что все вокруг остолбенели…

Легкую тревогу собравшихся по поводу состояния оборудования развеял генеральный директор, председатель правления ОАО «ЛиНОС» Юрий Бойко: поскольку все оно поддерживалось в работоспособном состоянии, то теперь, по мнению Юрия Анатольевича, особых проблем быть не должно. Завод к работе готов. Кстати, генеральный остается работать в этой должности и далее. Что на данный момент устраивает все стороны. В общем, на пресс-конференции журналистам все демонстрировали любовь и взаимопонимание. Помнится, несколько лет назад такие же чувства витали на презентации «Верроны плюс», когда она купила ОАО «Луганскоблэнерго»…

Сергей КОРАБЛЕВ