UA / RU
Поддержать ZN.ua

Весеннее обострение

Затягивание решения вопроса о достройке Криворожского горно-обогатительного комбината окисленн...

Автор: Виталий Безуглый

Затягивание решения вопроса о достройке Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР) плодит все новые заявления отдельных игроков, не увеличивая при этом количество реальных претендентов на участие в проекте. Пока их по-прежнему двое: украинско-российский консорциум «Смарт-групп» — «Металлоинвест» и крупнейшая металлургическая компания мира Mittal Steel.

На прошлой неделе о желании принять участие в достройке КГОКОРа заявил Полтавский ГОК, а на нынешней — российская «Северсталь». Однако аргументы, которые выдвигают «новоприбывшие», обосновывая свою заинтересованность в отечественном долгострое, вызывают некоторое недоумение. Так, единственным публичным мотивом участия «Северстали» в достройке ГОКа является то, что компании не помешали бы 3 млн. тонн железорудного сырья для ее металлургического комбината в Италии. Россияне особо подчеркнули, что «этот канал сбыта КГОКОР получит только в случае перехода украинского предприятия в собственность «Северстали».

Гораздо более «фундаментально» обосновывает свой интерес Полтавский горно-обогатительный комбинат.

По словам члена наблюдательного совета ПГОКа Константина Жеваго, предприятие — «единственная компания, которая имеет опыт для развития этих активов (имеется в виду КГОКОР. — В.Б.), понимание украинской промышленности и доступ к экспортным рынкам, необходимым для продажи окатышей».

По сути, единственное, о чем забыл упомянуть Константин Валентинович, — это есть ли у принадлежащей ему группы «Финансы и кредит» средства для реализации данного проекта.

Только с начала нынешнего года нардеп Жеваго задекларировал, что его группа будет строить сталелитейный завод в Венгрии (стоимость 300 млн. евро), возводить метзавод «Ворскласталь» в Полтавской области (стоимость оценивается более чем в 1 млрд. евро), покупать государственный пакет акций «Лугансктепловоза» (по оценке главы ФГИ Валентины Семенюк, его справедливая цена составляет 2,5 млрд. грн.), осуществлять совместный проект на керченском судостроительном заводе «Залив» с норвежской компанией Aker Yards (публично задекларировано вложение в проект 1 млрд. евро), строить в районе крымского озера Донузлава грузовой терминал (по оценкам экспертов, только подготовительные работы в рамках данного проекта обойдутся в 300 млн. долл.) и т.д.

Всего же на ближайшую пятилетку группа (капитализация которой оценивается примерно в полтора миллиарда долларов) уже задекларировала инвестпроектов на сумму, раза в три превышающую ее текущую стоимость. Понятно, что после оглашения подобных наполеоновских планов уже не страшна перспектива участия еще и в достройке КГОКОРа. Ведь в нее необходимо вложить на первом этапе всего-то порядка 300—400 млн. долл.

Впрочем, судя по косвенным признакам, в случае с КГОКОРом «Финансы и кредит» о деньгах могут не беспокоиться. Возможно, их обеспечит новый партнер группы — Mittal Steel.

Последний недавно стал свидетелем весьма нервной реакции украинских металлургов на его попытку поучаствовать в достройке Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд. «Местные» явно испугались формирования чужеродной вертикально интегрированной монополии у себя под боком и продемонстрировали чудеса лоббизма по вытеснению «пришлых с пляжа».

Оперативно оценив ситуацию, Mittal начал перестройку на марше. В частности, быстро исчез из информационного пространства, передав эстафету ПГОКу (благо, обе компании с некоторых пор обслуживаются одним и тем же PR-агентством). Тезисы публичных заявлений остались примерно теми же: требуем проведения прозрачного и объективного тендера по выбору партнера для совместного предприятия по достройке КГОКОРа.

Единственная существенная модификация — Полтавский ГОК очень настаивает на том факте, что он является отечественным производителем. Хотя при этом во всех пресс-релизах ГОКа рядом с ним в скобках указывается название его управляющей компании — «Феррэкспо». Последняя не только контролирует весь экспорт ПГОКа (а это порядка 85% продаж), но и зарегистрирована в Швейцарии под именем Ferrexpo AG.

В принципе, ничего плохого в этом нет. Да вот только стоит ли при таком раскладе кичиться своей национальностью — вопрос дискуссионный. Хотя, безусловно, на фоне Mittal Steel любой Ferrexpo смотрится как украинец.

Пока непонятно, каким образом ПГОК и Mittal объединят свои усилия по завершению украинского долгостроя (хотя учитывая, что никакие официальные предложения Кабмину до сих пор не переданы, в успех данного предприятия верится все меньше и меньше). Однако имеется информация, что индусы ведут переговоры с Европейским банком реконструкции и развития о предоставлении «Криворожстали» кредита в размере порядка 200 млн. долл., в том числе и «на мероприятия по расширению мощностей по добыче железорудного сырья». Каковыми может стать и достройка КГОКОРа.

Справедливости ради отметим, что есть вопросы и по предложению второго тандема претендентов на украинский долгострой — «Металлоинвеста» и «Смарт-групп». От него, в частности, совершенно не в восторге профильный министр Владимир Шандра. Он уже высказал свои опасения по поводу украинско-российского проекта: «Я не скажу, что нас что-то не устраивает. Просто есть ряд вопросов, которые надо уточнить. Это предложение интересно, оно имеет право на существование. Главное, чтобы это был проект по окисленным рудам, чтобы это было записано».

Минпромполитики может уповать на банальную логику прогресса. Железная руда — исчерпаемый природный ресурс. То бишь со временем ее не становится больше. И, соответственно, проект Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд, который задумывался в хлебосольные советские времена больше как гуманитарный (точнее, экологически-интеграционный — расчистим отвалы, уменьшим нагрузку на почву, займем работой братьев по СЭВ), сегодня, спустя два десятилетия, приобретает вполне бизнесовые очертания.

Извлекаемые запасы руды в мире увеличиваются гораздо более скромными темпами, нежели ее добыча. А спрос на железорудное сырье устойчиво увеличивается и, по мнению большинства специалистов, будет расти как минимум до 2012 года, а возможно, и дальше. В этой ситуации металлурги доберутся не то что до отвалов Кривбасса, а даже до Северного полюса.

Конечно, говоря о технологических перспективах Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд, сегодня, наверное, никто не даст стопроцентной гарантии, что все пойдет как по писаному. Тот же Mittal Steel за полгода с момента покупки «Криворожстали» существенно скорректировал программу модернизации крупнейшего отечественного меткомбината. И ничего. Минпромполитики хранит по этому поводу многозначительное молчание. При том, что обязательства по инвестпрограмме «Криворожстали» не просто записаны — они еще и подписаны покупателем.

Впрочем, на КГОКОРе хотя бы контрольный пакет будет принадлежать государству. Что даст меньше возможности для вольного прочтения инвестобязательств.

Ну, а текущее состояние КГОКОРа достаточно красноречиво охарактеризовала Счетная палата Украины, которая в прошлом году проанализировала ситуацию на крупнейшем отечественном долгострое. Результаты проверки свидетельствуют, что с целью покрытия финансовых убытков с разрешения Минпромполитики осуществляется распродажа, в сущности, «проедание» ранее созданных активов. Убытки от разукомплектования и разворовывания имущества, а также продажи его по цене ниже балансовой стоимости за последние пять лет составляют свыше 40 млн. грн. Когда в такой ситуации делаются попытки затянуть решение вопроса достройки комбината, невольно задаешься вопросом — а кому это выгодно?