Кременчугский НПЗ — самый крупный в украинской нефтеперерабатывающей отрасли. Соответственно и один из самых лакомых объектов украинской приватизации. Претендентов на 43,05% пакет его акций более чем достаточно. Это и контролирующий его сейчас Укрсиббанк (правда, ему принадлежит всего 1,15%), и Приватбанк (по слухам, близкие к нему структуры перекупили 0,35%). Проявляли к нему интерес и российские нефтяные компании ТНК, «Лукойл» и опальный «ЮКОС».
Плюс ко всему приватизацию этого предприятия курируют сразу несколько групп депутатов, преследующих при этом далеко не совпадающие цели.
Однако главными претендентами на покупку по-прежнему остаются татарские акционеры. После удаления в 2001 году предыдущего менеджмента НПЗ роль Татарстана на заводе резко возросла. Особенно после того как, преодолев довольно вялое сопротивление ФГИ, удалось выкупить 18% пакет акций «дружеских оффшорок» бывшего руководства. Суммировав этот пакет с имеющимися 38%, наши приволжские друзья получили 56%.
Однако полной победы не получилось: государственный пакет акций завода периодически сдается в прокат местным группировкам. Так что оперативным контролем приходится делиться, что не воодушевляет Казань. Да еще и по Верховной Раде бродит пара законопроектов об особенностях приватизации «Укртатнафти»...
Со своей стороны Татарстан тоже предпринимает контрмеры, стараясь размыть потенциально опасный пакет. В прошлом году он инициировал проведение допэмиссии на 200 млн. долл., после чего госпакет «сдулся» бы до 17%, перестав представлять для кого-либо интерес.
Предполагались и иные варианты. Учитывая, что допэмиссия по существу представляет собой перекладывание средств из левого кармана в правый, у государства нет денег на ее выкуп, а бизнес-группы контролируют менее 1,5%, государству предлагалось несколько компенсировать потери: предлагалось оплатить порядка 100 млн. долл.
Учитывая, что другими группами предлагается не менее 150, а при открытой конкурентной продаже пакет может потянуть и на 250 млн. долл., это не очень щедро. Однако сейчас ведущему татарстанскому акционеру — «Татнефти» — предстоят большие расходы на покупку нефтекомплексов в Турции, и они бы может и рады переплатить, да не из чего.
Так что в Киеве эти предложения восторга не вызывали. Во-первых, это уже далеко не новые обещания масштабных инвестиций — их обещали и в 2002 году, когда выкупалось 18%. Да и в прошлом году Татарстан анонсировал резкое увеличение поставок нефти, тут же забытое на практике. Плюс у того же Укрсиббанка перспектива очутиться за воротами предприятия восторга не вызывает.
В общем эмиссию в декабре 2003-го блокировали, хотя по совершенно дивному поводу: иску акционера, которому не дали ознакомиться с реестром. Повод вообще-то дикий и правовое государство (ходят слухи, что мы его строим) не украшающий.
Впрочем, никто не обиделся. Справедливо рассудив, что «терпение и труд — это главное», Татарстан собирается на новом собрании снова инициировать вопрос об эмиссии. Ранее высказывались мысли и об облигациях, конвертируемых в акции.
На появившуюся в последнее время идею о создании национальной вертикальной интегрированной нефтяной компании татары отреагировали очень скептически. Председатель наблюдательного совета «Укртатнафти», первый вице-премьер правительства Татарстана Равиль Муратов сказал, что «это были просто заявления главы Фонда госимущества Михаила Чечетова». А передать акции ЗАО в уставный фонд другой структуры без предварительного согласия других учредителей невозможно.
Очевидно, это относится и к планам продажи «Укртатнафти» на конкурсе. В общем, Казань остается верной избранному курсу — за завод она будет драться до конца. Так что чего-чего, а особенностей приватизации на этом заводе еще будет предостаточно.
А вот то, чем все это закончится, зависит от того, насколько договорятся в верхах. До мая, когда планируется собрание акционеров ЗАО, еще много времени. Во всяком случае, его вполне достаточно, чтобы президент Татарстана Ментимир Шаймиев посетил Киев. До сих пор это помогало. Поможет ли на этот раз?