UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Укррудпром»: дополнительные инвестиции вместо реприватизации

Апрельское выездное заседание комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предп...

Автор: Георгий Малинский

Апрельское выездное заседание комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства в Кривом Рогу оказалось знаковым: предыдущее выездное заседание было еще до приватизации «Укррудпрома» и «Криворожстали». Заодно прощались с главой комитета. Отныне Юрий Ехануров — днепропетровский губернатор.

Согласно установившейся традиции, сначала парламентариев повозили по объектам. Сделали остановки на «Криворожстали» и Южном ГОКе. На руднике продемонстрировали подрыв тремястами тоннами взрывчатки пласта руды. В общем, со зрелищами все было нормально…

Однако сама повестка дня была далеко не благостной. Речь шла о том, как можно разрешить ситуацию вокруг «Криворожстали» и «Укррудпрома».

Скажем сразу — ожидавшейся драки не случилось. Напротив, у противоборствующих сторон нашлись точки соприкосновения...

Во-первых, трудно оспаривать тот факт, что после приватизации горнодобывающий комплекс стал работать заметно лучше. Объемы производства товарной продукции увеличились по железной руде до 65,9 млн. тонн, а по окатышам — до 16,3 млн. тонн.

И основной прирост пришелся на «Укррудпром», который сейчас преобразован из государственного холдинга в ассоциацию. Доля ее предприятий в объеме общенационального производства в прошлом году составила по руде 34,2 млн. тонн, окатышам — 8,98 млн. тонн.

Реализация товарной продукции в 2004 году увеличилась до 2,9 млрд. грн., что на 1,3 млрд. грн. больше, чем в 2003-м. Чистая прибыль предприятий, входящих в ассоциацию, выросла в 35 раз — до 946 млн. грн. И если это еще можно было в принципе «списать» на возросшие цены, то увеличение поставок на внутренний рынок списать на рост цен сложновато…

Поставки железорудного сырья на внутренний рынок увеличились по сравнению с предыдущим годом на 5,5 млн. тонн. В то же время его поставки на экспорт сократились на 2,1 млн. тонн.

Учитывая, что самые крупные не входящие в ассоциацию производители руды — «австрийский» Полтавский ГОК и «словацкий» Запорожский железорудный комбинат — работают в основном на экспорт, «рудпромовская доля» в увеличении поставок на внутренний рынок еще выше.

И, несмотря на все разговоры о нехватке рудного сырья, металлурги вполне обеспечивались именно отечественной продукцией.

Об этом красноречиво свидетельствует ключевой показатель — импорт из России. В 2004 году отечественные металлургические комбинаты купили у российских горняков на 4,8 млн. тонн сырья меньше.

Улучшилось и финансовое состояние предприятий: оборотные средства выросли на 741 млн. грн., и это косвенно подтверждало то, что собственники не вымывали средства с ГОКов. Одновременно платежи в бюджет увеличились на 85% по сравнению с 2003-м и составили 432 млн. грн.

Не сбылась и одна из ожидавшихся «страшилок» — сокращение персонала. Количество рабочих мест даже увеличилось, а параллельно выросла и зарплата. Цифры, в общем-то, были красивые, их было не стыдно показывать…

В целом в производственной аналитике явно преобладал позитив. Однако все прекрасно понимали, что совещание далеко не парадное, и основным вопросом было — будем отбирать или нет. Тем более что в заседании, кроме нового днепропетровского губернатора Юрия Еханурова, участвовала председатель ФГИУ Валентина Семенюк, народные депутаты Вадим Гуров, Владимир Мовчан и Владимир Бойко, министр промышленной политики Украины Владимир Шандра, руководители предприятий и объединений ГМК региона.

Буквально накануне криворожского посещения 62 депутата украинского парламента обратились в Конституционный суд Украины с просьбой признать не соответствующим Конституции Закон «Об особенностях приватизации предприятий Государственной акционерной компании «Укррудпром». Правда, циники не поленились подсчитать, что примерно 80% из них еще в прошлом году при обсуждении законопроекта в Верховной Раде в первом и втором чтениях голосовали за его принятие. Но, как говорится, это было в далекие «дореволюционные времена» и «те мы — это уже давно не мы».

Впрочем, в направлении дела в Конституционный суд, с точки зрения нынешних собственников, имеется и позитивная сторона. Юрий Ехануров прокомментировал это в том смысле, что сам факт обращения служит признанием, что приватизация предприятий «Укррудпрома» проходила на законных основаниях и соответствовала действующему законодательству.

По его мнению, решение суда позволит «в этом вопросе поставить точку, за которой возврат и пересмотр прежних решений был бы просто невозможен, на него был бы объявлен своеобразный мораторий».

В скорейшем завершении всех разговоров вокруг реприватизации заинтересованы все, «иначе попыткам неуспешных бизнесменов обогатиться за счет более успешных конкурентов не будет конца…. Пора смахнуть «пену», образовавшуюся вокруг этого вопроса и перейти к нормальной ритмичной работе». Юрий Иванович рассчитывает, что в мае на рассмотрение Верховной Рады будет подан новый закон о собственности. Кроме того, в парламенте уже зарегистрирован законопроект «О гарантиях владельцам приватизированного имущества», которое приватизировано в 1992—2005 годах.

О путях выхода из реприватизационного тупика говорили все. К слову, любопытно было понаблюдать за эволюцией депутатских взглядов. Так, один из основных противников приватизации «Криворожстали», заместитель главы комитета Вадим Гуров сейчас уже не настаивает на реприватизации. Хоть и выдавать индульгенцию собственникам «Укррудпрома» он еще не готов.

А вот генеральный директор Мариупольского меткомбината имени Ильича Владимир Бойко оказался более миролюбивым. По его словам, «хороший закон или плохой, но он должен выполняться. Обратного хода нет». Теперь Владимир Семенович сосредоточится на борьбе за заброшенные шахты и, возможно, за совместные (с нынешними владельцами) инвестиции в существующие ГОКи.

В целом же на совещании господствовало слово «доплата».

Юрий Ехануров отметил: «Возможно, одним из путей решения сегодняшней проблемы с пересмотром приватизации станут дополнительные инвестиционные обязательства, взятые на себя собственниками. Нужно ставить точку, а то уж слишком долго играемся в таком важном вопросе».

О доплате говорил и Владимир Гуров. Правда, он имел в виду «Криворожсталь»: «Если считаете, что дешево, то сделайте постановление Кабмина. Как говорили в советское время — «О некоторых ошибках в оценке предприятий». Назначайте аудит, оценивайте по-новому. Пусть доплачивают, и на этом все заканчивается».

Неожиданно компромиссно прозвучало и выступление Валентины Семенюк. Желая действовать лишь в плоскости закона, Валентина Петровна ждет решения Конституционного суда по поводу «Укррудпрома».

При этом о реприватизации, по словам г-жи Семенюк, речь не должна идти вообще. Поскольку в Украине нет закона ни о реприватизации, ни о национализации.

Расторжение договора купли-продажи с инвесторами может происходить лишь в случае невыполнения ими инвестиционных обязательств. Идею же доплаты Валентина Петровна предложила вынести на рассмотрение Верховной Рады, ибо реального механизма ее осуществления глава ФГИ в настоящий момент не видит.

Впрочем, и на горно-обогатительных комбинатах тоже не все в восторге от идеи доплатить. Руководитель Ингулецкого ГОКа Владимир Пивень заявил, что, хотя предприятие работает с превышением проектной мощности, уже сейчас изношены более 70% обогатительного оборудования и 80% — транспортного. Нужны более 300 млн. грн. на модернизацию мельниц. И если сегодня акционеров «нагнуть», чтобы доплатили, останется подождать пять лет — и предприятия не будет.

Тем не менее идея увеличения инвестобязательств была основной. Неопределенность явно достала всех, ведь в нынешних условиях трудно планировать бизнес и тем более его развивать.

Между тем присутствовавший на заседании министр промышленной политики Владимир Шандра отметил настоятельную необходимость увеличения расходов на основные фонды. Он отметил, что до 2007—2008 годов, когда ожидается спад мировых цен на металл, времени осталось немного.

А сегодня проблем с лихвой. Не зря же часть заседания была посвящена обсуждению вопроса, каким образом тарифы железной дороги вместо ранее заявленных 15—17% выросли на все 50%.

В целом встреча горняков и депутатов продемонстрировала, что пора искать пути выхода. В связи с чем Юрий Ехануров повторил известную мысль о том, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца.

Судя по заседанию в Кривом Роге, у региона появились шансы избежать сильных потрясений. Желающих их инициировать стало явно меньше…