UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА ПОМОГЛА РОССИИ ЗАКОНЧИТЬ АЛЮМИНИЕВУЮ ВОЙНУ ПРИВАТИЗАЦИЯ НГЗ СТАЛА КАТАЛИЗАТОРОМ СОЗДАНИЯ МОЩНЕЙШЕГО АЛЮМИНИЕВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ПРОСТОРАХ СНГ, В КОТОРОМ БУДЕТ УЧАСТВОВАТЬ И САМА УКРАИНА

Подписание соглашения о продаже 30-процентного пакета акций Николаевского глиноземного завода ук...

Автор: Галина Заземельная

Подписание соглашения о продаже 30-процентного пакета акций Николаевского глиноземного завода украинской компании «Украинский алюминий», на котором присутствовали премьер-министр Украины Виктор Ющенко и президент группы «Сибирский алюминий» Олег Дерипаска, судя по всему, стало началом серьезных перемен на российско-украинском алюминиевом рынке. Именно после подписания документа Олег Дерипаска, отвечая на вопрос одного из журналистов, заявил, что в течение ближайших двух месяцев алюминиевый рынок ожидают серьезные изменения. Президент «Сибирского алюминия» дал понять, что не за горами — создание крупнейшего в СНГ алюминиевого холдинга.

Откровенно говоря, никто не ожидал, что реализация этих планов произойдет так стремительно. Большинство аналитиков рынка говорили о серьезных трудностях, подстерегающих «Сибал» на этом пути. Ведь непримиримые враги, которыми до конца прошлой недели являлись Абрамович—Березовский с одной стороны и Дерипаска—Чубайс — с другой — не те люди, которые просто так уступают свои позиции. Однако было сделано то, чего никто не смог просчитать. Они объединились. По крайней мере — на какое-то время.

Правда, пока неясно, в какой форме это объединение будет функционировать. У всех в памяти еще свежо противостояние мощнейших алюминиевых группировок, проходивших по классификации специалистов как группы Березовский—Абрамович и Дерипаска—Чубайс. Журналисты за время этого противостояния успели окрестить ситуацию «алюминиевой войной», в которой попеременно были тактические поражения и удачи каждой из сторон.

Военные действия заключались в попытках захвата власти на российских алюминиевых предприятиях, принадлежащих противоборствующим сторонам, словесных перебранках в подконтрольных средствах массовой информации. В Украине помнят, как частью этой войны стало почти полугодичное хозяйствование на Николаевском глиноземном заводе группы TWG, подконтрольной Березовскому—Абрамовичу—Л.Черному. Из-за лояльности бывшего директора завода к этой группе Украина лишилась более 70 миллионов долларов прибыли, ведь война требует не только жизней, но и денег.

Но изменилась ситуация, и, согласно российской прессе, две крупнейшие структуры — группа «Сибирский алюминий» и «Сибнефть» — объявили о своих намерениях создать единый алюминиевый холдинг, равного которому до сегодняшнего дня не было. Уже сейчас прогнозируют, что в случае успеха сделки новое образование будет контролировать более двух третей производства алюминия в России, что составляет порядка 10% мирового производства алюминия.

Судя по всему, в новый холдинг войдут Братский и Красноярский алюминиевые заводы, Новокузнецкий алюминиевый комбинат, Ачинский глиноземный комбинат и Красноярский металлургический завод (эти предприятия контролируются акционерами «Сибнефти»). Группа «Сибирский алюминий» готова войти в новое объединение своими предприятиями, а это Саянский алюминиевый завод и Николаевский глиноземный, акции которого через компанию «Украинский алюминий» группа контролирует.

В этой связи некоторые украинские эксперты высказывают сомнения относительно задекларированных неделю назад намерений «Украинского алюминия» о строительстве нового алюминиевого завода на территории Украины. Ведь нынешняя ситуация на российском рынке такова, что собственного глинозема хватает лишь для загрузки половины мощностей алюминиевых комбинатов. То есть, существует серьезная вероятность создания ситуации, когда украинский завод не получит от Николаевского глиноземного ни тонны сырья для производства отечественного алюминия.

Впрочем, в «Украинском алюминии» эти опасения охарактеризовали как абсолютно беспочвенные. Председатель совета компании Герман Ткаченко уверен, что именно недавняя покупка акций НГЗ стала отправной точкой для процессов объединения российских алюминиевых монстров. И «Украинский алюминий» не собирается отказываться от принятых на себя обязательств. Более того, компания, представляя в Украине интересы группы «Сибирский алюминий», уверена в необходимости сотрудничества с новым алюминиевым холдингом. «Сибирский алюминий» не раз показывал себя серьезной компанией, с которой стоит иметь дело. Поэтому ключевая роль Олега Дерипаски в этом грандиозном проекте даст возможность украинскому производителю глинозема участвовать в перспективных проектах нового российского образования.

Герман Ткаченко напомнил, что победа «Украинского алюминия» в конкурсе за право владения пакетом акций Николаевского глиноземного завода показала всему миру инвестиционную привлекательность государства. Крупный промышленный инвестор, каковым на сегодня является «Украинский алюминий», ставит перед собой задачу создания в Украине собственного алюминиевого комплекса с законченным циклом производства алюминия. Такой комплекс должен стать частью крупнейшего алюминиевого объединения в СНГ, созданного в начале нынешней недели.

Так или иначе, жизнеспособность единого российского алюминиевого холдинга, которому журналисты уже дали прозвище «алюминиевый «Газпром», будет зависеть от выполнения договоренностей бывших соперников. Говорят, к примирению с «Сибирским алюминием» акционеров «Сибнефти» толкнул тот факт, что, получив контроль над привлекательными предприятиями российской алюминиевой отрасли, Абрамович не знал, как этим контролем распорядиться. Именно поэтому 50% руководящих постов в новом конгломерате заняли топ-менеджеры «Сибирского алюминия», во главе с генеральным директором «Объединенной компании «Сибирский алюминий» (ОКСА) Александром Булыгиным. Именно его прочат на президентский пост алюминиевого гиганта.

Кому в состоявшемся объединении компаний не повезло — так это Льву Черному. Ведь он, уступив в начале года контроль над своими алюминиевыми предприятиями Роману Абрамовичу, имел вполне четкие намерения и дальше держать руку на пульсе российских алюминиевых событий. С этой целью он поначалу сумел сохранить лояльный по отношению к себе менеджмент на проданных заводах. Но и это его не спасло. Лев промахнулся.

Пока неясно, как посмотрит на возникновение алюминиевого холдинга российское министерство по антимонопольной политике. Да и западные алюминиевые компании, по всей видимости, не дадут безболезненно развиваться серьезному конкуренту. Хотя тенденции к слиянию алюминиевых компаний — общемировые. Не так давно стало известно о намерениях объединиться канадской компании Alkan Aluminium, французской Pecshiney и швейцарской Alusuisse. Буквально на следующий день после появления этой информации американская компания Alcoa, ведущий производитель алюминия, сообщила о намерении приобрести третью по величине компанию в мире, Reynolds Metals. Мир идет по пути глобализации, и выжить в этом бешеном круговороте смогут сильнейшие, то есть, самые крупные. Чтобы узнать, получится ли это у российского алюминиевого гиганта и сможет ли он на равных конкурировать с алюминиевыми монстрами, много времени не понадобится.

Но Украине, при любом раскладе нынешних алюминиевых баталий, на руку появление такого российского объединения. Ведь со строительством нового алюминиевого комбината мы уверенно сможем занять свое место в крупнейшем российском алюминиевом холдинге, активно участвовать в мировом производстве и распределении «металла будущего». Стабильный спрос на алюминий на ведущих товарных биржах, постоянное повышение цены на него дает все основания утверждать, что именно здесь Украина не ошиблась с выбором и вовремя сориентировалась в правильном направлении. Будем надеяться, что этот выбор нас не подведет.