UA / RU
Поддержать ZN.ua

Учебные маневры завершены. Одесский припортовый остается в собственности государства

После многочисленных попыток реструктуризировать и приватизировать Одесский припортовый завод президент Виктор Ющенко поставил точку в этом вопросе и запретил как реструктуризацию, так и приватизацию завода...

Автор: Нина Васильева

После многочисленных попыток реструктуризировать и приватизировать Одесский припортовый завод президент Виктор Ющенко поставил точку в этом вопросе и запретил как реструктуризацию, так и приватизацию завода. Завод остался в собственности государства, а значит, народа.

Двадцать семь лет назад на берегу Аджалыкского лимана, это в 43 км от Одессы, вырос химический завод — крупное и пугающее жителей Одесщины аммиачное производство. Он занял 253 гектара. Монстр — именно так восприняло население его появление.

Одесса даже проводила референдум и сказала свое веское, категорическое «нет». Но завод построили.

Теперь к его проходной приезжают роскошные машины. Из них выходят молодожены, чтобы запечатлеть себя на память у проходной, на фоне красивого пейзажа. Экзотические деревья, бьющий фонтан, благоухающие клумбы — работа заводского дизайнера. И такие цветущие клумбы и зеленые ландшафты — по всей огромной территории предприятия. А того, кто приезжает сюда каждый день на работу, встречает и провожает приятная музыка.

Приезжают сюда не одесситы, а жители города Южного. Город-спутник на берегу Черного моря своим рождением обязан именно этому заводу-гиганту и его соседу-порту. В Южном — самые высокие по стране доходы на душу населения. Еще бы. Средняя зарплата заводчан составляет порядка 2300 гривен в месяц. Работают здесь свыше 3800 человек.

Для отдыха своих работников и горожан завод выстроил в Южном красивый, европейского типа спортивный комплекс с уютной гостиницей в три звезды. Завод преобразил, украсив фонтанами и ночными огнями, центральную площадь города возле Дома культуры, который он тоже содержит. Как содержит много других социальных объектов.

Вы бы видели, какой шикарный заводской медицинский центр. Кругом дорогая отделка, везде живые цветы и самое-самое современное оборудование известных мировых производителей Toshiba, Siemenc, GE. Во всей Одессе такой вряд ли сыщешь. Обслуживают здесь не только работников припортового, но и пенсионеров, детей работников до 18 лет, учащихся и студентов. Этот центр не единственный. Есть еще стоматологическая клиника, дневной стационар, которые тоже оснащены современным оборудованием. На заводе есть свои теплицы. Столовые здесь, как приличные кафе. Ну а заводоуправление — современнейший 11-этажный офис.

Хозяин этой богатой социалки — государственное предприятие «Одесский припортовый завод», активы которого оцениваются в несколько сотен миллионов долларов. По производству аммиака и карбамида ОПЗ давно вышел за рамки проектной мощности и сегодня на равных конкурирует с мировыми компаниями. Как говорят заводчане, нынче их припортовый моложе, чем 20 лет назад. Он оснащен новейшим оборудованием. Многие агрегаты и установки заменены полностью.

Когда в начале 90-х появилась возможность использовать собственные средства на развитие производства, вся прибыль уходила на модернизацию, реконструкцию и энергосбережение. Ни одного рубля, подчеркивают они, не было взято из казны. Ежегодно завод инвестировал в капитальное строительство и техническое перевооружение около 250 млн. грн. Среди предприятий химической промышленности Украины это наивысший показатель. Доходы завода в 2005 году превысили 1,5 млрд. грн. Такими показателями могут похвастаться единицы.

Все это говорит о том, что государство может быть эффективным собственником. Однако именно это эффективно работающее предприятие еще недавно собирались продать с молотка. А перед этим провести реструктуризацию и вычленить из состава завода цех перегрузки аммиака, чтобы оставить его в государственной собственности. Другими словами, ставилась задача присоединить цех к совершенно другому предприятию. Дамоклов меч под названием «реструктуризация и приватизация» висел над предприятием и городом Южным. Эти труднопроизносимые слова никто по-другому на берегу Аджалыкского лимана и Черного моря не воспринимал.

Опасное производство — это не игрушка. Разбирать, отделять, присоединять чревато последствиями. Об этом не уставали повторять специалисты завода и эксперты. Цех перегрузки аммиака — не только часть единого заводского организма, но и сложнейшее оборудование. Постоянный контроль за ним входит в общую систему безопасности завода, который предлагалось разделить. Вы только представьте себе четыре огромных хранилища сжиженного аммиака на 120 тыс. тонн, температура в которых достигает минус 33 градусов. Они самые большие в Европе. Так вот, данные о состоянии этих хранилищ обрабатывает заводская лаборатория диагностики, откуда они затем поступают в Киев, в Институт электросварки им. Патона. Там специалисты проверяют на прочность материал хранилищ. При появлении малейших подозрений на пропуск аммиака завод эту проблему устраняет мгновенно. Не дай бог было передать все это в руки дилетантов...

В диспетчерской завода мне показывали, что произойдет в случае утечки аммиака: «Вот посмотрите на монитор: скорость ветра 16 метров в секунду, температура воздуха плюс 20 градусов. Видите, как движется облако. Прошло восемь минут, и оно достигло Чабанки, вот захватывает Новую Дофиновку, а через 10 минут поселок Котовского, еще через 25 минут оно проходит центр Одессы и накрывает город полностью. В одном из городов Прибалтики разлилось 7 тыс. тонн аммиака. Пришлось эвакуировать весь город. Были погибшие и пострадавшие».

Сегодня система защиты ОПЗ — это до совершенства отлаженный, проверенный годами механизм. Служба безопасности — это единое целое. Аварийная, пожарная, спасатели, ремонтники, военизированная и скорая помощь — все туда входит. И контроль за окружающей средой тоже. «Как все это можно разделить»? — задаются вопросом заводчане. Конечно, при желании отделить можно все. Но, спрашивается, зачем, если это опасно и технически безграмотно? Да и кому это было бы выгодно? Государству? По предварительным прогнозам, если бы было принято решение о реструктуризации, державе это обошлось бы в 100 млн. долл.

Нелогично было отдавать в чужие руки то, что наполняет казну страны ежемесячно. В 2005 году ОПЗ уже перечислил в бюджеты всех уровней свыше полмиллиарда гривен. Вдумайтесь, каждый заводчанин (если смотреть в пересчете на одного работающего) перечисляет державе 12,5 тыс. грн. ежемесячно, или 150 тыс. гривен в год. Это самый высокий показатель среди крупных предприятий Украины.

После разъяснений, обращений, протестов 4 октября 2005 года Верховная Рада внесла Одесский припортовый завод в список предприятий, не подлежащих приватизации. Но свободно вздохнуть коллективу не пришлось. Президент страны тут же наложил вето на принятый парламентом закон. Кто влиял на позицию президента? Есть немало версий, гуляющих по просторам интернет-сайтов. Но кто бы ни были эти люди — советники, министры, ясно одно: не только государственные интересы движут действиями тех, кто ратовал за приватизацию припортового завода.

И вновь Верховная Рада Украины в январе преодолевает вето президента на Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации (относительно ОАО «Одесский припортовый завод»)» и не позволяет главе государства выставить на продажу Одесский припортовый. За это проголосовали 315 народных депутатов.

Слава Богу, здравый смысл восторжествовал, и президент после множественных попыток различных сил выбить, словно кувалдой, из ожерелья украинской экономики сверкающий бриллиант ОПЗ, принял мудрое решение. Чтобы положить конец всем инсинуациям вокруг завода, 21 января Виктор Ющенко запретил продавать Одесский припортовый. А чуть раньше, находясь в Одессе, он же положил конец дискуссии вокруг реструктуризации ОПЗ, четко заявив, что «припортовый завод рассматривается как единый комплекс, и это решение обсуждению не подлежит».

Что такое нестабильность, рассказывать не надо. И к чему она приводит — тоже. К сожалению, завод долгое время лихорадило от приходящих новостей. Неопределенность заставляла работников продолжать доказывать неразумность реструктуризации и приватизации.

24 января Одессу посетил премьер Юрий Ехануров, который на пресс-конференции сообщил журналистам о том, что данный объект приватизироваться не будет.

Сегодня баталии позади и коллектив с уверенностью смотрит в будущее. Кто, как не люди, которые хорошо социально защищены и работают на постоянно обновляющемся предприятии, смогут быть эффективными хозяевами завода, являющегося неотъемлемой частью их жизни и судьбы.