UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРИ ОБЛЭНЕРГО ЗА СТО МИЛЛИОНОВ

Цена съемки приличного американского фильма (со спецэффектами) — где-то около сотни миллионов долларов...

Автор: Игорь Маскалевич

Цена съемки приличного американского фильма (со спецэффектами) — где-то около сотни миллионов долларов. Примерно за эту же сумму во вторник были проданы три украинских облэнерго.

Вокруг их продажи около года шли совсем киношные страсти, с написанием тонн бумаги, меморандумов, докладных записок, справок и прочего. Так что когда претенденты на победу бросали конверты с предложениями в прозрачные ящики с названиями покупаемых облэнерго, то это была только финальная сцена большого и сложного процесса, длившегося уже более пяти лет.

Целью его было привлечение в украинскую энергетику крупных западных компаний. Теперь, можно сказать, дождались: две иностранные компании купили три украинских облэнерго. Американская AES Washington Holdings B.V. приобрела контрольные пакеты «Киев-» и «Ривнеоблэнерго», а словацкая Vychodoslovenske Energeticke Zavody S.P.— «Житомироблэнерго».

И хотя ряд экспертов сильно сомневаются, что словаки работали на свои, в принципе цель можно считать достигнутой: приход иностранцев (не в виде оффшоров) состоялся. Теперь остается посмотреть на последствия. Первое из них вполне очевидно — значительный рост тарифов. Будет ли он компенсирован повышением качества услуг, вскоре увидим...

Тем не менее и ход, и итоги конкурса интересны уже потому, что впервые за девять лет была настоящая, а не бутафорская конкуренция иностранных участников.

Поначалу заявки на конкурс подали десять компаний. Восемь зарубежных, в т.ч. российская, и две украинских. Украинцев и россиян вскоре отсеяли, как недостойных участвовать в столь ответственном деле, а с иностранцами стали работать. Правда, из семи компаний до финальной стадии конкурса дошли только четыре, остальные «спрыгнули» по дороге. Да и вышедшая в финальный этап испанская Union Fenosa ограничилась только заявлением — мол, как приятно было со всеми вами познакомиться — и ничего бросать в ящики с предложениями не стала. Так что реально в конкурсе участвовало только три компании: американская AES Washington Holdings, французская EDF International и словацкая Vychodoslovenske Energeticke Zavody., которые и конкурировали между собой. Борьба не была слишком острой. Так, на «Ривнеоблэнерго» никто, кроме американцев, и не претендовал.

Менее ожидаемой была конкуренция и за явного фаворита конкурса — «Киевоблэнерго». После отказа испанцев от борьбы за него боролись только американцы и французы. Американцы предложили больше (46 млн. долл.), чем представители EDF (38,4 млн. долл.). Зато достаточно неожиданно победу в борьбе за пакет «Житомироблэнерго» одержали словаки, предложив за пакет две стартовые цены (35 млн. долл.). Это оказалось на 7,7 млн. долл., больше чем предлагала за него AES.

Но американцы были единственной компанией, которая собиралась приобрести все три облэнерго, зарезервировав для этого 96 млн. долл. И словаки, и французы хотели приобрести по одному облэнерго.

Вообще, надо отдать должное, по украинским стандартам цены продажи были вполне приличными: за три пакета было заплачено 564,4 млн. грн. (104 млн. долл.). В 1998 году, продав на конкурсах семь (правда, неконтрольных) пакетов облэнерго, ФГИ получил 192 млн. грн. (по тогдашнему курсу 80 млн. долл.). Если три года назад акции уходили в среднем по цене немного превышающей номинальную, то теперь победителям пришлось заплатить за пакеты от свыше шести номиналов («Киевоблэнерго») до двенадцати («Ривнеоблэнерго»). Чтобы оторваться от соперников, победителям конкурсов пришлось переплатить за каждую энергокомпанию более семи миллионов долларов.

Впрочем, в ФГИ мечтали все-таки о другом, и даже на итоговой пресс-конференции по поводу продажи первых трех облэнерго председатель Фонда Александр Бондарь сказал, что денег могли бы получить и побольше: «Мы ожидали большего количества покупателей и более высокие цены». Однако, по мнению Александра Николаевича, «ситуация сегодня не такая, какая была во время объявления конкурсов». Ситуация, что и говорить, сложилась великолепная: депутаты с энтузиазмом гнали в отставку самое успешное правительство в истории Украины.

Поэтому во время конкурса не было ожидавшегося премьера Виктора Ющенко, а присутствовавший первый вице-премьер Юрий Ехануров философски отметил, что «имеем такую цену, какую дают, и должны с ней мириться».

Итоги конкурса оказались неплохими и для инвестиционного советника ФГИ — банка CS First Boston. Банк может записать в свой актив умение продавать предприятия в сложных условиях. Это особенно выгодно смотрится на фоне прежних постоянных провалов иностранных консультантов на поприще подготовки конкурсов. Вдобавок, банк CS First Boston заработал на нынешней продаже и кое-какую денежку. Не то чтобы слишком много (по неофициальным данным, около 4,2% от суммы продажи), но тоже не лишние.

Поэтому представлявший банк CS First Boston Александр Базаров не скупился на комплименты «партии и правительству», подчеркнув, что успешно завершить очень сложный процесс приватизации облэнерго позволили «храбрость и решимость ФГИ, правительства и администрации Президента». Что касается цен, то на них, естественно, повлияли «политические факторы и экономические условия», сложившиеся сегодня в Украине.

Впрочем, конкурсы еще продолжаются и 24 апреля пройдут торги по еще трем облэнерго. Правда, здесь «товар поплоше» и цены, вероятно, окажутся поменьше. Конкуренция, если она вообще будет, ожидается только по одной компании — «Севастопольэнерго». На победу в ней будет претендовать EDF.

Для французской компании это в какой-то степени еще и вопрос престижа: до сих пор она проигрывала все конкурсы по продаже энергокомпаний на территории бывшего СССР. Тем более что успех нынче не будет стоить сумасшедших денег. Стартовая цена «Севастопольэнерго» — всего 6,5 млн. долл., и даже если она удвоится (что маловероятно), то деньги это явно небольшие. Что касается «Кировоградоблэнерго», то здесь мы, скорее всего, снова увидим наших словацких друзей, а цена продажи вряд ли будет сильно отличаться от стартовой. Так что намерение правительства получить от приватизации первых шести облэнерго четверть миллиарда долларов, очевидно, так намерением и останется.

Наибольшая неопределенность с «Херсоноблэнерго». Далеко не очевидно, что конкурс по нему вообще состоится: предприятие имеет огромные долги (около 70 млн. долл.) и до сих пор до конца не урегулированное дело в арбитражном суде о списании 197 млн. грн. долга Энергорынку. Кстати, если по вопросу долгов энергокомпаний «Энергорынку» в ближайшее время не будут приняты решения, то о дальнейшей приватизации энергокомпаний придется забыть — их просто разберут за долги, как уже произошло с «Луганскоблэнерго».

Естественно, всех интересует, что будет происходить с энергокомпаниями дальше. В ближайшие десять дней с победителями конкурса должен быть подписан договор купли-продажи акций, после чего в течение еще десяти дней и должны быть перечислены деньги. Так как по «Ривнеоблэнерго» была только одна заявка, то ФГИ проведет экспертную переоценку стоимости пакета. Впрочем, переоценка наверняка окажется чисто символической и тянуть с ней не будут — деньги нужны быстро.

Что касается самих облэнерго, то в них сейчас начнется процесс смены собственника. После проведения собраний акционеров к управлению компаниями будут привлечены и западные специалисты. В частности, по словам представителя AES Михаила Малеванного, в только что купленные облэнерго на шесть-восемь лет будут приглашены специалисты из США и Англии. По мере передачи своего опыта местному персоналу их число сократится.

В планах AES — инвестировать в течение ближайших пяти лет в каждую из двух купленных компаний примерно по 30 млн. долл. Сумма, откровенно говоря, не впечатляющая, а средства пойдут прежде всего на приборы учета электроэнергии.

Пока американцы не определились, будут ли они еще приобретать энергокомпании в Украине. Зато они хотели бы прикупить одну-две ТЭЦ из находящихся в коммунальной собственности. По их мнению, покупать в настоящий момент энергогенерирующие компании нецелесообразно…

Любопытно, разделяют ли это мнение другие участники — ведь в ближайшее время предполагается продажа еще двенадцати облэнерго. Многие среди них достаточно проблемные. Фонду госимущества остается разве что надеяться на то, что, как сказал А.Бондарь, «постепенно претенденты будут больше входить во вкус и активнее участвовать в тендерах». Так что, люди добрые, вы сами не местные — купите, кто может…