UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тепловоз и брянские товарищи

Если что и демонстрирует состояние правового государства в Украине, так это ситуация вокруг ОАО «Лугансктепловоз». 4 августа исполнится ровно 500 дней со дня скандального конкурса по продаже 76% акций предприятия.

Автор: Евгений Климов

Если что и демонстрирует состояние правового государства в Украине, так это ситуация вокруг ОАО «Лугансктепловоз». 4 августа исполнится ровно 500 дней со дня скандального конкурса по продаже 76% акций предприятия.

Эту тему все желающие разобрали буквально по косточкам. Сложилось почти уникальное для страны единодушие: суды всех инстанций подтвердили незаконность приватизации ОАО «ХК «Лугансктепловоз». Логически говоря, акции давным-давно должны были быть возвращены государству. Более того, за это время можно было бы провести еще один, но нормальный конкурс, получив и деньги в бюджет, и нормальные инвестиции на предприятие.

Однако законы логики и украинская действительность далеко не всегда идут рука об руку…

Вопросом занимались на всех уровнях. По свежим следам президент Украины писал генеральному прокурору Укра­и­ны и в СБУ с просьбой рассмотреть воп­рос соблюдения Фондом госимущества действующего законодательства при при­ватизации ОАО «ХК «Лугансктепло­воз» и в случае выявления нарушений принять соответствующие меры.

Виктор Андреевич даже сыронизировал над тем, что эксперты ФГИ оценивали холдинг то в 2,5 млрд. грн., то в 400 млн.: «Или такие эксперты, или такие расхождения». А по поводу самой процедуры заметил, что «назвать это кон­курсом очень сложно. Ранее такое называлось бесконкурсной приватизацией». Впрочем, реально не получили даже 300 млн. грн., что совсем не смешно…

Как давно это было…

За истекшее время главный участник процесса — председатель ФГИ Валентина Семенюк успела создать счастливую ячейку общества, а ее родная партия — с треском вылететь из парламента. Сама же руководительница приватизаци­онного ведомства, сделав «перебежку» из оппозиции на другую сторону баррикады, держится на должности исключительно за счет поддержки Банковой. В этих условиях недополученные сотни миллионов гривен от продажи стратегического предприятия — это такая мелочь…

В том, что в нынешнем году ФГИ с треском провалит плановые показатели поступлений в бюджет, тоже никто не сомневается. И, кажется, никого, кроме правительства, это и не волнует…

Крупнейший в СНГ завод по производству тепловозов продали быстро, дешево, одному покупателю (обоих украинских участников «выбросили за борт» по причине «несоответствия квалификационным требованиям».) Победителем де-факто назначили структуру «Трансмаш­холдинга» российского миллиардера Искандера Махмудова — ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод».

Впрочем, недопущенные украинцы оказались в хорошей компании. Еще на этапе формулировок условий конкурса ФГИ постарался максимально ограничить конкуренцию.

Так, потенциальный покупатель должен был в течение трех лет до конкурса использовать продукцию, производимую на луганском предприятии. В переводе с бюрократического, этим пунктом отсекались немецкий Siemens и польская Kolej Baltyck.

Заодно будущий покупатель был обязан не более и не менее, чем в течение трех месяцев с момента подписания договора купли-продажи предоставить разработанные технологии производства локомотивов под колею 1520 мм. Между прочим, за пределами России такой колеи попросту нет. Даже в СНГ ширина колеи составляет 1524 мм. И почему именно три месяца? Вот уже скоро 500 дней, а ничего нового на «Лугансктепловозе» как-то не внедрили.

Правда, одно время казалось, что дискриминационные условия пересмотрят. Более того, обозначился интерес к предприятию со стороны французской компании Alstom.

Однако надежды на прозрачный конкурс немедленно рухнули. 22 марта прошлого года Хозяйственный суд города Киева разрешил ФГИ продолжить ранее приостановленный конкурс.

И буквально на следующее утро пакет сбыли с рук (слово «продали» тут как-то мало подходит). Второй спарринг-партнер представлял также г-на Усманова, что и сказалось на разнице в заявках аж в 0,17% стартовой цены.

При этом остальных претендентов на участие о возобновлении конкурса даже не известили. И это при том, что они предлагали за госпакет акций не менее 400 млн. грн.

Бывший глава ФГИ, а теперь — заместитель председателя специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации, народный депутат Украины Александр Бондарь заявлял, что это беспрецедентный случай в истории украинской приватизации. Еще никогда возобновленный после судебных запретов конкурс не проводился без дополнительного объявления о его возобновлении.

По иронии судьбы, если бы такой кон­курс проходил не в 2007-м, а в
2004-м, Валентина Семенюк была бы, несомненно, одной из первых, кто гневно осудил его ход и результаты. Помнится, тогда она как физическое лицо подавала иски с протестами против продажи ферросплавного завода и ехала от парламента проверять Одес­ский припортовый.

Но трехлетняя «точка сидения» сильно повлияла на угол личного зрения. Пребывание г-жи Семенюк во главе ФГИ стало не только полным провалом приватизационных программ, но и печальной историей эволюции взглядов одного человека.

Похоже, лучшее, что она может сделать, — это покинуть госслужбу и заняться контролем со стороны. Для дела было бы несомненно полезнее, но так не хочется уходить...

И трагифарс продолжается.

Как уже отмечалось, суды по «Лу­ганск­тепловозу» ФГИ проиграл, причем в совершенно замечательной позиции — действуя фактически против интересов государства.

Позиция Брянского машиностроительного завода понятна. «Трансмаш­холдинг» — структура агрессивная, и отдавать полученный задешево актив не собирается. А вот какой была мотивация ФГИ, вопрос до сих пор интересный. В свое время глава специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопро­сам приватизации даже обращался к генеральному прокурору на предмет выявления фактов коррупции в действиях руководства Фонда госимущества при проведении конкурса по «Лугансктепловозу».

Пока шла переписка, забылось главное. Еще более года назад, 25 июня 2007 года, Хозяйственный суд Киева принял решение по делу №30/163, признав недействительным договор купли-продажи акций ОАО «ХК «Лугансктепловоз» в размере 76% уставного фонда и обязав ЗАО «Управляющая компания «Брян­ский машиностроительный завод» вернуть указанный пакет Фонду государственного имущества Украины.

Это решение было подтверждено и апелляционной инстанций, а в ноябре — и Высшим хозяйственным судом Украины. То есть оно давно вступило в законную силу.

В соответствии со ст. 124 Конститу­ции Украины, судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей ее территории. Их воплощение в жизнь осуществляется государственным исполнителем по месту осуществления таких действий, другими словами, на территории Украины. Данное правило относится и к иностранным гражданам, имеющим собственность в Украине.

Казалось бы, что тут сложного, коль пакет акций находится на территории страны? Прямая обязанность Фонда государственного имущества — принять меры к возвращению имущества в госсобственность. Однако напомним, что в данном деле у чиновников от приватизации были совсем другие приоритеты.

Начинается откровенный цирк.

ФГИ направляет заявление о признании и приведении в исполнение решения Хозяйственного суда города Киева… в Арбитражный суд Брянской области Российской Федерации. Занавес.

То, что никаких правовых оснований для подобных действий ФГИ не имел, понятно. То, что Арбитражный суд Брянской области РФ оставит такое заявление без рассмотрения, тоже было очевидно.

Вопрос — зачем все это нужно чиновникам и на кого они работают? После отказа россиян ФГИ Украины не предпринимает никаких дальнейших шагов для исполнения судебного решения. Вообще-то это подпадает под ст. 382 Уголовного кодекса Украины — умышленное неисполнение должностным лицом, занимающим особо ответственный пост, решения суда, вступившего в законную силу, чем наносится ущерб государственным интересам.

Напомним, и Генпрокуратуре, и СБУ высшими должностными лицами страны давно было поручено разобраться. Может, стоит поинтересоваться результатом?

А президенту, премьеру, депутатам парламента (независимо от политической принадлежности) — хоть на пару дней забыть дрязги и навести порядок.

Хотя бы для того, чтобы разобраться, кто там у Валентины Петровны в товарищах. Судя по действиям ФГИ, пока она их ищет в Брянске. На очереди — товарищи из Тамбова?