Утверждение главным приватизатором страны одного из наиболее ее откровенных противников — социалистки Валентины Семенюк — какое-то время казалось забавным следствием событий Майдана. Оказалось, зря: Валентина Петровна в ФГИ вполне прижилась и освоилась.
Более того, если убрать фамилию Семенюк из документов, то отличить ее действия, скажем, от действий предшественника (а ныне и соратника по коалиции) трудно…
Даже «Миттал Стил Кривой Рог» нынче они одинаково не любят. Причем по похожим причинам: г-ну Чечетову как верному однопартийцу обидно за Рината Леонидовича, ну а партийным соратникам тов. Семенюк после повторной приватизации пришлось расстаться с рядом не слишком больших, но таких приятных контрактов на поставку металлопродукции.
В остальном — чуть ли не полный консенсус. Ни одно предприятие, экстренно перешедшее в частные руки в период предвыборной раздачи Михаилом Васильевичем, назад не вернулось. Даже риторика постепенно затихла. Ну а приватизация «Лугансктепловоза» прошла в лучших традициях кучмовских времен…
В итоге двухлетнего социалистического управления деятельность Фонда госимущества снова воспринимают сквозь призму «кто заказал». Последствия чего приватизаторы сейчас и пожинают на харьковском «Турбоатоме». Очень немногие эксперты считают, что апрельская смена руководства предприятия — это укрепление позиций государства. Зато размышлений на вечную тему — «кому и зачем» — с избытком.
«Турбоатом» уже свыше 70 лет специализируется на производстве турбин для тепловых и атомных электростанций, гидроэлектростанций и является (правда, сейчас больше потенциально) одним из крупнейших в мире производителей энергетического оборудования. Кроме производства, имеются и свои конструкторские бюро, технологические подразделения, научно-исследовательские лаборатории и проч. Годовой объем продукции — порядка 50—55 млн. долл. По прежним временам, конечно, крохи. Но для кого-то завод и в нынешнем своем виде привлекателен.
Государству принадлежат 75,22%, еще 14,55% — небезызвестной Energy Standard и около 1% — харьковскому ОАО «Мегабанк». И владельцы последнего пакета последние годы вели вокруг завода исключительно бурную деятельность, непрерывно генерируя информационные поводы.
В прошлом году они активно оспаривали передачу государственного пакета ОАО «Турбоатом» в управление Министерства промышленной политики. По их мнению, это мешало управлению предприятием…
К претензиям миноритарного акционера постепенно привыкли и, как оказалось, зря. Ведь по ходу развития политических процессов в Украине руководитель банка Виктор Субботин вдруг оказался в одной партии с руководителем ФГИ.
И случилось чудо — друг спас... ну если не друга, то товарища по партии. Виктор Субботин (не только банкир, но и первый секретарь обкома СПУ в Харьковской области) в конце апреля был внезапно назначен ФГИ исполняющим обязанности генерального директора харьковского завода «Турбоатом». Новый директор никогда раньше не работал в энергомашиностроении, хотя, несомненно, имел богатый опыт по оспариванию решений правительства в этой отрасли.
Дальше пошло еще интереснее — началась чистка наблюдательного совета, из которого вывели и начальника управления Минпромполитики Николая Литвиненко.
Мягко говоря, это не обрадовало министерство, и оно официально заявило, что, «опираясь на действующее законодательство… считает неправомерным приказ ФГИ об отзыве двух членов НС «Турбоатома» и назначении новых членов. Изменения в составе НС ОАО являются прерогативой собрания акционеров ОАО «Турбоатом», о чем уведомлен ФГИ».
Реакцией на это заявление стала подготовка нового руководства к отражению штурма предприятия. Защиту обеспечивал «Титан», а так как МВД пока не чуждо социалистического влияния, то в прессе появились иронические заголовки типа «Социалисты сделали из «Турбоатома» зону и охраняют ее с собаками».
В ответ новое руководство не придумало ничего лучше, чем включиться в войну исков (благо, их вокруг предприятия с избытком).
В частности, и.о. генерального директора ОАО «Турбоатом» подал судебный иск на газету «Факты и комментарии» в связи с публикациями в прессе, наносящими ущерб достоинству и деловой репутации лично его и ОАО «Турбоатом». В суде оспаривается тезис о «...превращении «Турбоатома» в финансовую вотчину социалистов, переводе средств предприятия в подконтрольные ему компании и банальном на этом фоне превышении служебных полномочий».
Право обижаться у г-на Субботина, естественно, никто не отнимал, только вот обижается он своеобразно. В частности, опровергая информацию, что «на трех различных депозитах этого банка (имеется в виду ОАО «Мегабанк») размещены около 200 млн. грн., принадлежащих «Турбоатому». Срок этих депозитов и процентные ставки по ним пока не известны». Истец утверждает, что эти цитаты не соответствуют действительности.
Зато подчеркивается, что, согласно уставу «Турбоатома», гендиректор... имеет право без поручений осуществлять действия от имени акционерного общества. Этот пункт предусматривает наличие полномочий с правом подписи банковских, финансовых и других документов, связанных с текущей деятельностью завода. Действительно, мощное опровержение…
Так оспаривается сумма или факт перевода счетов?
Впрочем, недавно и.о.гендиректора подал очередной иск, требуя опровержения «высказывания о якобы имевшем место выведении активов завода из оборота и переводе денежных средств на счета Мегабанка». Может, проще опубликовать сообщение о расчетных счетах и разместить его на заводском сайте (заодно он заработает)? Судиться сразу со всей прессой — занятие малопродуктивное.
Заодно суд просят запретить ответчикам… распространять негативную информацию, изложенную в статье, и обязать их разместить текст извинения на страницах газеты.
Опровержение, возможно, и разместят, но вот запретить распространять информацию — это круто.
Не говоря уж о том, что существует несколько решений судов. Хозсуды Киева и Харьковской области отстранили от должности самого Субботина. А наблюдательный совет «Турбоатома» назначил даже нового руководителя Виталия Ивахно, причем по рекомендации именно Министерства промышленной политики. Так что завод может похвастаться аж тремя руководителями за неполные три месяца.
Что же касается заявлений представителей ФГИ, что у тех, кто не согласен с назначением Виктора Субботина на должность и.о. гендиректора ОАО «Турбоатом», вскоре не останется аргументов, то они ну очень оптимистичны. Судебных издержек стороны еще понесут изрядно, что опыт самого Мегабанка подсказывает.
Тем более что назначение тов. Субботина проводилось в одной политической обстановке, которая через пару месяцев может сильно измениться: рейтинг и перспективы его политической силы как-то не внушают большого оптимизма.
Куда интереснее, зачем все это…
Как уже отмечалось, борьба за контроль над «Турбоатомом» развернулась давно. Еще летом 2005 года Кабмин пытался создать на его основе государственную корпорацию «Укрэнергомаш», где предприятие стало бы головным с подчинением Минпромполитики. В корпорацию хотели включить еще харьковские «Электротяжмаш», Харьковский электромеханический завод и Харьковский государственный приборостроительный завод имени Т.Г. Шевченко. Но тогда эти планы оказались успешно сорваны…
В 2007-м подоспело распоряжение уже нового Кабмина, в соответствии с которым «Турбоатом» включали в состав совсем другой госкорпорации — «Укратомпром», руководимой тогда еще социалистом Андреем Деркачом. А недавно социалистические идеи Андрея Леонидовича претерпели глубокий кризис, и нынче он в списке регионалов. Тонуть вместе с социалистами г-н Деркач не захотел.
Зачем «Турбоатом» в «Укратомпроме», непонятно. То есть энергооборудование для АЭС, несомненно, необходимо, но в составе «атомного» объединения — урановый ГОК, два завода цикла производства ядерного топлива, и турбины там совершенно не к месту. Более того, основные заводы-партнеры «Турбоатома» (на базе которых ранее планировалось создание «Укрэнергомаша») в нее не попали.
Зато кадровое перетряхивание на предприятии чудесным образом совпало с новой волной интереса к предприятию со стороны россиян. Так, в апреле глава «Росатома» Сергей Кириенко пообещал продолжить переговоры о сотрудничестве с «Турбоатомом». Россиянам в ближайшие четверть века предстоит построить до 40 блоков — как новых, так и на замену выбывающих из эксплуатации.
Прошли переговоры между Федеральным агентством по атомной энергии «Росатом» и «Укратомпромом» о возможном создании совместного предприятия с участием «Турбоатома». Заодно планировалось подписать соглашение о сотрудничестве с «Укратомпромом».
Документ и в самом деле подписали. Причем такой, что им заинтересовался президент Украины. 15 июня с.г. Виктор Ющенко поручил Генеральной прокуратуре и Службе безопасности Украины проверить соглашение между Федеральным агентством по атомной энергии России и государственным концерном «Укратомпром». Президенту не нравится «ни то, как было подписано настоящее соглашение, ни те положения, которое оно предусматривает».
На этой неделе промежуточные результаты проверки СБУ протокола о планах по сотрудничеству между «Укратомпромом» и «Росатомом» были письменно представлены президенту Украины. И, по словам и.о. главы Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко, «основания для опасений есть».
Впрочем, россиян устраивает практически любое развитие ситуации. А вот позиций завода все эти нынешние передряги, как минимум, не укрепляют.
Значит, вполне возможна приватизация по типу «Лугансктепловоза», т.е. почти задаром и под статус поставщика мелких комплектующих. Как субподрядчика.
По крайней мере, до сих пор россияне совершенно не собирались баловать харьковчан прибыльными заказами. Так, когда шел тендер для поставки низкооборотных турбин, они предпочли французскую Alstom, собирающуюся наладить в подмосковном Подольске производство турбин. В самом «Росатоме» заявляют, что харьковское производство — лишь… подстраховка на тот случай, если ближайшие заказы в России и за рубежом придется выполнять преимущественно по низкооборотной технологии. Заодно нынешнее «подвешенное» состояние предприятия гарантирует, что «гасится» конкурент российскому производителю.
Между прочим, энергетическая программа Украины тоже вполне амбициозна и потенциально может обеспечить приличный поток заказов. Да и в энергетике очень неплохие перспективы. «Турбоатом» в свое время выпустил 285 паровых турбин суммарной мощностью свыше 50 млн. кВт. При этом в СНГ их 230, еще 55 турбин работают на 16 станциях дальнего зарубежья.
Суммарно даже их ремонт — очень неплохие объемы работ. Однако пока будет продолжаться мышиная возня вокруг предприятия, все это не слишком реально...
В реальности харьковский завод методично подставляют. Если не произойдет вмешательства (достаточно маловероятного) из высших эшелонов власти, то нынешний год можно смело считать потерянным для развития. А в кампанию по формированию заказов на 2008-й предприятие заползет в образе Змея Горыныча — с несколькими головами, каждая из которых будет кричать, что она главная.
Как на это среагируют контрагенты, понятно. Впрочем, к тому моменту у руля ФГИ окажутся, скорее всего, другие люди. И, по крайней мере, в приверженности социалистическим идеям их обвинять не будут.