UA / RU
Поддержать ZN.ua

СКОЛЬКО ШАГОВ ОТ БАНКРОТСТВА ДО ПРИВАТИЗАЦИИ?

Сначала «голый» факт, вызывающий размышления. 11 июня на Николаевском судостроительном заводе имени 61 коммунара состоялся митинг, причем довольно шумный и массовый...

Автор: Надежда Гоцуенко

Сначала «голый» факт, вызывающий размышления. 11 июня на Николаевском судостроительном заводе имени 61 коммунара состоялся митинг, причем довольно шумный и массовый. Во всяком случае, все попытки разместить митингующих в помещении — техническом кабинете ни к чему не привели. Люди собрались на открытом воздухе.

Все происходящее вернуло атмосферу начала и середины 90-х годов, когда массовые митинги захлестывали все судостроительные заводы Николаева. Но уже несколько лет ни на одном предприятии отрасли, при всей остроте возникающих вопросов, они не решались на митингах. И, наверное, нужны были очень веские основания, чтобы вернуться к таким методам.

Инициатором акции выступила группа «Инициатива». Ее лидер Игорь Бойко сообщил присутствующим, что днем позже состоится заседание Высшего арбитражного суда Украины, который вполне может объявить завод банкротом.

Заводчан особенно возмутило форсирование банкротства при том, что их предприятие задолжало кредиторам 55,7 млн. грн., а Министерство обороны Украины должно заводу за строительство ракетного крейсера «Украина» 56 млн. Не считая еще неоплаты госкомпанией «Нефтегаз Украины» за ремонт переданного России по взаимозачетам за природный газ ракетного крейсера «Москва» — а это еще 9 млн. грн. Небезынтересно, что тема банкротства стала будироваться тогда, когда поступившие норвежские заказы позволили загрузить корпусное производство, а намеченные программы по судоремонту и машиностроению позволяют возродить один из цехов.

Коммунаровцы, эмоционально назвав то, что происходит вокруг темы банкротства их предприятия, «ударом в спину», обратились в высшие инстанции с просьбой не объявлять завод банкротом до всестороннего и полного расследования ситуации.

Впрочем, на митинге звучало не только понятие «банкротство», но и «приватизация» тоже. И тут вполне правомерен вопрос — есть ли действительная опасность банкротства предприятия и приватизации его на этой основе? Инициаторы митинга в один голос уверяли, что такая опасность существует. Они даже называли имена тех, кто инициирует этот процесс, — одного из бывших директоров завода, ряда народных депутатов, а также фирм, заинтересованных приобрести предприятие, которое еще толком не поднялось на ноги, за долги.

Все очень похоже на правду. Тем более, что перед глазами — горький опыт некоторых областных энергокомпаний и других предприятий, проданных за долги, в обход установленных приватизационных правил.

Как оказалось, коммунаровцы паниковали не зря. Как стало известно, на следующий после митинга день Высший арбитражный суд Украины таки перенес рассмотрение дела о банкротстве завода. Впрочем, в любой момент к этому вопросу могут возвратиться. Тем более что из николаевских судостроительных заводов — именно 61 коммунара является единственным, который еще можно прибрать к рукам. Остальные же — и «Океан» (который после приобретения голландским инвестором контрольного пакета акций стал ОАО «Дамен Шипярдс Океан»), и Черноморский судостроительный завод, реструктуризированный на вполне дееспособные части, — уже не по зубам. На этих предприятиях другая ситуация, при которой назревшие вопросы уже не решаются на митингах, потому что туда пришел эффективный собственник. Так, ОАО «Дамен Шипярдс Океан» с начала года увеличило объемы производства более чем в 4,5 раза за счет развертывания работ по строительству судов по заказам фирмы «Дамен» (Голландия).

Государственной холдинговой компании «ЧСЗ» после реструктуризации, создания мобильных предприятий за два последних года удалось на 63 млн. грн. сократить кредиторскую задолженность. Сфера услуг расширилась от судоремонта до малотоннажного судостроения. А ОАО «Николаевская малотоннажная верфь», выпустив несколько яхт, увеличила темпы производства в 26 раз.

На этом фоне завод имени 61 коммунара, где и зарплата пониже, и реструктуризация проводилась более формально, и реализация новых проектов не особенно отразилась на результатах производства, остается среди николаевских судостроительных заводов наиболее слабым звеном, но... довольно соблазнительным.

Тут следует напомнить вот о чем. Все без исключения судостроительные заводы в Николаеве — и тот же «Океан», и ЧСЗ — все они, как и завод имени 61 коммунара, имели, да и нынче еще имеют долги. Более того, то одна, то другая группа кредиторов, как теперь припоминается, время от времени инициировала процесс банкротства. Но до того, что происходит нынче с заводом имени 61 коммунара, дело не доходило.

К слову, на уже упоминавшемся митинге хорошо проинформированные заводчане сообщили, что первый арбитражный суд по иску кредиторов к их предприятию состоялся еще в 1997 году. С того времени процесс шел с такой «активностью», которая не внушала особых опасений. Ситуация изменилась только совсем недавно. Интересно — с чего бы это? И кто решил, сколько конкретно шагов надо пройти заводу от банкротства до приватизации?

От редакции. В четверг 272 голосами Верховная Рада Украины приняла закон о введении моратория на принудительную реализацию имущества. Речь идет о запрете растаскивания предприятий, где государственная доля составляет не менее 25%, путем обращения взыскания на имущество по решению арбитражного суда и продажи имущества в процессе дела о банкротстве. Запрет продлится вплоть «до усовершенствования механизма принудительной реализации имущества».

Интересно, спасет ли это от «левой» приватизации лучшие госпредприятия, список которых на этой неделе пополнил и прославленный северодонецкий «Азот» (против него также возбуждено дело о банкротстве)?