UA / RU
Поддержать ZN.ua

Система спекуляций Почему «Укртелеком» хотят вывести именно на Лондонскую биржу?

Итак, государство — собственник 92,86% акций ОАО «Укртелеком» — придумало очередной способ продажи компании...

Автор: Семен Степанчиков

Итак, государство — собственник 92,86% акций ОАО «Укртелеком» — придумало очередной способ продажи компании. Cогласно опубликованному Фондом государственного имущества Украины плану размещения акций компании, 5% будет продано на украинских биржах небольшими траншами, а 37,86% — на Лондонской фондовой бирже (LSE). 50%+1 акция должны остаться в собственности государства.

«Украинский» пакет должен быть реализован с мая по июль, и за него планируется получить, по оценкам различных госчиновников, 1 млрд. грн. «Лондонский» пакет намечено продать с августа по декабрь, он оценивается в 1,6 млрд. — уже долларов. Такая схема порождает как минимум два вопроса: кому в Лондоне нужны акции компании, стремительно теряющей рыночную долю, а также будут ли вообще реализованы эти планы?

Первая продажа 0,5% акций на украинских биржах должна состояться 15 мая. По ее результатам намечается сформировать транши, а также определить их стартовую цену. В первоначальном варианте плана размещения акций, опубликованном 21 марта, предполагалось, что «украинский» пакет будет продан пятью траншами по 1%. Торги должны были состояться 28 марта, 2, 9, 16 и 23 апреля. Однако накануне самой первой продажи председатель Фонда гос­имущества Валентина Семенюк выступила с новой инициативой — продать 5% десятью траншами по 0,5%. «Чем меньше пакет, тем выше цена», — заявила Валентина Петровна.

Котировки акций «Укртелекома» на ПФТС после любых объявлений ФГИУ о планах приватизации стабильно растут и колеблются в районе 1,11—1,15 грн. Это соответствует капитализации компании на уровне 21 млрд. грн. 5% — это миллиард гривен. Именно столько намерен выручить Фонд от продажи данного пакета.

Правда, не факт, что в результате увеличения количества акций в обороте их стоимость будет сохраняться или расти. Как уже писало «ЗН» (№5 за 10 февраля с.г.), в качестве способа вложения денег для получения прибыли эти ценные бумаги могут использоваться только теми акционерами, которые могут влиять на чрезвычайно изменчивую дивидендную политику компании. Чем могут похвастаться немногие. Больше всего такие небольшие пакеты заинтересуют спекулянтов (в цивилизованном смысле этого слова), намеренных позже перепродать их более крупным инвесторам.

Однако денежные ресурсы финансовых компаний — игроков отечественного фондового рынка не безграничны. А стоимость одного 0,5%-ного пакета в четыре-пять раз выше среднесуточного объема торгов на ПФТС. А тут еще «Укртелеком», по словам его руководителя Георгия Дзекона, намерен выбросить на биржу около 1% своих акций из числа тех нескольких процентов, что числятся на балансе «Утела» со времен скупки Межрегиональной финансовой компанией акций льготной подписки.

Поэтому рынок может «не переварить» количество акций «Укртелекома», почти вдвое превышающее то, что обращается на нем ныне. Их котировки могут упасть, и выручка государства окажется меньше ожидаемой.

Возможно, надежда ФГИУ выручить миллиард может основываться на планах вызвать рыночный ажиотаж. Постоянные переносы начала торгов могут быть элементами этой «ажиотажной» PR-кампании.

Даже если в ходе торгов кому-то удастся сконцентрировать все 5% «украинских» акций, это не даст ему возможности влиять на операционную деятельность компании. А миллиард (а то и больше) гривен, которые нужно на это потратить, вряд ли стоит тех нескольких миллионов гривен дивидендов (по статистике выплат последних лет), которые можно получить на этот пакет. Поэтому гораздо больший интерес представляет то, кто купит акции в Лондоне.

В настоящее время Фонд госимущества готовит проекты документов для осуществления продажи 37,86% акций ОАО «Укртелеком» на международных фондовых биржах. Как рассказал «Интерфаксу-Украина» директор департамента ФГИУ продаж акций на фондовых рынках и проведения аукционов Юрий Яковлев, предлагается организовать продажу «Укртелекома» на международной бирже в качестве пилотного проекта для отработки этого механизма на будущее, так как ранее подобный способ приватизации в Украине не использовался.

Г-н Яковлев напомнил, что еще в 2000 году было утверждено положение Фонда о продаже акций в процессе приватизации через депозитарные расписки, однако реализовать его на практике в условиях существующей нормативной базы невозможно. Также было сообщено, что ряд инвестиционных посредников заявили о готовности взять на себя расходы по организации продажи акций «Укртелекома» на международной бирже. С условием их компенсации из суммы, полученной по итогам продажи.

Почему же ФГИУ заговорил именно о Лондонской бирже? «Мы находимся в центре Европы — это раз. Лондонская — самая старая — это два. В-третьих, у нее наименьший процент за услуги среди всех. И, в-четвертых, их стандарты фондового рынка отвечают стандартам Украины», — пояснила журналистам во вторник такой выбор председатель ФГИУ Валентина Семенюк. Заместитель председателя фонда Дмитрий Парфененко отметил, что наименьшая стоимость акций, с которой можно выйти на LSE, составляет 1 млрд. долл., «а это примерно и есть 38% «Укртелекома».

Подчеркнем: никто из руководителей Фонда или правительства не ведет речь об IPO (Initial Public Offering — первое публичное предложение акций) «Укртелекома». Возможно, по той причине, что порядок выхода на IPO подразумевает объявление об этом за два-три года до события, в течение которых компания должна строго соответствовать биржевым стандартам, а также длительную процедуру подготовки. А деньги от продажи «Укртелекома» стране нужны немедленно. С другой стороны, «деньги немедленно» нужны уже седьмой год, и никто не мешал государству принять решение о полноценном IPO «Укртелекома» три года назад.

Как уже писало «ЗН», компании, выводящие свои ценные бумаги на международные фондовые биржи, должны отвечать жестким требованиям. Одной из самых «жестких» бирж является Нью-Йоркская, где «торгуются» «Вымпелком» и «МТС». Для прохождения процедуры листинга на NYSE компания должна подать заявления на регистрацию эмиссии в Комиссии по ценным бумагам США (SEC) по формам 20-F и F-1, а также отчетность за два предыдущих периода по стандартам US GAAP, с соблюдением положений закона Сарбэйнса—Оксли.

Этот закон был принят в 2002 году после громких банкротств Enron и WorldCom. Он предусматривает личную ответственность руководителя компании и финансового директора, непосредственно заверяющих отчетность перед предоставлением ее в SEC, за искажение финансовой информации компанией-эмитентом вплоть до уголовной. А также увеличивает объем финансовой информации, подлежащей раскрытию: кроме финансовых отчетов, нужны данные обо всех крупных сделках, не отраженных в балансе предприятия, результаты и отчеты обо всех внутренних проверках и даже нормы корпоративной этики. В общем, если раскрыть все эти данные относительно «Укртелекома», впору будет проводить массовые репрессии.

А вот с Лондонской биржей ситуация интереснее. Дело в том, что на LSE есть две торговые площадки: основной рынок (Main Market) и альтернативная площадка AIM (Alternative Investment Market). Попасть на первую почти так же сложно, как и на NYSE. Компания должна соответствовать требованиям Листингового агентства Великобритании (UKLA), причем агентство осуществляет проверку документов. В свободной продаже должно обращаться от 25% акций. К тому же участие в мэйнлисте LSE довольно дорого. Однако акции российской АФК «Система» торгуются именно там.

Альтернативная же площадка (AIM) как раз и была создана для молодых, развивающихся компаний. Там руководствуются не правилами UKLA, а своими внутренними требованиями, которые считаются довольно мягкими. Не устанавливается минимальное количество акций в публичном обращении, не обязательно предъявлять реестр за прошлые годы, нет минимального уровня рыночной капитализации.

По правилам площадки, экспертиза ценных бумаг не проводится, а размещение организуется так называемым номадом (назначенным советником), который проводит исследование хозяйственной деятельности компании (т.н. due diligence) и делает заключение — способна ли компания пройти листинг на AIM. Требования к раскрытию информации мягче, чем по американскому законодательству. Вступительный взнос и ежегодная плата — на два порядка ниже, чем на основной площадке.

Поскольку ФГИУ не ведет речь об IPO «Укртелекома», можно предположить, что планируется осуществить т.н. частное размещение (private placement, РР) ценных бумаг компании. Требования к прозрачности и доходности компании, осуществляющей такое размещение, еще ниже, чем при IPO. А группа инвесторов, допущенных к покупке акций, формируется инвестиционным банком, и может быть закрытой. И ничто не помешает сформировать ее из представителей АФК «Система» и «СКМ».

Таким образом, когда отечественные чиновники говорят о продаже акций «Укртелекома» на Лондонской бирже, скорее всего, имеется в виду частное размещение акций компании на AIM. Иными словами, продажа блокирующего пакета компании заранее определенным инвесторам.

До конца марта 2007 года аудиторская компания KPMG завершит аудит ОАО «Укртелеком», и это заключение, видимо, станет основой для due diligence компании на бирже. Напомним: ранее KPMG и Ernst&Young уже проводили аудит «Укртелекома», что было необходимо, например, для получения два года назад полумиллиардного кредита DeutscheBank и CreditSuisse. Однако в некоторых случаях аудиторские отчеты содержали оговорки о «частичном соответствии» международным стандартам отчетности «Укртелекома» за минувшие годы. Впрочем, если речь идет о РР, то аудит может вообще не понадобиться: инвесторы ведь будут «свои»…

Интересно, например, зададутся ли аудиторы, советники и будущие инвесторы вопросом — как получилось, что минувшим летом «Укртелеком» заявил о катастрофическом падении прибыли, осенью представил на рассмотрение правительства финансовый план с убытками в 80 млн. долл., однако буквально за два-три месяца резко нарастил показатели? И закончил год с прибылью почти в 100 млн. долл., а в следующем году, вместо убытков, также собирается быть прибыльным? Подобные колебания прогнозов биржи обычно не прощают.

Сложно будет объяснить независимым покупателям рыночные перспективы «Укртелекома». А ведь наличие перспектив роста бизнеса компании, чьи акции выводятся на торги, называют одним из важнейших факторов успеха такого размещения.

О сложном финансовом положении «Укртелекома» «ЗН» пишет постоянно. И надежд на улучшение ситуации в условиях роста конкуренции и приближения рынка к насыщению мало. Об успехе проекта развертывания сети мобильной связи «Укртелекома» можно будет говорить разве что через год-два: в текущем году от него запланировано лишь 113 млн. долл. убытков. Объем дивидендов составляет около 1% от капитализации компании (т.е. от потраченных на покупку ее акций средств) и абсолютно не прогнозируем год от года.

Что же может мотивировать западных инвесторов на покупку столь непредсказуемых ценных бумаг? Разве что мобильная связь: если старт проекта совпадет с началом размещения акций в Лондоне, грамотная PR-кампания «первого в СНГ оператора 3G» поспособствует росту интереса к акциям оператора.

Поэтому вполне вероятным видится перспектива покупки акций «Укртелекома», например, финансовыми компаниями, обслуживающими интересы давно присутствующей на LSE «Системы». И контролировать этот процесс из Украины будет крайне сложно. Из официальных сообщений мы узнаем лишь, что «Укртелеком» расхватали…