В Фонде государственного имущества Украины новый интеллектуальный результат — проект закона Украины под скромным и неприметным названием: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (об отчуждении земельных участков)».
Особый вес этому документу придает следующее обстоятельство: свежий законотворческий проект активно поддерживает премьер Юлия Тимошенко, о чем она, кстати, недавно сообщила на пресс-конференции.
Фактически предлагается передать полномочия местных органов власти по отчуждению земельных участков государственной собственности в процессе приватизации государственным органам приватизации. Это означает огромную реорганизацию системы продажи земельных участков, созданную в стране за последние десять лет (нормативно-правовые акты, специалисты, помещения и т.п.). А поэтому довольно любопытно читать утверждение авторов этого документа о том, что «реализация проекта не требует материальных затрат из государственного бюджета Украины».
Процедура продажи земельных участков, предложенная в проекте, усложняет процедуру отчуждения земельного участка, добавляя еще один государственный орган, имеющий к этому отношение. Без предыдущих изменений в законодательстве, которые установили бы прозрачную и быструю процедуру «одного окна», время оформления земельных участков увеличится на неопределенный срок. Фактически это может означать остановку приватизации объектов, имеющих земельные участки, приблизительно на один год и более, начиная с даты принятия предложенных изменений в законодательство. Уверен, что количество тех, кто верит в быстрое внедрение процедуры «одного окна» для процедур отчуждения земельных участков, равно примерно нулю. А сколько тех, кто верит, что Фонд госимущества продаст землю лучше, чем местные советы?
Проект предусматривает возможность передачи земельных участков в уставный фонд предприятий, созданных с участием государства. Скорее всего, это должно сопровождаться обменом земельного участка на корпоративные права. Но проектом, между прочим, не определено, какой именно государственный орган в таком случае будет владельцем корпоративных прав.
Предложенные изменения и дополнения к Земельному кодексу содержат возможность альтернативы продаже земельных участков или органами местного самоуправления, или путем поручения Фонда государственного имущества Украины и его региональным отделениям. К сожалению, законопроект не содержит исчерпывающего перечня случаев, когда земельный участок будут продавать органы местного самоуправления, а когда — Фонд государственного имущества Украины и его региональные отделения.
Не понятно предложение авторов законопроекта о приватизации земельных участков, на которых размещены «уже приватизированные объекты». Нужно ли понимать так, что все эти земельные участки будут проданы, даже если владелец приватизируемого объекта взял землю в аренду? На сорок девять лет?
Проект закона также не содержит намеков на то, куда и на какие потребности пойдут средства, вырученные от продажи через органы приватизации земельных участков в соответствии с этим законом. В государственный или местные бюджеты?
Думаю, более правильным было бы, чтобы одновременно с этим проектом подготовили тексты других нормативно-правовых актов, которые предлагается принять со временем. Это дало бы возможность миллионам (именно так: миллионам) заинтересованных людей моделировать последствия предложенных государством новых правил, предусмотренных проектом закона. В частности, это касается порядка осуществления продажи земельных участков, на которых размещены приватизируемые объекты или объекты, подлежащие приватизации. Важно, чтобы указанный порядок регулировался не постановлением КМУ, а законом Украины.
Считаю, что предложенный ведомством В.Семенюк законопроект, в случае его принятия парламентом в настоящем виде, создаст множество новых бюрократических проблем с далеко идущими негативными последствиями для населения и предприятий в Украине. Помните фактическое упразднение упрощенной системы налогообложения? Ее ввели, затем отменили. Потом снова вернули. Довольно большая часть электората отвернулась от новой власти. Не произойдет ли и в этом случае именно так? Сначала введут трудности, а потом поймут, что нужно вернуться к предыдущим процедурам.