UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕКЛАМНАЯ ТУМБА ЦЕНОЙ В 20 МЛН. ДОЛЛАРОВ

...Парус, порвали парус, каюсь, каюсь, каюсь... В.Высоцкий Комплекс зданий и сооружений гостиницы «...

Автор: Владимир Овдин

...Парус, порвали парус,

каюсь, каюсь, каюсь...

В.Высоцкий

Комплекс зданий и сооружений гостиницы «Парус», разработанный Государственным проектным институтом «Днепрогражданпроект» в 1972 году, находится на правом берегу Днепра в центральной части Днепропетровска в непосредственной близости от речного, железнодорожного и автовокзалов. Комплекс состоит из 28-этажного основного здания и 2—3-этажного здания, расположенного вдоль реки.

Площадь участка застройки — 6,9 га.

Общая площадь здания — 188991 кв. м.

В высотном здании предусмотрены 10 скоростных лифтов.

Днепропетровская область — одна из самых богатых в Украине по «залежам» незавершенного строительства. Здесь, по предварительным оценкам, насчитывается около 1200 долгостроев (к сожалению, точной цифры не знает никто — ни статистики, ни экономисты, ни приватизаторы. Все работы по составлению полного и точного реестра незавершенного строительства в области еще впереди).

Примерно 55 процентов днепропетровских долгостроев относятся к коммунальной собственности. Поэтому очевидно, что центр тяжести проблемы сегодня переместился в мэрии и сессионные залы местных советов — они имеют все права и возможности приватизировать объекты незавершенного строительства, не откладывая дело в долгий ящик. Смысла держать их на балансе местных управлений капитального строительства нет и в ближайшие несколько десятилетий такой смысл не появится.

Однако «Парус» — объект особый. И не только потому, что бросается в глаза любому гостю Днепропетровска и неофициально вошел в список достопримечательностей города, обязательных для показа именитым и не очень гостям. Горожане успели набить мозоли на руках, заключая пари о его дальнейшей судьбе.

Разработанный группой специалистов Государственного проектного института «Днепрогражданпроект» почти 30 лет назад, проект суперсовременной гостиницы в свое время очень пришелся по душе В. Щербицкому, только-только возглавившему компартию Украины. Действительно, макет новостройки смотрелся так, что мог стать архитектурным украшением города. К тому же выбор места строительства был очень удачен — в центре и просматривается практически со всех мостов Днепропетровска.

«Если хотите строить, просите не более 10 миллионов рублей, — посоветовал В. Щербицкий днепропетровским «ходокам» — первому и второму секретарям Днепропетровского обкома А.Ватченко и Е.Качаловскому. — Остальное «доберете» на днепропетровских заводах». Учитывая реальную стоимость — 18 миллионов рублей, «добирать» надо было свыше 8 миллионов. В конце концов утвержденную смету — 9 млн. 635 тысяч рублей — освоили. «Остальное» так и не добрали. Разработчики проекта получили дипломы и денежные премии.

— Я тогда жене впервые купил подарки, — вспоминает главный конструктор проекта, ныне главный инженер «Днепрогражданпроекта» Борис Медгауз. И добавляет:

— Хочу подчеркнуть, что затраченные почти 10 млн. рублей — это реальные 20 млн. долларов. Потому что в смету не вошли домкраты, насосные станции и многое другое оборудование и оснастка, изготовленные заводами Днепропетровска.

В 1987 году ветер демократии окончательно задул едва тлеющую свечу строительства. На гостинице поставили крест и плюнули на это дело, с горечью говорят сегодня проектанты.

До 1994-го к долгострою, который уже прочно вошел в фольклор, приценивались, выстраиваясь в очередь англичане, американцы, испанцы, югославы. Денег ни у кого не было, за исключением разве что янки. Как только вопрос упирался в собственника земли, из которой «рос» «Парус», желающие исчезали. Потом прошел слух, что конструкции ненадежны, вот-вот все развалится.

— Это мы сами придумали, — смеется директор института А.Луганов. — Представляете, каждому иностранцу надо было выдать комплект чертежей, а их — около двух тысяч листов. Мы («Днепрогражданпроект») постепенно превращались в копировально-множительный институт. Очередному визитеру, словенцу, кажется, мы сказали: «Да ты что? Она же скоро упадет». Тот, рассыпаясь в благодарностях, быстро ретировался.

Наконец, фирма «Антекс», Днепропетровский горисполком и какой-то банк в 96-м создали ООО по достройке. Но «Антекс» по известным причинам (руководители до сих пор находятся под следствием. — В.О.) почил в бозе, а вместе с ним развеялись наши надежды, — подытожил директор.

Поводов для раздумий у желающих на столь привлекательном месте построить другой объект хватает. Ведь уникальность комплекса «Парус» заключается еще и в том, что разрушить его может только время. Действительно, объект не законсервирован и потихоньку разрушается. К тому же, все, что можно было снять, — украли (кабель, оконные проемы и т.д., и т.п.).

— «Мелким» взрывом его не разрушить. А если взрывать по-настоящему, то полгорода взлетит в воздух, — утверждает Борис Медгауз. — В монолитном сердечнике специальная броневая сталь 40 см в диаметре. Для того чтобы этот сердечник разрезать, нужна специальная технология, которой в природе пока не существует.

— Наиболее целесообразным было бы перепрофилировать комплекс с разбивкой окончания его строительства на две независимые очереди, — считает директор «Днепрогражданпроекта» А. Луганов. — Необходимо, во-первых, закончить общестроительные, отделочные и инженерные работы по двухэтажной части здания и ввести ее в эксплуатацию. В этом объеме и на прилегающей к нему территории разместить торгово-развлекательный комплекс: супермаркет, ресторан, автосалон, казино, выставочно-концертный зал или, наконец, украинский «Диснейленд» с использованием прибрежной части Днепра.

После ввода в эксплуатацию торгово-развлекательного комплекса можно будет приступить к работам на высотном объеме, что не будет мешать работе действующих объектов, так как наружные общестроительные работы на высотном объеме в основном выполнены. Там можно разместить офисы, банковские и прочие структуры, а также элитное жилье, гостиничные номера типа «люкс». Причем финансирование достройки высотной части может быть за счет прибыли от действующего торгово- развлекательного комплекса. Разумеется, добавляет Б. Медгауз, государство этот «парусник» никогда не построит. Да и гостиница в общем-то не нужна.

Все верно. Откуда государству взять 30 млн. долларов (оценка колеблется от 25 до 40 млн. — В.О.) на «стирание», как метко подметил Борис Медгауз, «позора Днепропетровска»?

Пока, как считают многие специалисты, вся загвоздка в собственности на землю. Депутаты Днепропетровского горсовета все никак не отважатся продать участок, на котором стоит коммунальный долгострой. И это относится не только к многострадальному долгострою.

В беседе с вашим корреспондентом председатель контрольной комиссии ВР Украины по вопросам приватизации Александр Рябченко сказал:

— На моей памяти «Парус» стоит лет двадцать и будет стоять еще столько же. Никто ни копейки не получает ни за землю, ни за здание. Я считаю, что его можно отдать даром, лишь бы точно знать, что этот земельный участок начнет приносить доход, допустим, на четвертый год. Если нет, то владельцы будут платить штраф. Надо создавать у покупателя уверенность в том, что купленное не отберут.

Между тем уже несколько лет существует ЗАО «Международный бизнес-центр «Парус» (МБЦП), созданный для завершения строительства. Пока существует, не более, — денег-то нет. Правда, председатель его правления Алексей Джусов сообщил о некоторых позитивных сдвигах:

— Есть предложения открыть подписку на акции по достройке объекта. Но это вряд ли осуществимо, поскольку, грубо говоря, разворуют. Сейчас МБЦП ведет переговоры с крупными бизнесменами и руководителями ряда предприятий о начале финансирования объекта. И возможно, к концу нынешнего года вопрос решится положительно. Мы планируем разместить здесь бизнес-центр и элитные квартиры. Безусловно, в нашем проекте предусматриваются определенные льготы инвесторам. Какие — говорить рано.

Между тем, свято место пусто не бывает. «Приватбанк», не мудрствуя лукаво, вознес свой логотип на верхние этажи незавершенки. Железобетонная коробка, покрытая снаружи желто-зеленым колером, приобрела праздничный вид. Обыватели даже подумали о начале конца долгостроя.

Для поднятия на верхотуру рулонов спецпокрытия, бидонов с краской и т.п. был запущен один из «недействующих» лифтов. Правда, после окончания работ лифт отключили, а доступ к верхним этажам опять наглухо закрыли…

Созданная при участии «Приватбанка» и горисполкома фирма «Бриг» уже собирает портфель заказов для размещения рекламы на свободной внешней стороне «Паруса». Дело, безусловно, выгодное. Из хорошо информированных источников стало известно, что «Приватбанку» вознесение под облака обошлось в 10 тысяч долларов. Те же добровольные источники сообщили, что главАПУ Днепропетровска визы на подобную рекламную акцию не давало.

Впрочем, «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Даже если она «все стадо портит».

Ведь, несмотря на все трудности с приватизацией долгостроев, в Днепропетровской области кое-что достроено и введено в эксплуатацию. На месте никому не нужных коробок возникли новые предприятия малого и среднего бизнеса, которые работают, обеспечивая поступление налогов в местные бюджеты и рабочие места для жителей области. Жаль, что «Парус» пока не в их числе.