Наверное, это на роду у Сергея Терехина написано — проводить через сессионный зал ВР то ли «малые налоговые законы», то ли «малые кодексы». Вот и нынешний документ об НДС, который многие месяцы готовился (и преподносился общественности) как «комплексный», на поверку оказался из той же группы «малышей».
Определенный смысл в этом, вероятно, был: до 1 июля, когда Минфин приступит к формированию нового бюджета-04, следовало постараться снизить налоговую ставку и отменить хотя бы самые одиозные налоговые льготы. Всяческие вопросы администрирования и цивилизованного решения проблемы возмещения налогоплательщику отрицательного дебетового сальдо по НДС отнесены «на сентябрь», хотя на памяти автора этих строк, по крайней мере, два сентября прошлых лет, когда эти проблемы решались, решались, да так и не решились. По причине резко противоположных позиций Минфина и профильного парламентского комитета — по вопросам финансов.
Об украинских проблемах с возмещением налога на добавленную стоимость экспортерам не наслышаны разве что пингвины в Антарктиде. Проблему НДС обсуждает с нашим правительством замминистра финансов США. Помогать ее решать в свое время приезжала в Киев техническая миссия Международного валютного фонда. А сам Фонд регулярно поминает урегулирование вопроса НДС как непременную предпосылку для восстановления нормальных кредитных взаимоотношений с Украиной. И что же?
По большому счету, нынешнее вынесение вопроса о возмещении за скобки «малого» закона свидетельствует, что обещания высшего украинского истеблишмента в очередной раз оказались несовместимыми с действительностью. Почти три года обещали комплексный ремонт НДС — делают косметический. Да и то какой-то странный. В народе о подобном, с позволения сказать, строительстве говорят: хата на хате, а сверху — сарай.
«Сараев» получилось сразу два — «упрощенческий» и «СЭЗовский». На новом, изрядно похудевшем теле налога на добавленную стоимость (депутаты дружно проголосовали за снижение с 1 января 2004 года ставки до 17%, а с 2005-го и дальше — до 15%) удобно примостились льготы для плательщиков единого налога и ему подобных, а также льготы по НДС при ввозе продукции так называемых товарных групп 1—24 (в основном мясо и мясопродукты) на территорию свободных экономических зон и территорий приоритетного развития. Комитет с правительством предлагают их отменить — сессионный зал резко против. И впрямь, как можно, если, скажем, только через СЭЗовскую «форточку» так удобно перекачивать до сотни миллионов гривен в год в пользу десятка избранных предприятий и их собственников! А потом со вкусом рассуждать о прозрачности и честной конкуренции...
Мы уж не говорим о новом порядке финансовых расчетов за аграрную продукцию, предусматривавшем отмену льгот по НДС и переход к системе дотаций из госбюджета. Здесь депутатов можно понять: в столь тяжелый для аграриев год было бы политически ошибочно «соваться» на село с любыми новшествами, которые способны осложнить жизнь тамошних товаропроизводителей. А отмена льгот по НДС — способна, чтоб вы даже не сомневались. Потому что дотации из бюджета — вещь довольно призрачная. В первый год в обещанных объемах их, может, и дадут, а во второй, третий, пятый? Это уж с какой ноги Минфин встанет. Да в таких условиях за экономически уродливую, но родную схему эндеэсовских льгот изо всех сил держаться будешь!
В итоге принятие нового закона об НДС вылилось в то, что Николай Янович Азаров в сердцах назвал «наихудшим компромиссом». И поскольку документ проголосован в целом, двухнедельного утрясания с депутатами спорных позиций, на что надеялись в правительстве, теперь не будет.
Впрочем, к чему пустое сотрясание воздуха? Крайне жесткая позиция «Нашей Украины», которая в этот четверг без «объявления войны» торпедировала пенсионную реформу, провалив принятие во втором чтении закона «О негосударственном пенсионном обеспечении», а также суперлоббистские высказывания ее представителей при принятии закона об НДС указывают на одну печальную закономерность отечественной политической системы: видных экономистов она превращает в экономистов бывших…