UA / RU
Поддержать ZN.ua

«РАССЫПНОЙ» ХОЛДИНГ. ВАРИАНТ ТРЕТИЙ

В том, что приватизация горно-обогатительных комбинатов будет горячей, не сомневался никто. Метал...

Автор: Игорь Маскалевич

В том, что приватизация горно-обогатительных комбинатов будет горячей, не сомневался никто. Металлургия в основном закончила разгосударствление, и неопределенный статус ее сырьевой базы мозолит глаза всем существующим бизнес-группам. Так что когда Фонд государственного имущества Украины разработал несколько возможных вариантов приватизации «Укррудпрома», три из которых даже направил в Кабмин, — это была не более чем декларация о намерениях.

Первый вариант звучал откровенно фантастически: продажа контрольного пакета акций единым блоком. Учитывая, что совсем недавно ФГИ оценивал пакет в 100 млн. долл., желающие купить, несомненно, нашлись бы. Однако перспектива того, что пакет попадет в руки одной группы, неважно чьи — Рината Ахметова («Систем Кэпитал Менеджмент»), Александра Ярославского (Укрсиббанк), Игоря Коломойского (Приватбанк) или того же Вадима Новинского («ЛУКОЙЛ-Северо-Запад»), не вдохновляла остальных. Она бы полностью взрывала сложившуюся ситуацию в металлургии.

Ведь предприятия, пакеты акций которых принадлежат «Укррудпрому», в прошлом году добыли около 40 млн. тонн руды и более 20 млн. тонн концентрата. Их доля в добыче Криворожского железорудного бассейна составляет 83% (еще 17% приходится на ГМК «Криворожсталь»). Поэтому тот, кто купит холдинг, получит возможность диктовать всем остальным бизнес-группам цены на сырье (или как минимум — сильно влиять на них). В итоге останется разве что бежать на поклон к россиянам на Лебединский («Металлинвест») и Михайловский ГОКи.

Естественно, светлая перспектива такой продажи восторга не вызывает. Так что такой вариант можно отбрасывать сразу.

Вариант второй — оставить контрольный пакет у государства, а остальные продать — по существу, ничего не решал. У государства нет средств на развитие отрасли и, что еще хуже, нет соответствующего менеджмента. А продажа неконтрольных пакетов привела бы только к формированию у нынешних управляющих 40% пакетов акций.

В принципе было очевидно, что основным вариантом будет третий. Т.е. продажа акций предприятий, входящих в «Укррудпром», по отдельности. Его разновидностью является предложение продать не все, а только некоторые пакеты.

При этом, независимо от реализуемого варианта приватизации, фактическое состояние «Укррудпрома» практически не изменяется. Объяснение крайне простое: кардинально менять нечего, все давно уже заменили. Холдинг давно растащен по кускам, и влияние его руководства на происходящие процессы достаточно номинальное…

Когда в апреле этого года была организована поездка народных депутатов из комитета промполитики Верховной Рады в Кривбасс, то из пояснительной записки «Укррудпрома» фактически вытекало, что холдинг — это такой местный филиал то ли «Гринписа», то ли водоканала. Ибо основная его миссия сводилась к откачке шахтных вод. Причем формально подчиненные предприятия держат своего «хозяина» на голодном пайке. При более чем трехмиллиардном годовом обороте те 20 млн. грн., которые он расходует на эти цели, выглядят не очень серьезно. Кстати, на строительство более сложной системы водоводов надо уже 10 млн. долл. И такие деньжищи справедливо представляются руководству холдинга несбыточной мечтой.

Точнее, построить-то можно и, очевидно, нужно, но этот вопрос не к руководству «Укррудпрома», а к структурам, контролирующим ГОКи.

Когда почти пять лет назад создавался холдинг, в его уставный фонд внесли рудоуправление «Сухая Балка», Южный, Центральный, Северный и Ингулецкий ГОКи и добывающие известняк Балаклавское, Комсомольское, Докучаевское и Новотроицкое рудоуправления. Уставный фонд, который затем был доведен почти до полутора миллиарда, должен был гарантировать солидность и незыблемость.

Однако в жизни контроль над ГОКами моментально упорхнул из рук холдинга. В ОАО «Сухая Балка» он изначально принадлежал группе оффшоров, близких к Приватбанку. Да и на других предприятиях руководящая роль государственной акционерной холдинговой компании в происходящих процессах была более чем относительной. Точнее говоря, представителей «Укррудпрома» периодически информировали, за что или против кого они будут голосовать на собрании акционеров.

Особенно ярко это проявилось во время короткой схватки за Южный ГОК в 2001 году. Тогда структуры Юлии Тимошенко, контролировавшие более 60% акций, попробовали продать их Вадиму Новинскому («ЛУКОЙЛ-Северо-Запад», ЛСЗ). В идеале от сделки им перепало бы полсотни миллионов долларов. Но вмешался Приватбанк, и после ожесточенной борьбы Тимошенко получила втрое меньше, а Приватбанк и ЛСЗ достигли компромиссного мира, который в общем и соблюдают. Участие же в конфликте «Укррудпрома» было достаточно символическим...

Впрочем, не больше влияние он имел и на Северный ГОК, контролируемый Александром Ярославским (Укрсиббанк) или на Центральный, где шли сложные процессы выяснения отношений между криворожской группой «Международный деловой центр» и дончанами Рината Ахметова. Ингулецкий ГОК контролировала «Смарт-Групп», близкая, по ряду данных, к тому же Новинскому. «Известняковые» рудоуправления, запутавшись в бартере и долгах, на обстановку не влияли, уверенно уходя в подчинение к кредиторам. По сути, управлять было нечем, и миллиардные обороты холдинга красиво смотрелись исключительно в отчетах Минпромполитики.

Вообще держать для откачки воды госхолдинг — это уникальное и, надо думать, чисто украинское изобретение. До такого в мире никто не додумался. Там с этой проблемой не без успеха справляются технические службы тех же частных ГОКов и экологические ведомства. Причем на гораздо более высоком уровне.

В общем, так бы они и жили дальше, однако, как уже отмечалось, в стране подошла к концу большая приватизация. До сих пор контрольные пакеты акций ГОКов передавались в управление коммерсантам на время, и это вносило неопределенность в дальнейшие перспективы их контроля. Пример, когда на Южном ГОКе пакет, ранее переданный в управление структурам Тимошенко, мгновенно отобрали, был вполне нагляден.

Тем не менее первым кусок отщипнуло государство. В прошлом году у холдинга забрали Комсомольское рудоуправление. Его безо всяких затей передали Мариупольскому меткомбинату имени Ильича.

Мотивация происходящего была предельно очевидной. В Киеве далеко не всем по душе, что Донбасс стали связывать едва ли не исключительно с Ринатом Ахметовом. И столица по возможности стремилась поддерживать существующие в регионе иные центры влияния. Директор ММК им. Ильича Владимир Бойко — не только незаурядный менеджер, но лидер самого крупного из таких центров. Соответственно, он пожинает свои скромные дивиденды. Та же приватизация его родного завода прошла по отдельному закону. На этом фоне рудоуправление было почти ничего не значащей мелочью.

Естественно, что ни ФГИ, ни «Укррудпром» ничего не возразили. Однако оказалось, что на рудоуправление давно положило глаз донецкое АО «Данко» Сергея Момота, сконцентрировавшее основной пакет его кредиторки. Последовавшая затем публичная перепалка с привлечением грузовиков и взаимными обвинениями сторон во всех тяжких грехах ничего нового к традициям украинских корпоративных конфликтов не добавила. Что касается бывшего владельца рудоуправления, то он, очевидно, тихо радовался относительного того, что вовремя убрался из-под ног «больших дядей».

Затем была приватизация Северного ГОКа, где опять же обнаружилось, что львиная часть кредиторки — очевидно, чисто случайно — сосредоточилась на нескольких харьковских квартирах. В общем, все шло своим, вполне логичным чередом.

10 апреля с.г. о допэмиссии заявил Ингулецкий ГОК. Его собрание акционеров увеличило уставный фонд на 45 млн. гривен, размыв тем самым принадлежащий госхолдингу пакет с 50 до 37,6%.

И не стоит думать, что происходящее было для всех какой-то неожиданностью. Да нет, разрешение на него дали и новый глава ФГИ Михаил Чечетов, и Министерство промышленной политики, ну и, естественно, сам «Укррудпром». Правда, чуть позже последовал откат назад. Премьер-министр Виктор Янукович заявил, что дополнительная эмиссия акций ИнГОК приведет к нанесению экономического ущерба государству. Было обещано: «Мы в самое ближайшее время, в ближайшие дни подойдем к рассмотрению этого вопроса с привлечением всех компетентных органов».

ФГИ, привычно развернувшись на 180 градусов, заявил, что допэмиссия будет заблокирована. Правда, по версии Фонда, во всем происшедшем виноват исключительно «Укррудпром» — который, по словам г-на Чечетова, и выписал доверенность представителю государства на участие в голосовании. Ну а «после того как стали известны результаты собрания, были подключены все силовые структуры и правоохранительные органы, СБУ и Генеральная прокуратура, Госкомиссия по ценным бумагам и ФГИ. Мы просто заблокируем это решение, так как оно документально и юридически некорректно».

Попутно г-н Чечетов заявил, что «от холдингов нет никакой пользы, они только создают проблемы для Президента, правительства, парламента и государства. Их необходимо разогнать либо приватизировать, либо ликвидировать и передать пакеты акций Фонду».

Практически одновременно Государственная налоговая администрация, «отработав» два ГОКа — Южный и тот же Ингулецкий, — заявила о «фактах уклонения от уплаты налогов на значительные суммы и не исключила возможного возбуждения уголовного дела по соответствующей статье». С учетом близости акционеров этих ГОКов — намек достаточно прозрачный…

Угрозы нешуточные, хотя в жизни все будет заметно сложнее. Надо думать, что, предпринимая допэмиссию, ее инициаторы тоже просчитывали ситуацию. Как минимум, подписка на акции проведена с соблюдением всех процедур. Так что государству предстоит увлекательное действо по отыгрыванию назад ситуации через многочисленные суды. А поскольку, по словам представителей комбината, акции новой эмиссии, кроме нескольких юридических лиц, купили еще и лица физические, то легким дело не покажется.

Хотя бы потому, что существует крохотный и часто упускаемый из виду нюанс: передав акции того же ИнГОК в состав холдинга, государство уже произвело их отчуждение. Акции принадлежат уже не государству как таковому, а именно этой новой структуре (в данном случае «Укррудпрому»).

Нынче среди госчиновников, причастных к судьбоносному решению, царит легкая паника: «Смарт-групп», у которой и до допэмиссии было около 49% (а сейчас может стать за 60%), вряд ли сдастся без боя. Пока что Киеву предлагают мировую.

Выглядит это примерно так. Акционеры ИнГОКа (надо думать, «Смарт-Групп») готовы приобрести акции, остающиеся после допэмиссии у «Укррудпрома» за 100 млн. грн. При этом, по словам гендиректора ОАО, само государство оценило контрольный пакет акций в 68 млн. грн., здесь предлагается больше.

Откровенно говоря, 19 млн. долл. за половину ГОКа — это тоже маловато. Но можно было бы еще поторговаться. Хотя, скорее всего, в ход пойдет конфронтационный вариант.

Зато одновременно ММК имени Ильича без шума и пыли проводит допэмиссию на Комсомольском рудоуправлении. По ее итогам доля государства в нем упадет со 100 до менее 60%. Т.е. отнять рудоуправление будет уже очень сложно. И, кстати говоря, меткомбинат действует в правовом поле: подобное предусмотрено постановлением Кабинета министров № 231 от 1 марта 2002 года. Проблема разве что в том, что из 86 млн. гривен новой эмиссии на техническое перевооружение пойдут около 6 млн. Остальное направят на пополнение оборотных средств. В нынешней ситуации, когда именно ММК является практически эксклюзивным покупателем, это до изумления похоже на перекладывание денег из правого кармана в левый.

Судя по всему, процесс обещает быть если не веселым, то, по крайней мере, нескучным. Тем более что в апреле изменились и правила игры. В частности, согласно подписанному Президентом Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины (о банкротстве горнодобывающих предприятий)», теперь такое предприятие с государственной долей более 25% не может быть подвергнуто процедуре банкротства до 1 января 2004 года. А дела о банкротстве, возбужденные после начала 2000-го, подлежат прекращению. Поэтому те, кто заботливо скопил кредиторку ГОКов, в ближайшие месяцы просто не смогут ее эффективно использовать.

С тем же Северным ГОКом сейчас можно поступать на общих основаниях. К примеру, фактически не имеет значения, стоит ли Александр Ярославский за фирмами, скупившими долги, или нет. В ближайшие месяцы эти обязательства — почти что макулатура. В аналогичную ситуацию попали и ряд донецких структур, и это при том, что закон пробивался именно дончанами.

В общем уже на начальной стадии стало ясно, что продажа «Укррудпрома» будет если не веселой, то как минимум жизнерадостной. А ведь официально ничего еще и не начиналось — народ просто тренируется.

Откровенно говоря, более чем сомнительно, что какой-то отдельный, пусть и замечательно прописанный закон сможет сделать продажу приятной во всех отношениях — слишком уж велики ставки.

Классический пример — проект депутата Мовчана, согласно которому абсолютный приоритет будут иметь нынешние владельцы пакетов. Когда он его писал, то очевидно представлял судьбу одного из пакетов вполне решенной. А в итоге?

Такие продажи, как уже фактически начавшаяся приватизация «Укррудпрома», бывают раз в жизни. Да и расстановка сил может оказаться гораздо сложнее, чем кажется сегодня. Не так уж трудно представить, что на конкурс придут те же Владимир Бойко или Виктор Пинчук.

Как показывает практика, перекупать акции друг у друга будет куда дороже. Наглядный пример — продолжающаяся уже второй год продажа свыше 90% Полтавского ГОКа. За пакет просят такие бешеные деньги, что даже не самые бедные дончане поторговались, плюнули и отошли в сторону. Но это сегодня. А что будет завтра?