UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОДАТЬ — КАК ПОЛУЧИТСЯ. НО СОВЕТОМ ПОМОЖЕМ

Украинская приватизация имеет много особенностей и нюансов. Один из них — очень низкие по сравнению с мировыми цены...

Автор: Игорь Маскалевич

Украинская приватизация имеет много особенностей и нюансов. Один из них — очень низкие по сравнению с мировыми цены. Если сравнить цену продажи пакета акций крупной энергокомпании в Украине и среднего по размерам универмага в Лондоне, то в Англии покупка обойдется раза в три дороже. Это обстоятельство постоянно служит поводом для упреков в адрес Фонда госимущества: задешево «продаете Родину»!

Нельзя сказать, что поток подобных обвинений совсем уж лишен оснований. Участники рынка могут вспомнить немало случаев, когда результат какого-то конкурса на удивление хорошо прогнозировался. Особенно показательны в этом плане конкурсы под инвестобязательства: платили копейки, зато обещали сотни миллионов — потом, когда-нибудь. Вот только заветное «когда-нибудь» как-то все не наступало. И, как всегда в таких случаях, возникали крамольные мысли: вот если бы продавал кто-то другой, то тогда… Надо думать, имелось в виду, что и цены были бы другими, и новые хозяева предприятий — «белыми и пушистыми», а инвестиции — те и вовсе лились бы рекой, и было бы много разных других приятностей.

Казалось, искать таких суперпродавцов долго не придется. В голову сразу приходили западные консалтинговые компании. Сказано — сделано. ФГИ заключил несколько соглашений, чтобы они продали что-нибудь задорого. Компании были известные, объекты им тоже подобрали неплохие, типа Полтавского завода газоразрядных ламп (образца 1995 года) и Жидачевского целлюлозно-бумажного комбината. Стали ждать. Эффект, как говорится, превзошел все ожидания: ни один объект продан не был. Да еще пришлось разбираться, сколько и кому платить за эти «услуги».

После дебюта ФГИ надолго зарекся иметь дело с западными советниками. История повторилась только в 1998-м, когда началась массовая приватизация в энергетике. В продаже пакетов генерирующих компаний «Донбассэнерго» и «Западэнерго» должны были помочь банки CA IB (Австрия) и UBS (Швейцария). Учитывая предыдущий опыт, ФГИ подстраховался, потребовав залог, чтобы сразу привлечь часть денег. На этом все практически и закончилось: стороны месяцами препирались о размерах залога и способах внесения, а потом дело заглохло само собой. Тем более что советники быстро убедились в том, что спрос на украинскую энергетику «за бугром» оставляет желать много лучшего.

Около года ФГИ самостоятельно продавал то, что мог, постоянно слушая критику в свой адрес. Но идея привлечь к продажам иностранцев не умирала, как птица Феникс, тем более что ее периодически возвращали к жизни наши кредиторы из Всемирного банка и Международного валютного фонда. А поскольку в 2000 году Украине предстоит выплатить кучу денег по долгам, увеличить приватизационные поступления было бы очень неплохо.

С лета прошлого года опять возобновились попытки привлечения советников. О своем желании поучаствовать украинскому правительству заявили банки Merrill Lynch и Commerzbank. До конца осени согласовывали и утверждали в Минюсте положение об отборе советников для подготовки и проведения конкурентных продаж пакетов акций. И наконец 12 января 2000 года в «Ведомостях приватизации» появилась официальное сообщение о начале двух конкурсов. В первом из них определят, кто займется подготовкой к продаже семи пакетов (в т.ч. трех контрольных) акций энергокомпаний.

К будущему советнику предъявлены достаточно жесткие требования. В конкурсе могут участвовать инвестиционные банки, компании и консорциумы, «имеющие опыт продажи объектов электроэнергетического комплекса (энергоснабжающих компаний) на сумму не менее $50 млн. на международных рынках, в том числе в странах Восточной Европы и СНГ». Претенденты также должны иметь на момент подачи конкурсных предложений полностью оплаченный уставный фонд в размере не менее $1 млн. Правда, вспомнив, что в единственном известном случае интереса западных инвесторов к нашей энергетике французская EDF работала через оффшор «Оверкон», организаторы конкурса не стали полностью отсекать оффшоры. Участниками конкурса «могут быть компании, имеющие оплаченный уставный фонд в размере не менее $1 млн. и учредителя, который владеет не менее 35% их уставного фонда и отвечает требованиям конкурса (при условии, что такая компания существует не менее двух лет)». Т.е. при наличии серьезного учредителя можно и через оффшор. Забавно, но через конкурсное сито пройдут и некоторые нынешние оффшоры-владельцы наших энергокомпаний. Но какими будут результаты, мы узнаем не раньше марта.

Практически аналогичные требования выдвинуты к другому советнику — по продаже 12 объектов разных отраслей промышленности. Здесь, правда, не оставили оффшорной лазейки.

Интересно, во сколько же обойдется эта затея, ведь советники, как известно, альтруизмом не страдают. В статье 12 проекта госбюджета-2000 и проекте программы приватизации на этот год находим ответ и на этот вопрос: на оплату труда советников отводится 35% внебюджетного фонда приватизации. Они получат авансовую оплату и вознаграждение за успех, размер которого будет определяться в зависимости от суммы выручки от продажи акций предприятия.

Будет ли сам успех? Что-то советники, несомненно, продадут, но не все. В украинской приватизации достаточно много подводных камней. Автор с трудом представляет, что кто-то переплатит за 26-процентный пакет, к примеру, «Кировоградоблэнерго»: там с контролем и так все в порядке. Поэтому инвестпривлекательность объектов разная и цены продажи тоже будут различаться. Хотя в той же металлургии они вряд ли далеко уйдут от номинала. Ну а ниже номинала ФГИ продавать не хочет, считая, что так он и сам сумеет…

Игорь МАСКАЛЕВИЧ