Наша газета уже писала (№25 от 8 июля 2011 года) об утвержденном Фондом государственного имущества Украины графике, в соответствии с которым в течение августа-октября текущего года запланировано приватизировать госпакеты акций 11 энергогенерирующих и энергоснабжающих компаний.
Как сообщил на днях заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Макуха, Кабинет министров дополнил этот список еще двумя объектами - ПАО «Николаевоблэнерго» и ПАО «Хмельницкоблэнерго». «Эти компании дополнили перечень, который был утвержден 11 апреля. Речь идет о тех же условиях - блокирующий пакет в размере 25%+1 акция остается у государства, а остальное идет на продажу», - подчеркнул заместитель министра.
Комплексный вопрос
Критики процесса реформ по-украински вообще и админреформы в частности, естественно, имеют достаточно примеров, питающих их точку зрения, но справедливости ради нужно отметить: объединение ведомств, курирующих ТЭК и углепром, едва ли не впервые за годы независимости заставило государственную машину подойти к проблемам двух отраслей комплексно. Речь идет о рассмотрении процесса приватизации в энергетике в неразрывной связи с задачей возрождения шахтного промысла.
Ни для кого не секрет, что имеющийся в Украине в избытке энергоноситель - уголь - давно перестал удовлетворять внутренние потребности. Поскольку речь идет о цене (добываемый карьерным способом импортный уголь даже с учетом транспортных расходов дешевле глубоко залегающего украинского), качестве (устаревшее оборудование не может снизить зольность, наличие породы и примесей) и т.д. Если говорить об энергетическом угле для ТЭС, то существует три способа покрытия его дефицита: наращивание отечественной угледобычи, импорт и замещение дорогостоящим импортным же газом.
Как известно, 7 из 14 крупных украинских ТЭС работают именно на газовом угле (остальные сжигают антрацитовый, дефицита которого пока нет). В числе первых - все три станции выставляемого Фондом госимущества на продажу ПАО «Западэнерго» и станция ПАО «Днепрэнерго», которое тоже включено в список ФГИ. Кстати, в том числе и по причине дефицита топлива компания «Западэнерго» - наиболее привлекательная с точки зрения экспортных возможностей - находится в наихудшем финансовом положении.
Синхронное развитие
Круг замкнулся. Шахты не могут дать угля больше и качественнее, так как нуждаются в модернизации производства. Объекты энергетики, приватизируемые в первую очередь именно для того, чтобы инвестор вложил деньги в их модернизацию, не могут покупать отечественный уголь в том объеме, который бы помог изыскать средства на обновление основных фондов углепрома. А если объединить процессы?
«Сегодня каждая вторая шахта у нас работает свыше пятидесяти лет. В том числе 35 шахт (а это 26%) эксплуатируются свыше семидесяти лет и только 10% шахт - менее тридцати лет», - констатировал на недавнем пленуме Профсоюза работников угольной промышленности (ПРУП) первый замминистра энергетики и угольной промышленности Игорь Попович.
Тем не менее, по его словам, министерство ожидает по итогам полугодия результат в 19,16 млн. тонн добытого угля, что на 1,97 млн. тонн лучше аналогичного показателя прошлого года. При этом чиновники признают: средний уровень использования производственных мощностей на приватизированных угольных предприятиях составляет 119%, а на государственных - всего 66%.
В принципе, в энергетическом секторе та же картина - изношенные мощности, низкий КПД и т.д. Приход инвестора должен ее изменить (во всяком случае, сторонники приватизации на это рассчитывают). В углепроме несколько иная специфика. И даже если столь же радикально объявить приватизацию, моментальный эффект невозможен - нужны более длинные инвестиции большого объема; и если в энергетике речь не идет о закрытии объектов, то здесь нужно будет решительно закрывать хотя бы те же 70-летние шахты.
Проблемы роста
Вместе с тем, учитывая состояние энергетики, к 2030 году потребность Украины в угле составит 115 млн. тонн. Цифра взята не с потолка, а, как сказал Игорь Попович, спрогнозирована учеными НАНУ и экспертами Евросоюза. Из этих 115 млн. тонн комплексных энергетических углей нужно 75 млн., тогда как сегодня совокупная добыча составляет 74 млн. тонн в целом по Украине. Для повышения добычи до указанного объема необходимо порядка 50 млрд. грн. Где их взять?
«Единственный правильный выход на сегодняшний день - это привлечение эффективного собственника и получение негосударственных инвестиций», - подчеркнул первый замминистра. Если начинать считать, когда негосударственные инвестиции поступят в отрасль, проще, наверное, рассчитывать на уже завтрашнюю инвестицию в виде гарантированного заказа на гарантированный объем топлива, который может обеспечить свежеприватизированный объект энергетического комплекса.
«Мне кажется исключительно важным, чтобы в партнерстве каждый понимал свою роль и ответственность, - подчеркнул на июньском пленуме ПРУП генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко. - Трудовой коллектив - это, прежде всего, стабильная заработная плата, социальная защищенность и уверенность в завтрашнем дне. Государство - снятие напряженности в городах присутствия и безопасность. Инвестор - эффективное управление, получение возвратных инвестиций, развитие бизнеса. И только тогда, если мы с вами сможем сбалансировать эти интересы, у нас будет эффективность».
Профсоюзные лидеры угольщиков подсчитали, что за 20 лет независимости в Украине было предпринято около 20 попыток внедрения программы реформирования отрасли. Чем они закончились, знает или догадывается даже далекий от этого производства обыватель. Единственное, чего добились, - отсутствие традиционных походов горняков в столицу за зарплатой.
Эта «победа» дорогого стоит: огромные государственные средства уходят на поддержание жизни в давно отработавших свое шахтах, на содержание комплексов социальной сферы, на выплату зарплат, размер и количество которых в итоге делает неконкурентным отечественный продукт по сравнению с импортным дешевым углем. В то же время не хватает денег, например, на не менее важное обеспечение техники безопасности (только с начала текущего года на угольных предприятиях произошло 22 случая со смертельным исходом и 941 случай производственного травматизма).
Наблюдающие за процессом приватизации в Украине европейцы уже предостерегают от повторения собственных ошибок. «Во время приватизации в Польше государство требовало от инвестора использовать самый дешевый уголь, а не местный, - рассказывает депутат Европейского парламента Богуслав Либерадски. - В результате, большая часть угля импортировалась в Силезию. Это все равно, что прийти в лес со своими дровами».
Спасительный круг энергетики
Очень не хочется каркать, но нынешняя программа спасения всего ТЭК может оказаться последней попыткой. С учетом того, что энергетика здесь связана общей нервной системой финансовых потоков и кровеносной системой топлива с «сиамским близнецом» - углепромом, - речь идет о вопросе уровня национальной безопасности.
Как сказал на пленуме ПРУП председатель горняцкого профсоюза и народный депутат Виктор Турманов, «мы за такие изменения в угольной промышленности, которые, с одной стороны, дали бы приток инвестиций предприятиям отрасли, повысили эффективность их управления, с другой - четко бы назначили ответственность государства и собственников за будущее этих предприятий. И при всем при этом полностью решали бы социальные проблемы».
После 20 лет недореформирования звучит, возможно, фантастично. Если бы не мировой опыт. И украинская практика, показавшая, что национальную энергетику спасет отнюдь не импортный газ, а угледобычу - отнюдь не экспортеры.