UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИВАТИЗАЦИЯ В РЕЖИМЕ «ОН-ЛАЙН»

Знал бы, где упадешь, соломки бы подстелил… Очень похоже, что эту нехитрую народную мудрость придется осваивать нынешним владельцам ОАО «Полтавский горно-обогатительный комбинат» (ПГОК)...

Автор: Игорь Маскалевич

Знал бы, где упадешь, соломки бы подстелил… Очень похоже, что эту нехитрую народную мудрость придется осваивать нынешним владельцам ОАО «Полтавский горно-обогатительный комбинат» (ПГОК).

Еще недавно казалось, что там все тихо и уютно. Несколько лет назад три никому не известные инвесткомпании, прописанные по одному юридическому адресу (Киев, ул. Арсенальная, 15) спокойно прикупили себе на конкурсах 42% акций ГОКа. Потом не менее спокойно их перепродали компаниям, входящим в группу «Интергаз». Параллельно на вторичном рынке докупили еще акций и в итоге сформировали контрольный пакет акций (по слухам — 54%).

Предприятие попалось хорошее, ГОК — крупнейший в Украине (около половины от общего объема) производитель железорудных окатышей. Причем львиная часть их идет на экспорт в Австрию, Польшу, Румынию, Чехию, Словакию и на Балканы. Крупное экспортно-ориентированное предприятие работало не слишком прибыльно: в прошлом году прибыль составила около 12 млн. долл. Впрочем, это большой прогресс — в позапрошлом году вообще были убытки… А так жизнь текла себе помаленьку, не предвещая грозы. А та потихоньку приближалась.

Государственная холдинговая компания «Украинские полиметаллы», в уставный фонд которой были внесены блокирующие пакеты (25%) ряда украинских ГОКов, еще в прошлом году порывалась их продать. Кабмину пришлось ее одергивать. Однако в этом году она все же продала 25% Орджоникидзевского ГОКа, потом столько же Марганецкого. При этом официальной мотивировкой таких продаж была потребность в инвестициях для разработки украинского золота.

Особого шума это не вызвало. Т.е. Фонд госимущества, конечно же, возмутился, да и Кабмин вроде даже начал реагировать. Однако вскоре руководитель холдинга г-н Притыка сумел отстоять на разных уровнях свою точку зрения. И сразу все стало хорошо. Кабмин задним числом одобрил продажу Марганецкого и Орджоникидзевского ГОКов и разрешил продать следующий пакетик — теперь уже Полтавского. Правда, при этом потребовал, чтобы половина полученных средств прошла как поступления от приватизации и пообещал проверить, на какое именно золото израсходуют вторую половину.

На рынке продажи особого шума не вызвали. Конечно, любопытно было бы узнать, кто получил блокирующие пакеты обоих марганцевых ГОКов страны.

Сейчас, как утверждает Антимонопольный комитет, у них единый хозяин. Не секрет кто — он дружен с днепропетровским «Приватбанком» вообще и с его крупным акционером «Приват-Интертрейдинг» в частности. Однако, судя по отсутствию какой-то негативной реакции, появление нового акционера старых владельцев не обеспокоило. Чуть позже появились слухи, что новые акционеры дружны с Виктором Пинчуком. И все сразу успокоились: группа «Интерпайп» давно и тесно сотрудничает с днепропетровцами в ферросплавном бизнесе (а марганцевая руда именно там и нужна), так что никакой драки не предвиделось.

На фоне всеобщего облегчения продажа за 18,8 млн. грн. 25-процентного пакета Полтавского ГОКа прошла почти незамеченной. Тем более, что продавали его 3 мая, впереди была уйма праздников. Публика вяло поинтересовалась — «и кому он только нужен, там же уже все схвачено» — и снова окунулась в праздничный хоровод.

Вообще специфика украинского рынка в том, что он настолько прозрачен, что никто ничего не видит. Нет ни малейшего намека на официальную информацию. Антимонопольный комитет, как правило, молчит, как рыба, либо сообщает что-то маловразумительное, создавая полное впечатление, будто продали куски сельмагов… Впрочем, возможно, там справедливо считают, что о крупных владельцах и так все вскоре узнают.

Тем временем ФГИ собирался выставить на торги последний оставшийся в госсобственности пакетик в 6,59% уставного фонда Полтавского ГОКа. Продажа должна была состоятся 1 июня в Первой фондовой торговой системе (ПФТС) и сенсации не предвещала. Ведь даже если приплюсовать этот пакетик к проданному «полиметаллистами», то в сумме получалась всего треть акций. Однако оказалось, что не все так гладко. По рынку гуляет слушок, что кто-то из старых акционеров «столкнул» кусочек общего пакета на сторону, размыв тем самым контрольный пакет. Насколько это правда, сказать невозможно, но в действиях владельцев появилась некая нервозность...

В конце мая уже стало ясно, что продажа последнего пакета не будет скучной и рутинной. И все-таки мало кто ожидал той схватки, которая впоследствии разгорелась. Стартовав с 1,66 грн. за акцию, цена по ходу торгов выросла в 11,1 раза, до 18,39 грн. По словам торговцев, представлявшая интересы старых акционеров компания «Деловые партнеры» не выдержала такого роста цен и сошла с торгов.

Впрочем, счастливому покупателю — ранее малоизвестному ООО «Он-лайн капитал» — пришлось раскошелиться. Каких-то шесть с половиной процентов акций обошлись ему в 79,93 млн. грн. (14,8 млн. долл.). Для сравнения: это в 1,4 раза больше суммы, за которую «Укрполиметаллами» были проданы все три блокирующих пакета акций ГОКов…

Кто в этой ситуации обрадовался, так ФГИ. Мало того, что ему буквально с неба ухнули почти 80 млн., так он еще и утер нос «Укрполиметаллам», заявлявшим, что продать дороже пакеты было невозможно.

В данном случае «Он-лайн капитал» работал не на себя, а на неизвестного покупателя. Кто это, станет яснее позже. Но уже сама готовность выложить впечатляющую сумму денег за пакет свидетельствует о вполне серьезных намерениях. Не исключено, что в итоге собственники ГОКа могут и поменяться.

Правда, произойдет это отнюдь не гладко. Вполне возможно, что вскоре кто-то из «акционеров, владеющих более 10% голосов», инициирует проведение внеочередного собрания. А вот состоится ли оно, зависит от множества факторов. Если у старых владельцев по-прежнему более 40% акций, то вполне может не хватить кворума. Тем более, что последнее собрание акционеров проходило в апреле и его результаты нынешних хозяев устраивают...

Не исключено, что до открытой драки дело и не дойдет — стороны могут и договориться. Но в любом случае делить прибыль теперь будут уже по совсем иным правилам. Вряд ли «новичков» удовлетворят рассказы о низкой прибыльности имеющегося бизнеса. Как минимум, они проверят схемы поставок, и вполне могут предложить скорректировать направление денежных потоков.

На худой конец, есть вполне реальные способы заставить уважать даже владельцев неконтрольных пакетов. Тот же Полтавский ГОК не слишком дружит с местным облэнерго (кстати говоря, полностью частным). Раньше он старался расплатиться векселями, теперь платить приходится деньгами. Платят, хотя и громко жалуются на жизнь. Но ведь при желании (или по просьбе обиженных акционеров) условия расчетов можно и еще ужесточить. Аналогичная ситуация возможна и с газом.

Вообще, как показывает практика, арсенал воздействия не так уж и мал. Это государство не умеет управлять даже контрольными пакетами...

А в целом намечающаяся борьба за этот горнообогатительный комбинат свидетельствует о новом витке борьбы за контроль. Начался «вторичный» передел собственности, по ходу которого не один объект сменит хозяев. Дело это будет шумное, красочное и далеко небезынтересное.

Единственное, чего хотелось бы пожелать участникам будущих «вторичных переделов», — господа, больше выдержки. Это не касается Полтавского ГОКа: противостоящие стороны — люди вполне интеллигентные и к эксцессам не склонные. Однако передел этим объектом вовсе не заканчивается. В него будут вовлекаться все новые лица и интересы. К счастью, российское правило отстрела контрагентов на украинском рынке не прижилось. Вопросы всегда решались более мирным путем. Давайте и дальше следовать этой доброй традицией.