UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИВАТИЗАЦИЯ ПОСЛЕ ЧЕРНИГОВА: ОТ ДЕКЛАРИРУЕМОГО К РАЗУМНОМУ?

Наталия ЯЦЕНКО Коллаж Андрея МАРЧЕНКО Узелки от доброжелателя О совещаниях и заседаниях, когда, н...

Автор: Наталия Яценко

Наталия ЯЦЕНКО Коллаж Андрея МАРЧЕНКО

Узелки от доброжелателя

О совещаниях и заседаниях, когда, не в упрек участникам будь сказано, кроме слов, как бы ничего и не происходит, в неспециализированной газете писать трудно. Тем более о таком специфическом, которое проходило в Чернигове 17-18 октября с.г. и называлось выездным заседанием коллегии Фонда госимущества Украины. И я бы, по-видимому, еще долго ломала голову над тем, как, не увязнув в цифрах и фактах, а также различных не существенных для читателя деталях, рассказать о нем, если бы не случай...

На второй день выездной коллегии было назначено посещение ряда акционерных обществ Чернигова. Работники аппарата Фонда, и уж тем более руководители региональных отделений ФГИ, сие мероприятие проигнорировали: мало ли им головной боли в виде своих предприятий, акционированных и еще не акционированных? Так что в АО «Чексил», бывшее еще пару лет назад Черниговским камвольно-суконным комбинатом, приехали одни лишь журналисты. Прошли более километра по цехам ткацко-отделочной и прядильной фабрик, подивились чудо-оборудованию, из уст вице-президента акционерного общества по финансам и инвестициям Анатолия Игнатовича узнали о планах купить за деньги, полученные от второй эмиссии акций (200 млрд. крб.), новую, современную линию для мойки шерсти... Но вот на одном из участков увидели напряженные спины женщин, которые, сидя за чем-то наподобие художнических мольбертов, дециметр за дециметром осматривали почти готовую уже ткань и вынимали из нее весьма многочисленные инородные вкрапления. Вручную, дециметр за дециметром, каждый день, в три смены - можете себе такое представить?

Вице-президент АО объяснял нам, что это явление временное: сырье засоренное, а иностранцы, которые закупают у черниговских текстильщиков примерно 40 процентов всей продукции, ну никак не способны понять даже в принципе, откуда может взяться на ткани какая-то «бяка». Вот и приходится сажать работниц (таких на предприятии около 300 человек!), чтобы эти дефекты устранить. Как водится, задним умом мы завсегда крепки...

К чему я это все веду? Ясное дело, к приватизации. Потому что приватизационное «полотно» у нас получается никак не лучше, нежели полуфабрикат у черниговских текстильщиков. И с количеством проблемы, а уж с качеством... Сплошные узелки, узлы и целые морские узлища, сделанные, как ни прискорбно, не из злого умысла, а скорее по ленности и недомыслию - руками доброжелателей.

Великий поход за процентом

К счастью для исполнителей, за качество, то есть за передачу госимущества в руки действительно эффективного собственника, с органов приватизации нынче еще не спрашивают. Нынче и казнят, и милуют за иное: во-первых, за так и не полученные деньги, во-вторых - за темпы приватизации. Этим не в последнюю очередь занимались и на черниговском заседании коллегии.

С деньгами действительно беда. Во многих средствах массовой информации прошло сообщение со ссылкой на министра финансов Украины, что вместо 92 трлн. от приватизации за 9 месяцев в бюджет поступило всего 3 трлн. Я бюджету, конечно, сочувствую, однако еще и в начале года, при его формировании, намерение обеспечить постоянные расходы за счет непостоянных доходов, коими являются средства от приватизации, выглядело более чем сомнительно. Дело даже не в том, что в цивилизованных странах так не поступают. Мы почему-то никак не хотим согласиться, что цель приватизации - тем более нашей-то, на 70 процентов сертификатной! - ну никак не может состоять в сиюминутном выколачивании денег на бюджетные нужды. Что приватизация - дело перспективное, однако само по себе требующее немалых финансовых вливаний. Что нельзя ожидать больших приватизационных денег, плодя всевозможные сертификаты, отдавая явное законодательное предпочтение трудовым коллективам и оставляя для местных властей возможность спрятаться от выполнения президентского указа за буквой закона образца 1992 года...

С темпами приватизации в Украине тоже неважно. С блеском рапортовать о выполнении -перевыполнении заданий двух президентских указов - по большой приватизации и малой - в конце года не придется. Свидетельство этому - и итоги 9 месяцев (при плане приватизировать за год 22450 малых, 8000 средних и больших предприятий и 1200 объектов незавершенного строительства - показатели более чем скромные: соответственно 6380, 1879 и 32), и результаты сентябрьской проверки по Черниговской и Херсонской областям, по всем параметрам в приватизации отстающим, проведенной Контрольной службой Президента совместно с работниками ФГИ. Так что руководитель Контрольной службы И.Салий имел немало оснований попенять собравшимся в Чернигове приватизаторам - недорабатываете, мол, это нехорошо.

А почему, собственно, должно быть хорошо, коль задания спускались скорее лозунгово-митинговые, нежели просчитанные и перепроверенные? И среди 8 тысяч больших предприятий, и среди 20 с лишним тысяч малых порой случаются такие перлы, что плакать хочется от умиления. Один из примеров привел на пресс-конференции глава Черниговской обладминистрации Петр Шаповал: обязательной приватизации здесь подлежит ДОСААФ. Может, кто знает, как его приватизировать, может, кто подскажет?

В Херсонской области доведенное из Киева задание и наличие предприятий расходятся, по словам начальника регионального отделения Фонда госимущества Валентины Щербины, на 200 единиц. В том, естественно, смысле, что 200 предприятий как раз и не хватает. Вот и поди, выполни-перевыполни. Ситуация усугубляется тем, что, к примеру, по той же области даже к сентябрю, когда все сроки давно истекли, региональному отделению так и не были переданы уставы ряда открытых акционерных обществ, созданных в процессе корпоратизации (только Минтранс «задолжал» их 11). Херсонское региональное отделение пишет в Киев письма - их уже более трех десятков. Как говорится, пишите и вы...

- Как мы можем повлиять на руководителей министерств и ведомств? Разве что пальчиком им пригрозить, - с грустью констатировала на коллегии В. Щербина.

Не станем отрицать: отыскивание соринок в чужом глазу при наличии целого массива бревен в своем - путь не самый конструктивный. Однако проблема взаимодействия всех причастных к приватизации сторон существует, и по сей день она довольно болезненна. Я здесь не говорю даже об ответственности (хотя попробуй раздать всем сестрам по серьгам, если приватизация, успех ее или неуспех - это как бы равнодействующая четырех сил: коллектива и его руководства, местных органов власти, министерства или ведомства и органа приватизации). Я говорю о рутинности процедуры принятия решений, порой сводящей на нет самые дельные замыслы.

Через эти проблемы с большими или меньшими издержками проходят все. Не является здесь исключением даже неоднократно ставившееся на коллегии в пример Одесское региональное отделение ФГИ, которым с начала года приватизировано 620 малых, 166 больших и средних предприятий да еще 13 объектов незавершенки (из 32 по всей Украине) - абсолютный рекорд. Или почти вплотную приблизившееся к нему Донецкое. Что ж, Одесса есть Одесса: начальник тамошнего регионального отделения Виктор Малахов с известной долей скромности рассказывал, что и год начали с неплохим заделом, и вопросы сотрудничества с местными органами власти решаются в рабочем порядке (подчеркнуто мной. - Н.Я.). Потому, мол, и результаты.

Что значит вот это сдержанное - «в рабочем порядке», по моей просьбе расшифровал руководитель Донецкого регионального отделения ФГИ Владимир Алтынник. Судя по его рассказу, получалась не кабинетная работа, а какой-то перманентный бег с барьерами, выстроенными на пути приватизаторов различными министерствами. Встречаются и такие препятствия, перед которыми поневоле притормозишь. К примеру, созданное в соответствии с приказом Минфина от 27 марта с.г. № 47, по которому финансовый орган, производя эмиссию акций, обязан проверить соответствие всех представленных документов требованиям законодательства Украины (читай - перепроверить всю работу органа приватизации). А тут еще Минюст своим письмом от 2 августа с.г. расширил перечень документов, прилагаемых к договору о купле-продаже при его нотариальном удостоверении. Требуется теперь даже документ из БТИ, которого там зачастую и нет. Словом, поди туда, не знаю куда... «Неужели в правительстве невозможно выработать наконец единый подход к приватизации, чтобы ведомства не действовали как лебедь, рак и щука?» - сокрушался Владимир Николаевич.

Несмотря на грозные «китайские» предупреждения из центра, неизменно антиприватизационной остается политика и некоторых местных властей. На Донетчине этим особенно «прославился» Красноармейский городской Совет, для которого президентский указ, предусматривающий приватизацию малых объектов вместе с помещениями,- не указ. Ну никак нельзя его, оказывается, выполнять ввиду отсутствия положения о совместном использовании и обслуживании строений, сооружений и помещений, в том числе и встроенных, в которых расположены приватизированные объекты. А также ввиду ст.ст. 4 и 35 закона Украины о собственности...

Будь газетная площадь безразмерной, в этом месте можно было бы со вкусом поразмышлять о том, как в нашем многострадальном отечестве действует властная вертикаль. И почему с таким, мягко говоря, ненадлежащим исполнением своих документов мирится наш уважаемый Президент. Однако в контексте сегодняшнего разговора куда существеннее другое: доколе же у нас можно будет укрываться от выполнения указа под законом, как под зонтиком...

Выйду во поле, приватизационно-законодательное

Поосторожнее, господа: с былинным размахом и оступиться можно. Потому что приватизационно-законодательного поля в Украине - кот наплакал. Так, участочек, наподобие дачного на 6 соток, где сиротливо умостились три приватизационных закона образца первой половины 1992 года. Да и в те вот уже больше года (!) ну никак не удается внести необходимые изменения и дополнения. Я уж не говорю о принятии законов, защищающих права мелких инвесторов, регулирующих деятельность независимых регистраторов акций и прочих, нацеленных на развитие в стране фондовго рынка.

Как ни прискорбно, но факт: на законодательной ниве в нынешнем году взращен лишь один документ, но такой, по сравнению с которым все прочие - чахлые сорняки. И грозит он нас привести не к эффективному собственнику завтра и даже не к обильным приватизационным поступлениям в госбюджет сегодня. А к новому переделу, по размерам ненамного уступающему всеобщей национализации.

То ли из непреходящей любви к аграриям, то ли в силу извечной привычки полагаться на авось наши депутаты приняли 5 октября с.г. закон «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе», дающий всевозможным сельскохозяйственным предприятиям (читай: директорам) право бесплатного получения 51 процента акций перерабатывающих предприятий (до 6 октября с.г. приватизационным законодательством Украины это не было предусмотрено, из-за чего, в частности, и разгорелся в свое время скандал вокруг приватизации объединения «Мотор-Сич»). Если по каким-то причинам передаваемое сельчанам количество акций до 51 процента не дотягивает, закон предполагает два варианта: либо отказать работникам перерабатывающего предприятия в льготной покупке акций на половину стоимости приватизационного сертификата, либо увеличить уставный фонд и провести дополнительную эмиссию акций. Но самая большая «находка» содержится в ст.21 - оказывается, законы у нас имеют обратное действие, и принятое в октябре с.г. решение отдать 51 процент акций селу распространяется на все уже приватизированные предприятия перерабатывающей отрасли. А «в случае невыполнения положений этого пункта в течение шести месяцев эти предприятия подлежат возвращению в государственную собственность»...

Одними из первых на закон «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе» отреагировали в Вашингтоне, в Мировом банке. Уже 16 октября было получено письмо о том, что Украина вследствие принятого законодателями решения может ощутить трудности в получении трех кредитов от этого уважаемого международного финансового института. Господи, да если бы только в кредитах было дело! Если бы только в международном имидже! Попирается сам институт частной собственности, так в Украине пока и не окрепший, не ставший священным. Попирается равенство форм собственности перед законом. Преподается урок западным инвесторам: с Украиной лучше не связываться. Ставится под сомнение возможность завершения многократно декларированной сертификатной приватизации - по расчетам ФГИ, около 3,5 млн. сертификатов попросту некуда будет вкладывать. На этом фоне «поворота от ворот» каким-то незаслуженно мелким, незначительным кажется весь наш предыдущий разговор о бюджетных деньгах, о срывах сроков, о взаимоотношениях ведомств...

В конечном счете, прав оказался И.Салий, заявивший на коллегии в Чернигове (хотя и по другому поводу), что в нашей стране подходы к приватизации изменяются каждые полгода. Как это ни грустно, но и на сей раз от декларированного к разумному мы, кажется, так и не приблизимся. Знать, судьба такая - и дальше терзать исполнителей: «выполнили - недовыполнили»?