UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИВАТИЗАЦИЯ «МОТОР СІЧІ»: «ЛЕТАТЬ — ТАК ЛЕТАТЬ»

Если бы сегодня снова были в ходу призывы, то для организованного Фондом госимущества конкурса по...

Автор: Владимир Писковый

Если бы сегодня снова были в ходу призывы, то для организованного Фондом госимущества конкурса по продаже 20-процентного пакета акций «Мотор Січі» вполне подошел бы лозунг: «Акционеры, в борьбе за безраздельную собственность предприятием будьте готовы!» И вне всяких сомнений в ответ грянул бы организованный многотысячный хор: «Всегда готовы!» Ну, может быть, и не «всегда», но последние лет пять — точно. Добившись права на приватизацию по так называемому пилотному варианту, руководство предприятия целеустремленно следовало курсом на обретение абсолютного контроля над уставным фондом ОАО, оцененным в 2,18 млн. грн.

По итогам закрытой и открытой подписок, бывшим работникам и руководству удалось сосредоточить в своих руках порядка 40 процентов акций. После громких скандалов в его собственность перешел и 27-процентный пакет, определенный в качестве платежа за реализацию инвестиционных обязательств (разработку и выпуск двух авиадвигателей) на 18 млн. долларов. Со временем объем подконтрольного пакета был доведен до 75 процентов, а оставшейся четвертью продолжало владеть государство. Но руководство «Мотора», войдя в приватизационный раж, было не прочь установить контроль и над этим пакетом. Однако, согласно закону, предприятию со смешанной формой собственности, где государственная доля превышает 20 процентов, приобретение акций в процессе приватизации заказано. Поэтому пришлось инициировать продажу за 800 тыс. долларов 5-процентного пакета американской фирме, интересы которой представлял некий гражданин из Закарпатья. Таким образом, объявленный ФГИ конкурс стал для предприятия последним этапом на пути к цели.

Помимо «Мотор Січі», заявки на участие в конкурсе подали харьковская корпорация ФЭД, специализирующаяся на авиационном агрегатостроении, и общество с ограниченной ответственностью «Мега-моторз». Учредителями этой фирмы являются общественная организация «Укравиапром», возглавляемая бывшим министром обороны Валерием Шмаровым, а также два киевских госпредприятия — 410-й авиаремзавод и «Авиант». Корпорация ФЭД вынуждена была сойти с дистанции из-за того, что, по заключению конкурсной комиссии, она не располагает достаточной суммой средств в уставном фонде. Не повезло и «Мега-моторз» — комиссия сослалась на требование закона, который не допускает участие в конкурсе по приобретению принадлежащих государству акций структурам, учредителями которых выступают госпредприятия. Это и стало поводом для начала конфликта.

— Через несколько часов после объявления результата первого этапа конкурса, согласно которому наше предприятие было единогласно признано предварительным победителем, — рассказывает председатель правления АО «Мотор Січ» Вячеслав Богуслаев, — нарочным было доставлено решение Высшего арбитражного суда, рассмотревшего заявление «Мега-моторз». Суд счел необходимым приостановить все действия по конкурсу и назначить на 4 декабря рассмотрение дела. Но с какой стати нарушена субординация? Почему решение принимает Высший суд, а не нижестоящий арбитраж? Наконец, сколько это стоит и кто плательщик? Завод «Авиант» не работает, он неспособен найти 10 или 15 млн. долларов. Директор 410-го завода Анатолий Кудрин заявил мне, что вообще впервые слышит о намерении приобрести наши акции. Но денежный мешок где-то же должен быть! Оказывается, оба завода и ООО «Мега-моторз» обслуживаются в одном банке. Я предполагаю, что тут есть какая-то связь, но не могу никого обвинять.

То, что Вячеслав Александрович в обозначении конкурентов ограничился предположением, отнюдь не случайно. Несколько лет назад при схожих обстоятельствах категоричность стоила ему судебного разбирательства, после того как в полемическом запале он нанес оскорбление нескольким влиятельным украинским политикам. На этот раз председатель правления предложил расставить точки над «і» журналистам, высказав лишь догадку. Тем не менее, В.Богуслаев и на этот раз настроен не менее решительно в плане борьбы за 20-процентный пакет, «невзирая ни на какие противостояния» и «мышиную возню», ссылаясь на то, что на стороне «Мотора» — СБУ, СНБО и правительство.

Руководство предприятия подчеркнуто делает вид, что предстоящее судебное разбирательство его не сильно беспокоит. Акционерное общество намерено выполнять решение ФГИ, которому предстоит выступать ответчиком в суде. Но если его результаты окажутся не в пользу «Мотора», по словам В.Богуслаева, предприятие вынуждено будет закрыть значительное количество производственных программ, оставив из 154 наименований продукции не более 30. «Если мы проиграем, проиграют еще десятки украинских предприятий», — убежден Вячеслав Александрович.

Как повернутся события, вскоре выяснится, а пока на «Моторе» ожидают независимый аудит, который должен определить стоимость основных фондов предприятия. Скорее всего, по его итогам за выставленный на конкурс пакет придется уплатить не 30 млн. гривен, а больше.

— Если исходить из цены, за которую был продан 5-процентный пакет, — рассуждает В.Богуслаев, — то выставленный на конкурс пакет реально должен стоить 3,2 миллиона долларов. Однако ФГИ увеличил его стоимость в два раза. Мы с этим согласны, поскольку понимаем, что государству нужны деньги. Допустим, пакет оценят в 15 миллионов долларов — мы тоже согласимся. Назовут 20 миллионов — заплатим. Больше того, если мы выиграем конкурс, американская фирма готова продать нам и 5-процентный пакет. Правда, придется уплатить за него уже не 800 тысяч, а миллион-полтора.

Поскольку дело сводится к реализации принципа «мы за ценой не постоим», возникает закономерный вопрос: а ради чего, собственно, акционерное общество столь упорно стремится к безраздельному контролю над собственностью? Согласно закону, в течение года после приобретения предприятию необходимо продать или перераспределить доставшиеся акции, либо уничтожить их, соответственно уменьшив уставный фонд. Второй вариант для «Мотора» исключен, поскольку он противоречит взятым обязательствам. О перераспределении акций «по справедливости» в коллективе, пожалуй, и говорить не стоит, поскольку отвлечение из оборота столь внушительной суммы — слишком дорогое удовольствие для предприятия, хронически испытывающего финансовый дефицит. Поэтому если вопрос о перераспределении и обретет актуальность, то, скорее всего, лишь в отношении ограниченной группы лиц, преследующих частнособственнические интересы. Однако такой поворот событий неизбежно повлечет за собой очень громкий скандал. Следовательно, наиболее вероятным представляется продажа пакета.

Эту идею на «Моторе» вынашивают давно. Еще два года назад В.Богуслаев высказывал намерение принять участие в торгах Нью-Йоркской биржи, где за одну акцию предприятия «можно выручить как минимум 300—350 долларов», в то время как на внутреннем рынке она стоит 10 долларов. Таким образом предприятие предполагает существенно пополнить статью на техническое обновление производства. Правда, сейчас планы председателя правления стали заметно скромнее: «Акции наших конкурентов оцениваются на бирже в 300 долларов. Для нас это нереально. Получить бы долларов 60— 70 за акцию, и то мы бы имели колоссальную выручку, которую можно использовать на закупку оборудования».

— В действиях руководства «Мотор Січі» четко прослеживается идея внедрения в транснациональные корпоративные объединения, — считает начальник запорожского территориального управления Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Вячеслав Власов. — Разместив часть акций у партнеров по рынку или произведя обмен пакетами, предприятие получает реальную возможность построения корпоративной группы.

Остается открытым лишь вопрос о том, насколько эта задача окажется посильной менеджменту предприятия. Уровень его квалификации в конечном итоге и определит степень безошибочности избранного несколько лет назад пилотного варианта приватизации авиагиганта.