Такое мнение высказало на днях международное рейтинговое агентство Fitch.
Хотя приватизационный процесс и его результаты в большинстве случаев имеют положительное среднесрочное и долгосрочное влияние на кредитоспособность компаний, аналитики Fitch считают, что возможны ситуации с обратным эффектом.
Ключевые положительные моменты, связанные с приватизацией, включают «улучшение общей прозрачности компаний, стандартов отчетности и гибкости бизнеса, учреждение регулирующего органа, а также либерализацию тарифов или цен», отмечается в пресс-релизе Fitch. Среди других позитивов эксперты агентства называют «улучшение балансов компаний, в том числе через сокращение долгов, и решение проблемы просроченной торговой дебиторской задолженности».
В случаях, когда новый акционер уже работает в определенном секторе, ему, как считает Fitch, «необходимо увеличить собственные средства компании и объединить усилия двух компаний для совместной деятельности». В результате кредитоспособность приватизированной компании повышается.
Эти факторы «скорее всего, ведут к пересмотру рейтинга в сторону повышения», отмечают аналитики Fitch. Положительное влияние сильнее в том случае, если инвестору присвоен более высокий кредитный рейтинг.
В то же время, если кредитный рейтинг инвестора находится на низком уровне, то «растущее давление в вопросе выплаты дивидендов или уровень задолженности приобретенной компании могут перевесить положительный эффект от приватизации».
Поскольку большинство мировых нефтяных гигантов уже присутствует в розничном нефтяном секторе стран Центральной и Восточной Европы и им предстоит реструктуризация внутренних активов, интерес к приватизации государственных нефтяных компаний сильно ограничен, отмечают аналитики Fitch. В результате приватизационные тендеры привлекают, прежде всего, ведущих региональных игроков или крупнейшие российские нефтяные компании.
Интерес российской компании ОАО «Татнефть» (рейтинг «B» с возможным негативным пересмотром) к турецкой компании Tupras (рейтинг обязательств в местной валюте «BB+» с возможным негативным пересмотром) связан, в основном, со стремлением сбалансировать позиции по добыче и переработке через приобретение активов в нефтеперерабатывающих компаниях и повышение экспорта сырой нефти.
Предыдущие приобретения нефтяных компаний в России и газовых компаний в Чехии или Словакии были вызваны, в основном, планами рыночной экспансии и/или обеспечения контроля над каналами поставок, отмечает Fitch.