UA / RU
Поддержать ZN.ua

Приватизация-2008: тройка, шестерка или вся девятка?

От приватизации по-прежнему ждут главного — денег. Но в 2008 году предстоит наполнить еще такую «черную дыру», как компенсация обесцененных сбережений...

Автор: Игорь Маскалевич

Идея приватизации в Украине прошла несколько этапов. На первом, романтическом и весьма непродолжительном, трогательно говорили об эффективном собственнике. Второй, продолжающийся и поныне, банально свел все к деньгам для затыкания дыр.

Во главу угла фондовцы ставят деньги, деньги и еще раз деньги — именно тот показатель, по которому оценивается их деятельность. Например, в списки предприятий, подлежащих приватизации, уполномоченным органам управления традиционно предлагается включать «высоколиквидные объекты для обеспечения выполнения бюджетных заданий».

С деньгами в прошлом году было так себе. По итогам 2007-го доходы от приватизации государственной собственности в Украине составили 2,4 млрд. гривен. Это менее четверти от планировавшегося, но намного больше, чем годом ранее.

Так что уходящий глава ФГИ Валентина Семенюк сможет гордо отчитаться перед Верховной Радой о деятельности фонда под ее руководством. «Мне есть что сказать, — заявляла Валентина Петровна прессе. — За период, который я возглавляю фонд, сделано очень много в первую очередь в повышении эффективности управления государственными предприятиями и в социальном плане (надо думать, это о «Криворожстали». — И.М.). Отмечу, что впервые в нашей стране сделан реестр всего государственного имущества». Конечно, об оном реестре говорят уже пять лет, но его появление на тринадцатом году массовой приватизации в Украине — все-таки прогресс...

Отчитавшись, Валентина Петровна сможет сосредоточиться на семейных планах. А на ее место, возможно, придет бютовец Андрей Портнов. Это великолепный юрист, несомненно яркая личность, известная на рынке по участию в целой серии приватизационных процессов. О деталях его работы в Госкомиссии по ценным бумагам до сих пор ходят легенды.

При этом пропрезидентской партии вскоре предстоит поддержать кандидатуру человека, в канун парламентских выборов публично заявившего в интервью «Украинской правде», что он «с нескрываемым негодованием не воспринимал Виктора Ющенко (как президента.— И.М.), и с тех пор моя точка зрения не изменилась. И сделал для себя такой вывод, когда я еще работал руководителем департамента в комиссии по ценным бумагам, а Виктор Андреевич возглавлял сперва Нацбанк, а потом и Кабинет министров.

Для меня были парадоксом поручения за его подписью по развитию финансовых рынков, рынков ценных бумаг, приватизации, национальной депозитарной системы.

Я не мог ответить на вопрос: «Как человек, столько лет возглавлявший Нацбанк Украины и ставший премьер-министром, может давать такие письменные поручения, которые просто не налазят ни на одну финансовую формулу?»

Как вроде из космоса прилетели люди, их назначили премьер-министром, и они начали давать поручения! И чем дольше я наблюдал за действиями этой команды, тем больше понимал, что они занимаются исключительно популизмом.

…сразу после инаугурации Ющенко я подал в отставку. Я находился на маленькой должности, но заявил, что не планирую работать в команде нового президента».

Впрочем, вряд ли подобная точка зрения особо отразится на голосовании за кандидатуру А.Портнова. Сейчас проблема больше в том, как бы согнать в зал депутатов, разбредшихся по странам и весям...

Важно, что приватизационный процесс кандидат в председатели ФГИУ, несомненно, знает всесторонне. А от приватизации по-прежнему ждут главного — денег.

Поступления от приватизации в 2008 году запланированы на уровне 8,6 млрд. гривен. Но предстоит наполнить еще такую «черную дыру», как компенсация обесцененных сбережений. Часть их собираются выдать деньгами, часть — зачетами по долгам, часть — оплатой за крупные покупки, учебу в вузах и пр. Вот на эти «покупочные цели» ФГИ и должен заработать сверх плана 12 млрд. грн.

Поэтому с приватизацией придется подсуетиться.

Кабмин утвердил список 28 предприятий на срочную продажу. Ключевыми станут три объекта: как нетрудно было догадаться, речь идет о продаже контрольных пакетов акций «Укртелекома», Одесского припортового завода и «Турбоатома».

Правда, «Укртелеком» давно уже стал легендарным — его непрерывно обещают продать уже лет восемь. И, похоже, таки продадут. Потому как деваться некуда.

По сравнению с 2007 годом пакет на продажу увеличен — до 67,79%. Что много лучше, чем ранее предлагавшиеся 37,86%, но совершенно непонятно, почему бы не продать вообще все акции державы. Управлять неконтрольными пакетами государство все равно не умеет. Может, взять и продать все это достояние, за исключением одной акции, позволяющей в случае чего оспорить в суде результаты собрания акционеров?

Оценки стоимости «Укртелекома» разнятся, но в целом находятся в диапазоне до 15 млрд. гривен. Если продажа состоится, то она одна закроет приватизацию всего года. Правда, возникает извечный вопрос — как желание продать дорого соотносится с желанием продать быстро?

Да и продажи фиксированной связи в мире сильно вышли из моды, и основную ценность украинского госмонополиста многие усматривают в наличии разветвленной сети объектов и площадок. Среди покупателей достаточно неуверенно ожидают Deutsche Telekom и France Telecom, возможно, россиян и, может быть, Рината Ахметова.

Вторым грандом нынешней приватизации может стать Одес­ский припортовый, ведь собираются продать весь госпакет акций — 99,52%. Причем продавать будут в нынешнем виде, т.е. вместе с аммиачным терминалом. Тем самым владелец получит в качестве бонуса и портовые мощности (а это — уникальный терминал по перевалке аммиака и карбамида на танкеры, мощностью 4,1 млн. тонн в год), и контроль над аммиакопроводом.

Насколько (и кому) это нужно — вопрос, конечно, интересный. Скажем только, что продажа терминала оказалась одним из требований, прозвучавших из секретариата президента Украины.

Сколько это будет стоить? Пред­полагается, что 3—3,5 млрд. грн. Потенциальные покупатели — в основном российские бизнес-группы, но возможны наши. Да и норвежцы проявили некоторый интерес…

Продажа 75% харьковского «Турбоатома», за контроль над которым годами ведет борьбу Константин Григоришин, тоже будет нескучной. Константин Иванович собирается поучаствовать в конкурсе и допускает участие в нем российских «Силовых машин». С учетом ренессанса энергетики и роста заказов на электротехническую продукцию в мире харьковский завод, несмотря на полуубитое состояние, достаточно перспективен…

Кроме того, правительство в который раз предлагает продать блокирующие госпакеты в приватизированных украинскими группами шести энергоснабжающих компаниях. Пять из них — Чернигов-, Прикарпатье- (Ивано-Фран­ковск), Полтава-, Львов- и Сумы­облэнерго — в настоящий момент контролируются структура­ми, дружественными группе «Приват» Игоря Коло­мой­ско­го (в свое время им их уступили компании семейства Суркисов, выбив из управления группу «Энер­гетический стандарт» Константина Григоришина).

В шестом облэнерго, Одес­ском, годами идет борьба между россиянами Михаилом Воеводиным и Александром Бабако­вым и группой «Финансы и Кредит» бютовца Константина Жеваго.

Покупка госпакета в любом обл­энерго даст решающее преимущество одной из сторон. Так что пакеты интересные и потенциально недешевые — в общей сложности до 3—4 млрд. грн.

Судя по развитию событий, вокруг них уже снова заработали интересы. Во всяком случае, секретариат президента Украины срочно озаботился вопросом и предлагает исключить «великолепную шестерку» из списка приватизируемых в 2008 году предприятий.

Мотивировка просто чудесная: при приватизации этих обл­энерго их акции фактически изымаются из уставного фонда НАК «Энергетическая компания Украины». Оказывается, это может привести к неплатежеспособности данной компании и большой угрозе экономической и энергетической безопасности Украины.

Вероятно, наша безопасность ну просто-таки держится на этих пакетах! Хотя, по мнению министра топлива и энергетики Юрия Продана (да и его предшественников), «государство практически не влияет на деятельность компаний, и их продажа является целесообразной».

Так что все нормально: приватизация всегда проходит весело, с огоньком и в ручном режиме. Действие последней Госу­дарственной программы приватизации закончилось в 2002 году. В стране произошла революция, сменились четыре премьера, но продавать по правилам так никому и неинтересно. Планы принять программу на 2007—2009 благополучно окончились ничем. Да и зачем нам программа? На «ручняке» гораздо легче затыкать бюджетные дыры…