UA / RU
Поддержать ZN.ua

Предел уступчивости

То, что Фонд госимущества завалил план приватизации на 2006 год, уже понятно даже уборщице в Кабмине. О Никопольском заводе ферросплавов, который мог поправить печальные показатели ФГИ, можно смело забыть...

Автор: Игорь Маскалевич

То, что Фонд госимущества завалил план приватизации на 2006 год, уже понятно даже уборщице в Кабмине. О Никопольском заводе ферросплавов, который мог поправить печальные показатели ФГИ, можно смело забыть. Все участники процесса отводят государству роль шестого подползающего, от которого ничего не зависит. О деталях происходящего, о суммах, крутящихся вокруг, ФГИ узнает на общих основаниях — из прессы.

Продать что-то сопоставимое по масштабам в стране просто не удастся: объекты закончились. «Укртелеком» уже ушел на уровень ежегодного миража (чем ближе к нему подходишь, тем быстрее он рассеивается), «Укрзалізницю», по словам председателя ФГИ Валентины Семенюк, в отсутствие специального закона приватизировать невозможно…

В общем, пока что при плане поступлений от приватизации в 2,15 млрд. грн. за восемь месяцев не наторговали даже 190 млн. Что-то, конечно, получат от аренды и дивидендов. Но, мягко говоря, это не то. На таком фоне «хотелка» правительства о 10-миллиардных поступлениях в будущем году выглядит циничным издевательством над социалистами вообще и руководством Фонда в частности.

От безнадеги чего только не делают. В Фонде вспомнили, что у державы вроде завалялись пакеты энергокомпаний, и теоретически некоторые из них можно будет продать…

В середине сентября председатель Фонда госимущества Валентина Семенюк заявила, что готова сделать это уже в этом году. По ее словам, она подала проект предложений о продаже небольших пакетов энергокомпаний. «Я предлагаю продать пятипроцентные пакеты акций во всех облэнерго, в которых пакеты акций, принадлежащие государству, составляют больше 75%».

В Кабмине появился и более радикальный вариант, согласно которому Фонд вообще собирается продать акций энергокомпаний номинальной стоимостью 231,4 млн. гривен (46,8 млн. долл.). Впрочем, прежде чем продавать эти акции, их следует сначала получить от НАК «Энергетическая компания Украины». Вероятность последнего в нынешних условиях практически равняется нулю. Так что, говоря о пятипроцентных пакетах, фактически Фонд просто декларировал пределы своих уступок в отношении приватизации.

Картинка получилась достаточно любопытной. Если бы это намерение осуществилось, то доля государства в большинстве энергокомпаний упала бы максимум до 60%, т.е. до минимальной для обеспечения на собраниях кворума.

Правда, сбывать с рук блокирующие госпакеты конфликтных «григоришинско-коломойских» «Сумы-», «Полтава-», «Чернигов-» и «Львовоблэнерго» Фонд не решился. Разве что от львовского предприятия на продажу предложат ма-ахонький пакет — 2%. Предложение продать 0,06% бренных останков «Луганскоблэнерго» — это вообще находка для коллекционеров...

Впрочем, среди тестируемых пакетов есть и весьма интересные. К примеру, по акциям «Николаев-» и «Черновцыоблэнерго» еще со времен конкурсов 1998 года тянутся споры о 36 и 40% акций. Из-за них николаевскую компанию не продали в 2001-м.

В общем, государство готово молчаливо согласиться на формирование национальными бизнес-группами как минимум блокирующих пакетов в целом ряде ключевых компаний. Включая те же «Днепр-», «Запорожье-», «Николаев-» или «Черновцыоблэнерго». Потенциально в этом случае выигрывает и словацко-московская группа Александра Бабакова. У нее более десятка миноритарных пакетов различных облэнерго, и, присоединив к ним новые десятипроцентные пакеты, можно серьезно изменить расстановку корпоративных отношений в отрасли.

Достаточно забавно выглядит и готовность ФГИ сократить долю в «Черкассыоблэнерго» с 46 до 40%. НАК «ЭКУ» достаточно давно и не слишком успешно пытается нарастить эту долю за счет возврата государству 25% акций ЗАО «УкрЭСКО», теоретически принадлежащих тому же ФГИ.

Всего же приватизаторы готовы уступить абсолютный контроль (75% акций) в четырех компаниях: «Винница-», «Волынь-», «Закарпатье-» и уже упоминавшийся «Днепроблэнерго». Тем самым была бы снижена вероятность продажи их зарубежным стратегам (см. табл.1).

Еще более интересным выглядит «предел уступчивости» в энергогенерации. Здесь желающие могли бы довольно быстро сформировать красивые кусочки. Причем в «Донбассэнерго» к продаже предлагался сразу блокирующий пакет (25,77%). Хотя после того как донецкие специалисты по работе с долгами в 2000 году красиво «выпотрошили» компанию, у нее осталось всего полторы станции (см. табл.2).

Но и в остальных трех генерирующих энергокомпаниях было нетрудно сформировать блокирующие пакеты, что, в перспективе, сильно облегчило бы переговоры с будущими покупателями контрольных...

Теоретически это позволило бы неплохо поднять исходную цену акций. В 2001 году их стартовая цена составляла шесть номиналов. С учетом состояния нынешнего фондового рынка можно было бы рассчитывать (даже продавая неконтрольные пакеты), как минимум, на не меньшие значения. Т.е. до миллиарда Фонд мог бы получить.

Однако практически все эксперты сходятся на том, что ничего подобного не произойдет.

В настоящий момент в отрасли произошло резкое усиление донецких энергетиков, за полтора месяца сильно проредивших представительство другого, «киевэнерговского» клана. Более чем сомнительно, что в столь ответственный момент они позволят появление новых игроков. Не говоря уж о том, что в период широко анонсируемых планов по вложению в энергетику нескольких миллиардов долларов инвестиций контроль над энергокомпаниями становится весьма эффективным мероприятием.

Нынешний руководитель НАК «ЭКУ» Игорь Глущенко, пришедший на должность из компании «Востокэнерго» Рината Ахметова, — слишком хороший менеджер, чтобы всего этого не понимать. Тем более, когда на высшем уровне было вполне четко заявлено, что «государство не способно привлечь такой ресурс… мы должны привлекать частный ресурс»… В таких условиях как-то не до вечных проблем Фонда с его невыполненным планом приватизационных поступлений.

Впрочем, в последнее время приватизаторам все чаще стали подсказывать, что из энергетического в стране имеется не только электричество, но и уголь. Фонд об этом кошмаре с удовольствием бы забыл, но ему мягко напоминают.

Недавно премьер снова публично высказался насчет того, что шахты в Украине могут работать только в вертикально интегрированных компаниях: добывающие коксующийся уголь — с металлургическими заводами, выдающие энергетический уголь — с энергокомпаниями. Причем вложения в такие энерго-угольные формирования будут производиться за счет как государственных, так и частных инвестиционных ресурсов.

Как показывает практика, инвестиции и поступления в бюджет — это совсем разные вещи. Денег на счетах ФГИ от этого не слишком прибавится, зато головной боли…

К примеру, из первой порции предложенных Министерством угольной промышленности к приватизационной подготовке шахт (общим числом 12) только на половине может начаться подготовка к продаже, поскольку приватизация некоторых шахт вообще запрещена: одна шахта оказалась ликвидированной, одна затоплена. До сих пор затопленные шахты ФГИ продавал только на урановом руднике, однако вскоре его познания в передовых технологиях откачки воды могут сильно углубиться. Недавно Виктор Федорович высказался за реанимацию закрытых шахт, на балансе которых еще есть уголь.

Весной Минуглепром и ФГИ уже создали группу для координации работы по подготовке к приватизации угольных предприятий. Причем было заявлено не только о намерениях отработать схему приватизации и изучить настроения инвесторов перед запуском крупномасштабной приватизации угольной отрасли.

Насколько известно, инвесторы очень интересовались «Свердловскантрацитом» и «Ровенькиуглем». Так что в будущем году Фонду госимущества еще предоставят возможность дать стране угля, а может быть, им повезет и с железной дорогой. Энергетика же подождет. Как минимум, пока большие дяди не договорятся.