Сборка трансформатора |
Открытое акционерное общество «Запорожтрансформатор» — одно из крупнейших в мире предприятий по выпуску масляных и сухих силовых и распределительных трансформаторов общего и специального назначения. Номенклатура выпускаемой продукции включает также широкий спектр электрических реакторов, высоковольтную аппаратуру, запасные части к электрооборудованию, переключающие устройства, высоковольтные токопроводы. В производстве занято 5,5 тыс. человек.
По итогам прошлого года, объем товарного выпуска на предприятии составил 164 млн. грн., увеличившись по сравнению с 1999-м на 30 процентов. Удельный вес экспорта превышает 80 процентов.
На начало нынешнего года основные фонды ЗТР оценивались 215,1 млн. грн., их износ достиг 61 процента. Суммы кредиторской и дебиторской задолженностей составили соответственно 45,8 млн. и 25,3 млн. грн.
До недавних пор акционерное общество «Запорожтрансформатор» (ЗТР) оставалось, пожалуй, если не единственным, то одним из немногих крупных предприятий региона, не вовлеченным в скандалы, связанные с процессом приватизации. Хотя это вовсе не свидетельствовало об отсутствии к ним предпосылок.
Еще в ноябре 1996 года тогдашний начальник областного управления СБУ Станислав Рыбальченко на одной из пресс-конференций огласил любопытные сведения относительно приватизации запорожского трансформаторного завода. По его словам, собственником выставленного Фондом госимущества на некоммерческий конкурс 20-процентного пакета акций предприятия стоимостью в 700 тыс. долларов совершенно неожиданно стала никому не известная фирма. Еще более удивительным было то, что владельцами фирмы выступали доцент вуза и некий молодой человек, отнюдь не относящиеся к финансовым магнатам. Как оказалось, накануне конкурса к фирме обратилась мощная московская структура «Энергомашэкспорт» с заказом на разработку пакета документов, касающихся особенностей приватизации в Украине. Эта работа и была оценена в 700 тыс. долларов. По мнению руководства СБУ, в данной ситуации формально закон не был нарушен, но повод для более пристального интереса со стороны правоохранительных структур все же явно присутствовал. Однако до громких разоблачений дело не дошло. По необъяснимым причинам историю предали забвению. И спустя несколько лет уже никто не вспоминает о ней в контексте других, не менее любопытных фактов.
Собственником 20-процентного пакета акций ЗТР в настоящее время выступает запорожское ООО «Промактив». В свою очередь, по данным из местной печати, 95 процентов уставного фонда «Промактива» принадлежит другому ООО — «Тандем», владельцем которого на 99,8 процента является ОАО «Лист». Примечательно, что за время своего существования с сентября 1995 года «Лист» выступил учредителем 15 фирм, многие из которых специализируются на скупке ценных бумаг. Его руководитель Алексей Литвин в недалеком прошлом возглавлял региональный центр сертификатных аукционов, а затем был заместителем председателя облгосадминистрации и председателем наблюдательного совета ОАО «ЗТР».
В последние годы предприятие испытывает серьезные затруднения с реализацией продукции на внутреннем рынке, вызванные низкими темпами обновления энергооборудования в Украине. Так, по утверждению руководства ЗТР, из 63,5 млн. грн. бюджетных ассигнований, предусмотренных государственной программой переоснащения электропередающих сетей, принятой в 1999 году, освоено только 4 млн. Это в частности приводит к серьезным проблемам с оборотными средствами. Из-за отсутствия заказов в первом квартале прошлого года ЗТР вынужден был перейти на четырехдневную рабочую неделю.
С учетом того, что предприятие имеет высокий рейтинг на мировой арене (его продукция работает в 75 странах, в частности, в Аргентине, Египте, Мексике, Югославии, Исландии, Турции, Китае, России, Белоруссии, Казахстане, Туркменистане, Азербайджане), руководство ЗТР настойчиво реализует политику расширения зарубежных рынков сбыта. В начале нынешнего года подписана программа сотрудничества с Северо-Западным районом России. Успешно реализуется туркменский заказ на трансформаторы большой мощности в счет оплаты за газ. До 2006 года запланировано поставить 38 трансформаторов общей мощностью свыше 7 млн. киловольт-ампер по заказу межсистемных энергетических сетей Центра РАО «ЕЭС». Стоимость этого контракта достигает 38 млн. долларов.
Уже исходя из приведенных фактов, волне закономерным представляется вывод о высокой инвестиционной привлекательности предприятия. В ходе процесса смены формы собственности к акциям ЗТР действительно наблюдался повышенный спрос, который, впрочем, продержался недолго. Собственниками 442 млн. акций ОАО стали 56220 акционеров. Наиболее крупные из них — уже упоминавшееся ООО «Промактив», владелец 10-процентного пакета нынче уже покойный «Госинвест», а также созданное на заводе в 1994 году общество покупателей, приобретшее в процессе проводимых ФГИ конкурсов 25 процентов акций. Оставшаяся часть акций ЗТР принадлежит различным собственникам, у каждого из которых объем пакета не превышает 5 процентов.
Долгое время такая пропорция оставалась стабильной, давая основания предполагать, что процесс вторичного перераспределения собственности предприятия если и коснется, то очень не скоро. В среде крупных инвесторов желающих приобрести акции не находилось, а для частных лиц они были тем более не интересны. Из года в год дивиденды не выплачивались, и многие из вложивших в предприятие свой приватизационный имущественный сертификат, возможно, даже не придавали значение полученным взамен 315 акциям копеечного номинала.
В принципе, руководство предприятия было не против усилить свой контроль в акционерном обществе, поставив стратегическую цель повторить опыт «Мотор Січі», овладевшей контрольным пакетом. Однако дальше деклараций дело не шло. Администрация лишь заявляла о желании получить в управление 10-процентный пакет акций, принадлежащий государству, не проявляя активности на вторичном рынке. Скорее всего, это вызвано объективной причиной — отсутствием свободных средств. Наглядным свидетельством тому является, в частности, последнее общее собрание акционеров, на котором подведены итоги деятельности предприятия в минувшем году. Из полученных 10,6 млн. грн. чистой прибыли большая часть (свыше 10,4 млн.) была использована на выполнение социальной программы развития предприятия, а свободный остаток в сумме 171,8 тыс. направлен на пополнение резервного фонда. Разумеется, в среде мелких акционеров такой расклад был воспринят без энтузиазма, подлив масла в огонь уже разгорающегося конфликта.
Его предвестниками в начале года стал неожиданный 5—6-кратный рост рыночной стоимости акций. А вскоре цена поднялась в 24 раза против номинальной. Возмутителем спокойствия выступила компания «Либерти Маркет», организовавшая скупку акций ЗТР по заказу концерна «Металлургия». Администрация предприятия расценила это как «покушение на права трудового коллектива», поскольку интересы компании в первую очередь распространялись на работников завода, которые по итогам приватизации оказались в привилегированном положении по сравнению с рядовыми владельцами имущественных сертификатов: у них была возможность приобрести гораздо большее количество акций.
Не желая утратить контроль над 25-процентным пакетом, администрация в срочном порядке инициировала собрание представителей членов общества покупателей (в его составе свыше 4,5 тыс. человек), на котором принято решение о преобразовании общества покупателей в ЗАО «Трансформаторщик». Через несколько дней региональное отделение ФГИ зарегистрировало изменения в уставные документы общества. Таким образом, для рядовых акционеров создалась, мягко говоря, щекотливая ситуация. Как члены общества покупателей, акциями ОАО они владели опосредованно, не располагая, однако, и акциями ЗАО, поскольку таковое еще не создано. А попытки получить взамен сертификата общества покупателей полноценные акции завода, вполне естественно, были встречены руководством предприятия далеко не одобрительно. По некоторым сведениям, работникам завода, изъявившим желание выйти из общества покупателей, администрация настоятельно рекомендует этого не делать, намекая на последующую возможность лишиться не только ряда социальных благ, но и работы.
Вокруг этих коллизий в местных СМИ развернулась взаправдашняя информационная война, в ходе которой каждая из сторон вполне аргументированно доказывает собственную правоту, развенчивая происки оппонента. Но, как водится, затеянный сыр-бор в действительности имеет мало общего с благородной целью «отстаивания прав рядовых акционеров».
С учетом того, что концерн «Металлургия» весьма преуспел в установлении контроля за рядом запорожских предприятий (в частности, таких, как ферросплавный завод, «Днепроспецсталь», «Преобразователь») и имеет весьма серьезные виды на электроэнергетическую отрасль, его интерес к «Запорожтрансформатору» не только не случаен, но и вполне осознан. Следовательно, надежда руководства ЗТР на то, что затянувшийся конфликт рано или поздно противнику надоест и он откажется от своих намерений, вполне может оказаться иллюзорной. И примеров тому в истории приватизации гигантов запорожской индустрии значительно больше, нежели противоположных.
По традиции, заложенной еще в советские времена, каждый из местных промышленников считал себя фигурой не только влиятельной, но и вполне самодостаточной. А раз так, то не испытывал и необходимости вступать в коалицию с коллегами на региональном уровне. Даже несмотря на существование разного рода союзов, объединений, ассоциаций.
В этом отношении «Запорожтрансформатор» не был исключением. С 1978 года его возглавлял Леонид Хаджинов, ставший весьма влиятельной фигурой в среде промышленной элиты региона. Сформировавшаяся вокруг него правобережная группировка директоров имела вес в экономической и общественно-политической жизни области в значительной мере в силу личности своего лидера. Достаточно сказать, что редко какое посещение Запорожья Президентом обходилось без визита главы государства на «Запорожтрансформатор». Возможно, при столь влиятельной поддержке на предприятии особо не опасались возможного интереса к заводу извне. Однако в конце прошлого года появился слух о том, что Л.Хаджинов то ли намерен самостоятельно оставить пост генерального директора и председателя правления, то ли готовятся планы отстранения его от должностей. Некоторые наблюдатели связывали это с неутихающим конфликтом вокруг банка «Славянский», основателем и руководителем которого изначально был г-н Хаджинов.
Какая из этих версий соответствует действительности, остается загадкой, но все же слухи были небеспочвенными. Л.Хаджинов действительно ушел с поста председателя правления АО, став председателем наблюдательного совета. Но вскоре он оставил и эту должность. По странному (или закономерному?) стечению событий происшедшее совпало во времени с началом кампании концерна «Металлургия» по скупке акций ЗТР, которая не сбавляет темпов уже третий месяц.
Судя по происшедшей перегруппировке в руководстве ЗТР (правление АО возглавил бывший заместитель Л.Хаджинова Игорь Растворов, а к руководству наблюдательного совета вновь возвратился Алексей Литвин) и развернутой встречной кампании по скупке акций, администрация не намерена терять контроль над предприятием. Остается лишь подождать, чьи финансовые возможности быстрее иссякнут, решив тем самым исход борьбы.