UA / RU
Поддержать ZN.ua

Попытка №7

Объявления о еженедельном проведении собраний акционеров Никопольского завода ферросплавов уже давно перестали кого-либо удивлять...

Автор: Георгий Малинский

Объявления о еженедельном проведении собраний акционеров Никопольского завода ферросплавов уже давно перестали кого-либо удивлять. Когда история повторяется впервые, это часто воспринимается как фарс. Когда история повторяется в пятый или в десятый раз, и впереди еще столько же попыток, это уже издевательство — то ли над здравым смыслом, то ли над правосудием. А скорее, над тем и другим одновременно.

26 августа с.г. Высший хозяйственный суд признал незаконной приватизацию консорциумом «Приднепровье» (читай — «Интерпайпом» Виктора Пинчука) 50%+1 акция НЗФ, а также недействительными с момента подписания договоры о купле-продаже этих акций, заключенные в 2003 году между ФГИ и «Приднепровьем». Юристы консорциума не раз заявляли, что все происходит с грубыми нарушениями законодательства, и оспорили это решение в Верховном суде.

Теретически, после этого надо было ждать решения ВС, однако на практике никто ничего не ждал. Все понимали, что все может решиться еще до рассмотрения апелляции. Во вторник, 30 августа, в Орджоникидзе должно было состояться очередное — кажется, седьмое по счету — действо под кодовым называнием «собрание акционеров». Проводиться оно должно было по реестру компании «Славутич-Регистратор», официально считавшемуся утерянным. Более того, на данный счет существуют решения Верховного суда и ГКЦБФР, в соответствии с которыми «Славутич-Регистратор» незаконно ведет реестр Никопольского ферросплавного.

В общем-то в этом было бы еще полбеды: корпоративные войны в Украине ведутся давно, и их участники мало чему удивляются. К тому же, в отличие от «Приднепровья», ее соперник, группа «Приват» вообще считает себя не существующей. Фантомный реестр для полуфантомной группы — вполне нормальное явление.

Соль шутки была в том, что к назначенному на 30 августа мероприятию должны были привлечь еще и государство. Для этой цели в киевском аэропорту, по словам Виктора Пинчука, зарезервировали аж три «приватовских» самолета. Тем не менее начало собрания в Орджоникидзе долго откладывалось. Причина была банальной: не все чиновники считали, что госслужба и работа на интересы группы «Приват» — это синонимы. Убеждением непослушных занялась лично премьер Украины Юлия Тимошенко.

Во вторник она по факсу поручила председателю Фонда государственного имущества Валентине Семенюк выдать доверенность на голосование замминистру промышленной политики Сергею Грищенко. «Ломать» ФГИ и Минюст пришлось долго, но в конце концов доверенность выдали. Надо отдать должное — Валентина Семенюк сумела четко сформулировать, при каких обстоятельствах документ вступает в силу: доверенность «действительна при условии получения… документов, подтверждающих зачисление акций ОАО «НЗФ» в размере 50%+1 акция уставного фонда общества на счет ФГИ».

Между тем хранитель акций НЗФ — АКБ «Укрсоцбанк» — заявил агентству, что «по состоянию на сегодняшний день акции НЗФ находятся на счету консорциума «Приднепровье». Эта информация была подтверждена официальным заявлением, распространенным пресс-службой ФГИУ, в котором говорилось, что «по состоянию на 30.08.05 Фонд не получил акций ОАО «НЗФ». Впрочем, выяснение этого малозначительного для организаторов факта роли не играло. И вскоре было заявлено, что «состоялось общее собрание акционеров ОАО «Никопольский завод ферросплавов» с кворумом 75,91% акций» (т.е. пакет «приватовских» компаний и 50% +1 акция). Было назначено и новое руководство ОАО.

Вопреки предыдущим заявлениям о том, что «приватовские» компании ни на что не претендуют, а готовы все отдать государству, ключевые посты на никопольском заводе заняли как раз представители из их среды. Так, бывшего руководителя Марганецкого горно-обогатительного комбината (контролируется «Приватом») Николая Надточенко назначили председателем правления, первого заместителя председателя правления Приватбанка Тимура Новикова ввели в наблюдательный совет. В него же попал председатель наблюдательного совета компании «Славутич-Капитал» Геннадий Корбан (в ходе одной из пресс-конференций г-н Новиков отметил, что «Славутич-Капитал» занимается защитой интересов группы «Приват» в корпоративных конфликтах).

Возглавивший наблюдательный совет НЗФ Сергей Грищенко тоже имеет опыт партнерства с группой. В общем, частные инвесторы получили явно больше своей 26-процентной доли.

Кстати говоря, пока собрание еще не шло, премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что оно проходит нормально. Поделившись планами продажи контрольного пакета за 2—3 млрд. грн., она тем самым привычно предвосхитила все решения судов.

Однако оптимизм премьера от происходящего разделяли не все. Те же работники Никопольского завода ферросплавов обратились в СНБОУ, чтобы предотвратить силовой захват предприятия. Наверное, им не слишком понравилось явное накопление сил для штурма завода.

В ситуацию вмешался лично министр внутренних дел Юрий Луценко, заявив, что милиция будет стоять на страже закона: «Не находясь ни на одной из сторон, я обращаюсь к тем, кто сейчас проводит митинг, подстрекает людей на незаконные действия, чтобы они четко понимали: украинская милиция не на стороне ни одной из сторон конфликта, она будет выполнять исключительно поручение судебных исполнителей».

Министр предупредил частные охранные структуры, что в случае организации любых волнений их лицензии будут аннулированы, а работники ответят в соответствии с действующим законодательством, независимо от того, чью сторону они представляют. «Мы выполним возложенные на нас государством функции и не допустим никаких провокаций. В данном случае моя задача — обеспечить законность всех процедур; ни хаоса, ни беспредела мы не имеем права допустить».

Против этого было бы трудно что-либо возразить, если бы правоохранители одновременно не собирались взять под охрану территорию завода и заводоуправление. На том основании, что «милиция заключила договор на охрану предприятия с избранным на собрании председателем правления НЗФ». Так что нейтралитет грозил оказаться чуточку односторонним. Хотя, согласно заявлению министра, сам «новый руководитель завода может быть заведен или не заведен на территорию предприятия исключительно после решения судебных исполнителей».

Надо отдать должное милиционерам — они действительно не допускали эксцессов. Позиция милиции была бы вообще безупречной, если бы новое правление НЗФ существовало…

ФГИ официально заявил, что считает нелегитимным Орджоникидзевское собрание акционеров. Пресс-служба ФГИ, ссылаясь на слова председателя Фонда Валентины Семенюк, заявила, что доверенность была действительна лишь при наличии документов, подтверждающих перечисление 50%+1 акция НЗФ на счет ФГИ. Этого не произошло, поэтому приватизационное ведомство на сегодняшний день не является владельцем контрольного пакета акций НЗФ. А значит, кворум был в три раза меньше, чем было объявлено, и заключать любые договора «новое руководство» ОАО просто не имело права.

Несколько ранее суд запретил проведение собраний акционеров Никопольского завода ферросплавов. Хотя не факт, что те же приватовцы не располагали контррешением — благо, украинская судебная практика изобилует подобными случаями.

Эксклюзивом по Никополю стало разве что личное вмешательство премьера Украины на одной из сторон бизнес-конфликта — это действительно новое веяние.

Сейчас группа депутатов планирует встретиться с президентом Украины Виктором Ющенко и разъяснить ситуацию вокруг НЗФ. Сам Пинчук не без сарказма поинтересовался на митинге, «что это за собрание в пользу государства, которое проводится частной структурой на одном из своих предприятий? Почему это вдруг частная структура проводит на своей территории собрание и туда кого-то тащит? Неужели вы в это верите? … Я не утверждаю, что все вокруг белые и пушистые. Но если вы хотите, чтобы все было законно, дождитесь решения Верховного суда. После этого проводите собрание — в нормальном месте, в Никополе, а не на территории нашего конкурента».

При этом в случае проигрыша судов Пинчук намерен участвовать в повторной приватизации контрольного пакета. Так что война еще далеко не завершена. Блицкрига снова не получилось. Что не такая уж плохая новость для тех же металлургов, оказавшихся на грани полной монополизации рынка едва ли не самой агрессивной бизнес-группой.

О том, что контроль над НЗФ приведет к монополизации ферросплавной отрасли, уже предупреждает председатель правления ММК им. Ильича Владимир Бойко. Хотя в развитых странах антимонопольные органы для того и существуют, чтобы не допускать 100-процентной концентрации. Но это к слову.

Украине еще предстоит долгий путь к жизни в стране, где законность не зависит от решений правительства. Но все-таки на этой неделе был сделан первый шаг. По крайней мере, несколько чиновников при конфликте закона и силы воли сделали выбор в пользу законности. Этого, конечно, мало, но уже лучше, чем ничего.