UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГОРИЗОНТЫ РЕФОРМ

У абсолютного большинства людей не вызывает сомнения тот факт, что критическая масса реформ уже н...

Автор: Михаил Чечетов
Михаил Чечетов

У абсолютного большинства людей не вызывает сомнения тот факт, что критическая масса реформ уже никому не предоставит возможность осуществить политический реверс в развитии страны, поменять стратегический вектор как политических, так и экономических преобразований в диаметрально противоположную сторону. Но будучи до конца объективным, нельзя закрывать глаза на то, что отрицательный потенциал, находящийся на вооружении сторонников возврата к прошлому, может замедлить прогрессирующие темпы движения к нашей главной цели — построению независимого демократического Украинского государства европейского типа и более быстрой интеграции в европейские и мировые экономические структуры.

Поэтому, всегда помня о том, что колесо истории не повернуть вспять, но учитывая, что определенная часть так называемых реформаторских сил, исходя прежде всего из своих узких корпоративных интересов и конъюнктурных соображений, может эксплуатировать в своих корыстных целях ностальгические нотки людей более старшего поколения, необходимо разработать целый комплекс широкомасштабных мер. Мы должны максимально нивелировать отрицательное воздействие всевозможных факторов, препятствующих движению вперед.

Сейчас даже трудно сказать, в какую сторону в большей степени нужно сместить акценты. И надо ли их смещать вообще. Думается, что гарантией успеха может быть только комплексное решение вопросов, а не попытка их рассмотрения в отдельности друг от друга.

Решение целого блока политических вопросов завязано на парламент, на внесение им изменений в Конституцию Украины в части создания эффективно действующего механизма государственной власти, на что постоянно обращает внимание Президент страны Л.Кучма, настаивая на необходимости быстрейшей имплементации результатов всенародного референдума.

В последнее время в средствах массовой информации, выступлениях отдельных политиков, предпринимателей, экономистов все чаще звучит тезис о необходимости защиты интересов бизнеса, частного предпринимательства, коммерческих структур. В свою очередь, определенные политические силы обращаются к Президенту, Верховной Раде, правительству с просьбой защитить интересы государственных предприятий. Профсоюзы требуют от руководства страны стать на защиту социальных гарантий населения. И все они просят помощи у государства. Требуют. Надеются. Не говоря уже о многочисленных фактах хищения государственной собственности, разбазаривания бюджетных средств, попыток хоть как-то, но обмануть, обхитрить государство. Единственный, кто в этой ситуации остается практически полностью беззащитным, так это само государство.

Но без хорошо отлаженного, эффективно действующего механизма государственной власти мы не сделаем нашу страну сильной и уважаемой в мире. Она все время будет слабой и уязвимой. Поэтому, на мой взгляд, сегодня должно произойти переосмысление самой роли государства, государственных институций в реализации курса реформ.

Если воспользоваться терминологией эпохи перестройки, говоря словами ее главного прораба М.Горбачева, в России, судя по тем решениям, которые принимаются органами государственной власти, процесс в этом направлении уже пошел.

Анализируя и сопоставляя результаты десятилетнего периода реформирования двух экономик — российской и украинской, можно отметить наличие многих общих подходов. Единственное, что мы очень часто отставали во времени и делали аналогичные шаги с опозданием, с определенным временным лагом. Как, в частности, было у нас с сертификатной приватизацией.

Хотим мы того или нет, но быстрота продвижения по пути реформ, а также минимизация социально-политических и финансово-экономических издержек на этом пути напрямую зависят от эффективности функционирования механизмов государственной власти, самой государственной машины, а также от умения государства жестко и принципиально защищать свои интересы. Научится оно быть твердым и бескомпромиссным, когда необходимо отстаивать свои интересы как внутри страны, так и на международной арене, значит, тем самым заставит себя уважать и с собой считаться те коммерческие и бизнесовые структуры, которые не только не хотят подчиняться общим правилам игры на рынке, но даже не усматривают в лице государства равного им партнера.

Вывод напрашивается только один. Государство надо защищать и укреплять. Только сильная государственная власть способна обеспечить стабильно устойчивые темпы экономического роста и на его основе — повышение уровня жизни большинства людей. Чем жестче и тверже будут защищаться всеми властными структурами государственные интересы, тем выше будет авторитет власти в стране в целом. Тем сильнее станет вера людей в свое родное Государство, в свою Власть, в ее способность защитить интересы честных тружеников. А их — большинство.