UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПИШИТЕ СПИСКИ. БУДЕТ ЧТО ПЕРЕПИСЫВАТЬ

Собственность всегда делили как угодно, но только не скучно. Не стала исключением и Украина. Превращение многих государственных предприятий в частные очень часто вызывает бурю эмоций...

Автор: Сергей Уманский

Собственность всегда делили как угодно, но только не скучно. Не стала исключением и Украина. Превращение многих государственных предприятий в частные очень часто вызывает бурю эмоций. Ведь при этом радикально изменяется главное — направление финансовых потоков...

За последние три года условия борьбы за собственность значительно усложнились. Еще в 1997 году огромные предприятия нередко меняли хозяина за «фантики» (ПИС, КС) и большие, часто просто невероятные, байки (пардон, инвестиционные планы). Однако те благостные времена все-таки ушли. Теперь для участия в приватизации нужны деньги — пусть и не такие уж большие, но все же… Конечно, можно попробовать приобрести приглянувшийся заводик, обанкротив его. Но пока особого распространения такая практика не получила.

Впрочем, это проблемы в основном тех, кто хотел бы финансовые потоки «разрулить» по-новому. У тех же, кто и сейчас от них кормится, задача несколько проще — надо попытаться сохранить статус-кво. И в этой титанической борьбе очень важен маленький и, казалось бы, чисто технический этап — составление списков предприятий, выставляемых в ближайшее время на приватизацию. На самом деле страсти, которые бушуют вокруг них, заткнули бы за пояс любого Шекспира. Списки корректируются и переписываются, в зависимости от успехов или неудач директоров этих предприятий, лоббистских усилий представителей политических партий, а часто и простых народных депутатов.

Сказывают, в относительно недавние времена в приемных чиновников (вплоть до премьера) сидели едва ли не толпы жаждущих. Мало что изменилось и нынче. Разве что обострились правила игры. В этом году от приватизации бюджет должен получить миллиард долларов (5,9 млрд. грн.). Чтобы получить такую гору «зелени», необходимо здорово постараться. Все понимают, что «Укртелеком», от продажи которого ожидают более половины поступлений текущего года, в 2001 году продан не будет. По достаточно оптимистичным оценкам, это благостное событие произойдет разве что в первой половине следующего года. И опыт приватизации шести облэнерго, тянущийся (с учетом процедуры отбора советника) вот уже больше года, оптимизма насчет быстрой продажи не прибавляет.

На практике это означает «физкульт-привет» бездефицитному бюджету, что мало устраивает правительство. Другое дело, в состоянии ли оно что-то изменить. Сейчас правительство «развлекается» тем, что «строит» ФГИ. Новая программа отношений в приватизации до изумления похожа на старую: «Как решил премьер, так и будет».

Впрочем, платить деньги будет все-таки не премьер, и даже не Фонд, а покупатели объектов. Если будет что покупать. Чтобы привлечь покупателей, надо составлять новые списки и… нарываться на новые конфликты.

В начале года у ФГИ сложилась напряженная ситуация. План поступлений трещал по всем швам. Ожидаемые деньги от приватизации облэнерго (около 700 млн. грн.) плавно переехали с первого квартала на второй. Нужны были новые объекты, и на свет Божий появились два списка предприятий, предназначавшихся на продажу. Первый из них предлагал продажу восьми контрольных пакетов акций номинальной стоимостью 121 млн. грн. В том числе ОАО «Росава», ОАО «АвтоЗАЗ» и ОАО «Никопольский пивденнотрубный завод». Второй список — из блокирующих пакетов 24 предприятий — стоил по номиналу 92,3 млн. грн. В него вошли «Запорожсталь», Алчевский меткомбинат, «Хартрон», «Донецккокс» и прочие.

И сразу же (впрочем, вполне прогнозированно и не в первый раз) началась буря. На амбразуру бросились обладминистрации, защищающие родных и хорошо знакомых директоров, или не менее любимые финансово-промышленные группы.

Интересно, что как раз по группе контрольных пакетов возражений было меньше. Из восьми предприятий оспаривались только два. «Росаву» не хотела отдавать Киевская, а Никопольский пивденнотрубный завод — соответственно Днепропетровская облгосадминистрации. Зато по блокирующим пакетам страсти разгорелись. Из 24 предприятий оспаривались сразу девять. Это и понятно — на большинстве из них уже более-менее сформированы группы интересов. В этих условиях продажа пакета несет реальную угрозу, что придет кто-то «левый» и внесет ненужную сумятицу. А средства на выкуп пакетов акций есть не у всех. Да и зачем, собственно, их тратить на ненужное дело?

Вслух, естественно, ничего подобного не говорится — напротив, сохранение за государством блокирующих пакетов трогательно объясняется необходимостью сохранения государственного влияния и проч. Хотя долгая история украинской приватизации практически не знает случаев, когда при существовании частного собственника государственные 25% на что-то повлияли.

Зато борьба демонстрирует степень влиятельности обладминистраций (ОГА). Так, Донецкая может несомненно записать в свой актив, что планы ФГИ продать блокирующие пакеты акций ОАО «Донбасскабель», ОАО «Донецккокс» так и остались на бумаге. Трофеи Луганской ОГА — снятие с продажи Алчевского меткомбината и Алчевского коксохима. Действительно, на этих предприятиях уже имеются собственники — зачем еще лишние траты?

Можно отметить исчезновение из последнего варианта списков ОАО «Хартрон». Вообще-то о многострадальных пакетах акций этого предприятия то вспоминают, то забывают, в прямой зависимости от изменения политической ситуации. Сейчас же официальная причина следующая — против приватизации выступает …Национальная академия наук... Хотя надо все-таки помнить, что история украинской приватизации знает немало случаев, когда предприятие исчезало не то что из списка — оно исчезало в разгар объявленного конкурса.

Сейчас появился очередной список приватизированных предприятий. В нем мы находим несколько предприятий металлургии типа «Азовстали», меткомбината им. Ильича (хотя он, помнится, уже продан), Макеевского МК (а его, помнится, банкротили), Днепропетровского МК им. Петровского, ОАО «Запорожабразив». Но если самая острая фаза борьбы за металлургические комбинаты после установления контроля над МК им. Ильича и «Азовстали» завершена, то у другой экспортной отрасли, химиков, все еще впереди.

Продолжающаяся возня вокруг «Ривнеазота» — это еще цветочки. «Ягодки» вполне могут начаться на «Сумыхимпроме», от приватизации которого ФГИ хотел бы получить не менее 440 млн. грн. А есть еще и северодонецкий «Азот» (770 млн.). Оба предприятия фигурируют в нескольких вариантах списков, однако будут ли они продаваться в этом году, покажет будущее. Впрочем, на судьбе ОАО «Сумыхимпром» неминуемо скажется его упоминание в «фонотеке майора Мельниченко». Дабы опровергнуть «наветы врагов», предприятие вполне могут ускоренно продать.

В любом случае процессы приватизации в этом году форсируются. Государству позарез нужны деньги. Тем более что оно наконец публично признало тот факт, что неспособно управлять своей собственностью. Все это, вместе взятое, обещает приватизаторам далеко не скучную жизнь. Что касается списков, то их, несомненно, можно и нужно читать. Это помогает понять, откуда дует ветер большой политики, а иногда — и как он пахнет.