UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пинчука подводят под монастырь

Как правило, в монастыри уходили, чтобы замаливать свои грехи. Однако из любого правила есть исключения...

Автор: Георгий Малинский

Как правило, в монастыри уходили, чтобы замаливать свои грехи. Однако из любого правила есть исключения. Оказалось, что как минимум для одного из украинских олигархов монастырь — это то место, где можно разжиться не только духовной пищей, но и ферросплавами.

Именно так и поступил Виктор Пинчук. Когда он подавал апелляцию в Высший административный суд Украины, то одним из основных аргументов был следующий: при принятии постановления по НЗФ не было учтено решение Европейского суда по правам человека по вопросу «Святые монастыри против Греции». Во всяком случае, судью ВАС Нину Фадееву «Интерпайп» смог убедить в силе монастырских аргументов.

Ирония ситуации заключалась в том, что в упомянутом деле европейцы постановили следующее: «Изъятие имущества без оплаты в сумме, разумно отвечающей стоимости имущества, является непропорциональным вмешательством, а полное отсутствие компенсации может быть оправдано только при исключительных обстоятельствах».

Пункт совершенно правильный, вот только не очень приятный для самого Виктора Михайловича.

Он-то как раз меньше всего похож на пострадавшего. Два года назад страна вполне четко наблюдала как раз «изъятие имущества (народного. — Г.М.) без оплаты в сумме, разумно отвечающей стоимости имущества». Крупнейший в мире ферросплавный завод при быстро растущей мировой конъюнктуре был продан по цене какого-то универмага в той же Европе.

Уже в следующем после продажи году он произвел более миллиона тонн продукции при ее среднегодовой рыночной цене более тысячи долларов за тонну. Т.е. сделка окупилась за два-три месяца. Но это для г-на Пинчука.

А вот общество вряд ли что-то выиграло — как раз оно и столкнулось с «отсутствием компенсации» за завод. Является ли исключительными обстоятельствами то, что конкурс писался под конкретную компанию совершенно конкретного бизнесмена, чисто случайно оказавшегося зятем президента страны? В странах ЕС такое давно уже просто невозможно…

То, что бывший владелец изо всех сил пытается удержаться на заводе, вполне понятно. Доставшаяся по дешевке «курочка» исправно несет золотые яйца. И каждый день, на который удалось задержаться на предприятии, делает Виктора Михайловича богаче. Так что средств хватает не только на юристов.

Непонятно другое — позиция власти. Уже несколько месяцев, как принято судебное решение о возврате акций. Еще 3 ноября с.г. Департамент государственной исполнительной службы Минюста обратился в Хозяйственный суд города Киева с заявлением об установлении порядка исполнения решения о возврате 50%+1 акция ОАО «Никопольский завод ферросплавов» в государственную собственность.

В сентябре президент Украины поручил Генеральной прокуратуре и Министерству юстиции обеспечить законную передачу госпакета акций НЗФ Фонду госимущества.

7 ноября премьер-министр Украины Юрий Ехануров поручил Минюсту и Фонду госимущества выполнить поручение президента Украины относительно Никопольского ферросплавного. Причем Ехануров заявил следующее: «Я предупредил всех исполнителей, чтобы мы прекратили все разговоры и начали реально действовать».

Однако поручение премьера так и не было выполнено. ФГИ переложил все на исполнительную службу и демонстрирует полную безучастность к происходящему. Хотя, между прочим, за госсобственность отвечает именно Фонд.

Недавно это отметила и специальная контрольная комиссия Верховной Рады по вопросам приватизации. Она признала работу Фонда государственного имущества Украины в этом году недостаточной.

В решении комиссии, в частности, отмечается, что «центральный аппарат ФГИУ… устраняется от соответствующего выполнения предоставленных ему полномочий по защите имущественных прав… и интересов государства. ...ФГИУ по-прежнему занимает позицию стороннего наблюдателя в ситуациях, когда преднамеренно доводятся до банкротства предприятия, корпоративными правами которых он управляет». Интересно, как отреагирует на эти выводы В.Семенюк. Снова сошлется на исполнительную службу?

Тем временем в ситуации вокруг НЗФ наблюдается некоторое движение в обратную сторону — это упомянутое выше решение Высшего административного суда. Недавно Виктора Пинчука обнадежил и Верховный суд Украины.

Он принял к рассмотрению кассационную жалобу промышленно-финансового консорциума «Приднепровье» на решение Высшего хозяйственного суда Украины от 26 августа о признании незаконной приватизации 50%+1 акция ОАО «Никопольский завод ферросплавов». При этом формулировка просто умилительная: «…дело затребовано и допущено к рассмотрению в Судебной палате по административным делам Верховного суда по исключительным обстоятельствам». В чем их исключительность? В том, что не хочется расставаться с акциями? Так нет же, летом г-н Пинчук сотоварищи отчаянно пытались перепродать их россиянам. Вот вернуть государству – это, конечно, да, не хочется. Может, даже исключительно.

Забавно, но административному суду в качестве доказательства представили некое заявление Ассоциации предприятий черной металлургии, в котором утверждалось, что конкурс был конкурентным. В нем теоретически могли участвовать крупные металлургические компании из-за рубежа. Но вот беда, почему-то не участвовали. Если вспомнить недавнюю историю, то причины станут понятны. Срок конкурса был искусственно сжат, пакет продавался не контрольный, а 25% акций. А главное, было много маленьких таких бюрократических процедур, пройти которые вовремя иностранец просто не смог бы. Наверное, в ассоциации об этом уже забыли, если, конечно, их просто не попросили об этом.

Похоже, скоро металлурги будут иметь возможность увидеть, сколько же все-таки стоит завод, занимающий девятую часть мирового рынка ферросплавов. То, что желающие приобрести его найдутся, не вызывает сомнений.

Уже сейчас и группа «Ренова» (Виктор Вексельберг), и Evraz Group (Александр Абрамов) выразили готовность купить акции НЗФ, но не у Пинчука, как это было летом, а у государства. Об этом же заявили «Смарт-групп» (Вадим Новинский) и компании, близкие к Приватбанку. Причем последние уже озвучивали цифру в 500 млн. долл. Это в шесть раз превышает цену 2003 года и, скорее всего, далеко не потолок.

А ведь есть еще и бразильская CVRD, и австралийская BHP Billiton с их колоссальными ресурсами. Вполне возможно, что плакат о том, что пенсионерам нужны пять миллиардов от продажи НЗФ, окажется пророческим.

На этой неделе о намерении провести ряд публичных конкурсов по продаже стратегических объектов снова заявил президент Украины. И среди объектов опять прозвучал Никопольский завод ферросплавов. Он будет продан исключительно на публичной, конкурсной основе, подчеркнул глава государства. В.Ющенко отметил, что в основу конкурса будет положен принцип открытости, подобный тому, по которому была продана «Криворожсталь».

В общем, при желании опять можно будет продемонстрировать, что наши активы можно продавать не из-под полы и не за бесценок.

В принципе, это понимают и в «Интерпайпе». Там рассчитывают скорее на затягивание дела в судах, запустив его по новому многомесячному кругу, дабы иметь возможность максимально долго снимать ренту.

Кому это выгодно — тоже очевидно. Государства в этом списке точно нет.