UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИНВЕСТОРЫ — ЗРИТЕЛИ НА ЧУЖОМ ПРАЗДНИКЕ ИЛИ ПОЛНОЦЕННЫЕ УЧАСТНИКИ ПРИВАТИЗАЦИИ ОБЛЭНЕРГО?

После того как продажа акций облэнерго завершилась — по большому счету, именно так, как и хотели у...

Автор: Сергей Кораблев

После того как продажа акций облэнерго завершилась — по большому счету, именно так, как и хотели устроители конкурсов — стало ясно, что пакующий чемоданы Кабмин и наблюдающий за этим процессом Фонд государственного имущества Украины могут смело говорить о том, что им удалось избежать «фальстарта» массированной приватизации в отечественной энергетике и процесс, как говорится, пошел... Пошел с заносом в госбюджет 150 млн. долларов и с осознанием того, что шесть отечественных облэнерго отныне находятся под контролем двух компаний: американской AES Washington Holdings B.V. и словацкой Vychodoslovenske Energeticke Zavody S. P. Искренне радуясь за успех иностранных инвесторов, тем не менее приходится признать, что в своем желании любой ценой заполучить «иноземцев» украинское правительство в очередной раз не использовало возможность сделать так, чтобы на родной земле смог полноценно начать работу легальный украинский капитал.

Когда осенью прошлого года премьер Виктор Ющенко в ходе своей презентации в Париже и Лондоне представлял на рассмотрение потенциальных покупателей свой «товар» — украинские облэнерго, казалось, что, несмотря на заинтересованность в их покупке, шансов на успех у него не слишком много. Поскольку возможные владельцы говорили о том, что в условиях, когда отсутствует методология установления тарифов на электроэнергию, присутствует невозможность отключения должников плюс ко всему не решен вопрос с долгами энергокомпаний, рассчитывать, что инвесторы будут радоваться только от осознания того факта, что им позволили войти на этот сегмент украинского рынка, — нереально. На это же с середины января намекал и советник Фонда госимущества — банк Credit Suisse First Boston. Инвесторы придут на рынок, чтобы делать бизнес: продавать электроэнергию и получать за это деньги. А чтобы делали они это с большей радостью, СSFB выдвинул ряд предложений: в первом квартале 2001 года повысить тарифы на передачу электроэнергии в Украине до 0,008 долл. с последующим повышением до 0,02—0,025 долл. за 1 кВт.ч в течение полугода-года после завершения конкурсов; ВР должна была отменить все существующие запреты на отключение должников за электроэнергию, а ГП «Энергорынок» — подписать договоры о реструктуризации долгов приватизируемых облэнерго без корректировки размеров задолженности с учетом инфляции и штрафных санкций. Следовало также утвердить независимый статус Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ), обеспечить одинаковые условия работы для всех облэнерго, независимо от формы собственности и т.д.

Все, кто знаком с реалиями отечественной экономики, стали с интересом ожидать, что с этими предложениями станет делать правительство, которое отлично осознавало, что основная надежда и опора в деле достижения экономического роста и финансовой стабильности — металлургия, на которую приходится около 40% украинского экспорта и которая потребляет львиную долю электроэнергии. Плюс вторая экспортная отрасль — химическая. Повышение тарифов, как и возможность отключения за неуплату, привело бы металлургов вместе с химиками к банкротству, а украинскую экономику — к спаду. В свою очередь сокращение экспорта металла вылилось бы в снижение валютных поступлений и срезало достаточно устойчивый курс гривни.

Надо отдать должное правительству, которое сделало все, что от него зависело, и даже немного больше. В конце февраля было утверждено распоряжение «О мерах по улучшению инвестиционной привлекательности», в соответствии с которым Кабмин взял на себя обязательства обеспечить прозрачность процесса приватизации и усовершенствовать налоговое законодательство. Кроме того, правительство запретило центральным и местным органам исполнительной власти принимать различные нормативные акты, ухудшающие условия деятельности инвесторов и приводящие к сужению их прав, установленных законами. А накануне Международного женского дня Кабмин сделал «подарок» настоящим мужчинам и утвердил распоряжение о системе мер, направленных на создание благоприятных условий для развития электроэнергетической отрасли.

Было поддержано предложение НКРЭ относительно методологии формирования тарифов на передачу и поставку электроэнергии для облэнерго. Практически согласованы некоторые моменты, касающиеся базовых показателей, «закладываемых» в тариф, в том числе уровень коммерческих потерь и рентабельности. Определены сроки реструктуризации задолженности облэнерго перед ГП «Энергорынок» и подтверждено отсутствие ограничений права облэнерго на отключение от источников энергоснабжения потребителей, имеющих задолженность по оплате электроэнергии.

Инвесторы все это оценили, и, как уже говорилось выше, AES Washington Holdings B.V. и Vychodoslovenske Energeticke Zavody S.P. стали владельцами «Киевоблэнерго», «Ривнеоблэнерго», «Житомироблэнерго», «Севастопольэнерго», «Кировоградоблэнерго» и «Херсоноблэнерго». AES Washington Holdings B.V. входит в состав AES Corporation — американской энергетической корпорации, специализирующейся на генерации, распределении и розничной продаже энергоресурсов. Корпорация ведет свою деятельность в 19 странах и владеет разными долями активов 139 энергопредприятий, общая производительная мощность которых составляет 48 млн. кВт., обслуживает более 17 млн. потребителей, ежегодно генерируя 126 млрд. кВт.ч. Корпорация состоит из 16 групп, оперирующих на независимых условиях.

Vychodoslovenske Energeticke Zavody S.P. является крупнейшим в Словакии предприятием, которое специализируется на металлургическом и энергетическом рынках. Компания была основана в 1959 году как сталелитейное предприятие, однако впоследствии спектр ее деятельности значительно расширился. Тем не менее основная деятельность компании сконцентрирована в металлургическом секторе.

Именно эти два инвестора, в числе остальных претендентов, в свое время убедили Credit Suisse First Boston и ФГИУ в том, что соответствуют требованиям предъявляемых к промышленному инвестору. Маленький нюанс, что к продаже акций энергокомпаний не могли быть допущены оффшорные компании, не позволил развернуться в полную силу отечественным инвесторам. Был один претендент, который в принципе мог «засветиться» на первом этапе приватизации облэнерго, но ООО «Полтавасельхозэнерго» не прошло квалификационный отбор для участия в тендерах по продаже акций «Ривнеоблэнерго», «Житомироблэнерго» и «Киевоблэнерго» «благодаря» Антимонопольному комитету. По его заключению, согласно условиям тендера ООО «Полтавасельхозэнерго» не могло выступать покупателем, поскольку должно было иметь не более 25% акций в государственной собственности, а за государством оказались закреплены 25% +1 акция этой компании. У ООО «Полтавасельхозэнерго» был свой взгляд на эту проблему. Последующее выяснение отношений, кто в этой ситуации прав, ни к чему не привело. «Полтава» проиграла…

Проиграла и стала в числе остальных украинских «зрителей» смотреть, как начнут себя вести «победители». Первые их высказывания оказались приятными для слуха. Так, после подписания договора купли-продажи ОАО «Киевоблэнерго» между AES Corp. и Фондом госимущества Украины директор представительства AES Silk Road Inc. в Украине Михаил Малеваный заявил, что новый владелец украинских энергоснабжающих компаний «Киев-» и «Ривнеоблэнерго» планирует осуществлять гибкую политику в отношении должников за электроэнергию и не собирается практиковать жесткие и безоговорочные отключения всех неплательщиков.

«Имея все необходимые разрешения правительства по части отключения неплательщиков, компания будет гибко подходить к каждому потребителю. Работая в правовом поле Украины, мы становимся частью этого общества, поэтому все права и возможности, которые нам предоставлены, будут использоваться очень разумно», — сказал М. Малеваный. Отметив при этом, что AES Corp. практикует достаточно взвешенную политику по отношению к неплательщикам электроэнергии в Грузии и Казахстане, где также владеет энергоснабжающими компаниями.

Дай Бог, чтобы все так и было. Поскольку наши соседи в Молдавии в конце апреля уже успели на собственных лампочках почувствовать, как могут работать новые хозяева, — после того как испанская компания Union Fenosa, ставшая год назад владельцем трех из пяти молдавских электрораспределительных сетей, в том числе кишиневской, объявила о намерении отключить от электричества школы и детские сады столицы Молдавии, если срочно не будет погашен долг, который превысил 12 миллионов леев (около миллиона долларов). В том, что намерение это более чем серьезно, компания дала понять, обесточив школы одного из кишиневских районов. Хотя долги эти образовались в течение нескольких лет — еще до того, как испанцы купили сети. В конце марта они так же напомнили о себе, обесточив пожарную аварийно-спасательную службу Кишинева и оставив без уличного освещения центр столицы Молдавии...

Поэтому, несмотря на имеющиеся плюсы от продажи облэнерго иностранным инвесторам, необходимо учитывать и потенциальные минусы данного процесса. Поскольку именно от них зависит энергетическая независимость Украины, которая тесно связана с ее национальной безопасностью. Десять лет назад никто и в страшном сне не мог представить, что в закрытом Севастополе, где ныне базируются флоты двух независимых государств, в том числе и Украины, рубильник будет находиться под контролем представителей иностранной державы.

По всей видимости, накануне второго этапа приватизации облэнерго, во время которого должны обрести новых владельцев 12 энергокомпаний, Фонду госимущества стоит подумать над тем, на каких условиях в конкурсах могут и должны принимать участие отечественные бизнес-структуры. Естественно, с последующим контролем за выполнением потенциальными победителями всех взятых на себя обязательств. Чтобы не получилась ситуация, после которой специалистам AES Washington Holdings B.V. придется узнать, что особенные правила игры есть не только в американском футболе, а руководители РАО «Единые энергетические системы» (ЕЭС) с улыбкой будут вспоминать о том, как их любимая компания не была допущена к первому этапу приватизации украинских облэнерго из-за того, что не предоставила заключения аудитора о прибыльности ее деятельности на энергетическом рынке в течение трех лет. Париж все-таки стоит мессы…

Хотя... При нормальной постановке дела работы в ТЭК Украины хватит всем — и «своим», и «чужим». При этом и отечественные, и иностранные инвесторы могут спокойно сосуществовать на одном сегменте рынка. Так, как в настоящее время происходит в Донецкой области, где на энергетические угли уже обратили внимание чешская компания «Металимекс», которая подписала пятилетний договор о совместной деятельности с ПО «Донуголь». Первым этапом такого сотрудничества должны стать инвестиции в шахту «Трудовская», что позволит после модернизации основных фондов и подготовки новых лав довести добычу к 2003 году с 700 тыс. до 1,2—1,3 млн. тонн угля в год. Не отстают от чехов и местные негосударственные инвесторы, которые проявили интерес к шахтам объединения «Октябрьуголь»: в частности, на двух из них, «Ждановской» и «Свитанок», к реализации готовятся проекты на общую сумму 14 млн. грн. Если события будут развиваться в таком же ключе в остальных отраслях отечественного ТЭКа, то не исключено, что «Основные положения концепции энергетической стратегии Украины на период до 2030 года», которые озвучил на парламентских слушаниях министр топлива и энергетики С. Сташевский, ждут счастливые времена. Несмотря на то, что сам доклад закончился на 13-й странице…