UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОДИН ЛИШНИЙ

В начале июня фондовый рынок Украины вновь качнуло— на нем начались открытые «боевые действия». Это случилось в секторе перерегистрации прав собственности — депозитарной деятельности...

Автор: Сергей Уманский

В начале июня фондовый рынок Украины вновь качнуло— на нем начались открытые «боевые действия». Это случилось в секторе перерегистрации прав собственности — депозитарной деятельности.

В принципе, конфликт был заложен изначально. С одной стороны, существует Межрегиональный фондовый союз (МФС), объединявший 91 % хранителей ценных бумаг. С другой, создан Национальной депозитарий Украины (НДУ), претендующий на центральную роль. Впрочем, несмотря на громкое название, статус Национального депозитария очень неопределенный. В свое время его создавали «для галочки»— это было условием для предоставления одного из траншей Всемирного банка. Необходимое учреждение создали, транш получили, израсходовали. А чтобы новосозданное учреждение дальше не мешало, в соответствии с меморандумом о взаимопонимании, подписанным правительством Украины, НБУ, правительством США и Всемирным банком, НДУ отказали в коммерческой депозитарной деятельности до 2010 года. (Правда, тогда логичен вопрос — а зачем, собственно говоря, вообще нужно было его создавать? Кодификация ценных бумаг, международные связи и прочее — вещь безусловно необходимая, но ими свободно могла бы заниматься и госкомиссия по ценным бумагам или тот же МФС…)

Еще за год до создания НДУ в 1998 году акционеры МФС заявляли о готовности к реформированию депозитария МФС в национальный (центральный) депозитарий. В свое время при создании НДУ сформировали его уставный фонд — 5 млн. грн. Так как рынок особой необходимости в создании новой структуры не видел, то формировать его государству пришлось едва ли не в одиночку. Ему и принадлежит 90,4% акций НДУ, всем остальным — 9,6 %. Забавно, что одной акцией (0,2 % УФ) обладает и МФС.

Первый проект создания Нацдепозитария поражал своим величием. Речь шла о сотнях сотрудников и сотнях миллионов гривен. Правда, позже проект «обрезали», остановившись на более скромных 5 млн.грн. С ними НДУ и начал заниматься абсолютно необходимыми для фондового рынка делами, как-то: ремонтом офисов, арендой квартир, покупкой автомобилей и мобильных телефонов. Правда, его представители считают некомпетентными упреки в том, что это бюджетные деньги. Они подчеркивают, что это деньги акционеров— т.е., надо думать, Минфина и НБУ.

Однако долго так продолжаться не могло — у государства есть куда более неотложные потребности. Так что финансирование НДУ стали в явочном порядке постепенно снижать. Вдобавок его расходы попали под горячую руку Президенту. 20 апреля этого года на заседании Координационного совета по борьбе с организованной преступностью Леонид Кучма поинтересовался, чем занимается депозитарий и на что тратит деньги.

После этого стало ясно, что НДУ предстоит или тихо угасать, получая из бюджетной кормушки все меньше средств, или бороться за расширение— в этом случае доступ к бюджетному источнику увеличивается. Действительно, вскоре НДУ активизировал кампанию за резкое расширение полномочий, собираясь заняться уже не только деятельностью на фондовом рынке, но и на всех остальных, вплоть до электроэнергетического. НДУ добился позитивной резолюции премьера Ющенко, хотя министр финансов посоветовал НДУ заняться лучше прямыми обязанностями.

Забавно, но все стороны соглашаются с тем, что кто-то на рынке лишний. НДУ считает лишним МФС, а МФС — НДУ. В начале июня общее собрание МФС обратилось к Президенту и правительству Украины с предложением вообще ликвидировать НДУ, а взамен преобразовать МФС в полнофункциональный центральный депозитарий. Это «будет содействовать консолидации усилий государства и участников рынка в деле создания современного, эффективного, цивилизованного рынка ценных бумаг в Украине…» Напротив, по мнению МФС, создание НДУ привело к распылению усилий государства, участников фондового рынка и международных донорских организаций по созданию современной инфраструктуры фондового рынка.

В самом Национальном депозитарии рассчитывают «финансово пересидеть» оппонента — у МФС уже закончился срок его финансовой поддержки Агентством международного развития США (USAID). А НДУ, как уже говорилось, получает денежку от государства и, если усидит на бюджетном финансировании, будет спокойно жить и дальше. МФС, чтобы обеспечить свое существование, приходится здорово крутиться, и пока получалось это довольно неплохо: на 1 июня 2000 года МФС обслуживал более 70 хранителей ценных бумаг и 350 эмитентов, являясь единственным реально работающим депозитарием страны по корпоративным бумагам.

Сейчас правительство создало согласительную группу, которая должна внести предложения о будущем развитии Национального депозитария Украины. Заодно решено и «значительно сократить его расходы». Собственно, необходимость создания единого центра по контролю над обращением ценных бумаг очевидна. Сложившаяся сейчас многоуровневая структура делает фондовый рынок Украины дорогим и неконкурентоспособным. Кроме того, любая свара на фондовом рынке вряд ли повысит его перспективность, а в конечном счете, и цену продаж украинских предприятий.