UA / RU
Поддержать ZN.ua

Одесский припортовый: шоу с нашатырем?

Приватизация Одесского припортового завода упорно бьет рекорды по скандалам. Собственно, последними инвесторов в Украине удивить достаточно трудно...

Автор: Никита Афанасьев

Приватизация Одесского припортового завода упорно бьет рекорды по скандалам. Собственно, последними инвесторов в Украине удивить достаточно трудно. Родное государство делает все от себя зависящее, чтобы страна имела репутацию высоко рискованного и трудно предсказуемого рынка.

Припортовый завод исключением не стал — представить себе, что в Европе кто-то рискнул отменить конкурс после объявления лицитатором победителя, практически невозможно. У нас все сделали — с необыкновенной легкостью и почти без объяснений.

Объяснение, что правительству померещился заговор участников, обосновать будет крайне трудно. Хотя бы потому, что в процессе торгов цена выросла почти на миллиард гривен.

Ну а дальше начался натуральный цирк. Для участия в конкурсе все три претендента внесли залоги по 400 млн. грн. Что демонстрировало серьезность их намерений. Ответственность госструктур, по идее, подразумевалась сама собой. Оказалось — зря.

Деньги вернули только российскому ООО «Азот-Сервис». А вот украинским участникам скандальной продажи, ООО «Нортима» и ООО «Фрунзе-Флора», деньги не вернули. Попросту говоря, их банально «прокинули».

Интересно, что совладелец компании «Фрунзе-Флора» Константин Григоришин накануне аукциона встречался с премьер-министром, и г-жа Тимошенко «лично гарантировала возврат залога в течение трех дней». После аукциона телефон премьера уже не отвечал. Вместо этого, по словам Константина Ивановича, от имени Юлии Владимировны «сообщили, что денег в бюджете нет, и залог нам вернут, если МВФ выделит деньги Украине и если от них что-то потом останется, но это будет не раньше ноября».

Ноябрь, как известно, уже прошел. Денег нет до сих пор. Напомним, самый предельный из возможных срок возврата истек 13 октября.

А поскольку это дивное заявление юридическим обоснованием отказа являться не могло, началась откровенная клоунада.

Когда Фонд госимущества отправил 30 сентября (на следующий день после скандальной отмены конкурса) платежное поручение на возврат залога, в Госказначействе Украины ему его вернули… для «доработки». Оказалось, что в «назначении платежа не указан документ, определяющий наступление соответствующих условий и являющийся основанием для возврата средств участникам конкурса».

Интересно, что до конкурса залоговые деньги от участников были без звука приняты. Более того, россиянам (ради которых, по мнению ряда экспертов, конкурс и затевался) их отдали по первому требованию.

Доработка заняла аж неделю, и вторую платежку наши приватизаторы отправили 6 октября. Сопроводив ее ссылками.

Метод, которым отфутболили вторую платежку, честное слово, достоин занесения в анналы истории многострадальной украинской приватизации. У платежного поручения обнаружился непреодолимый недостаток: оказалось, что в графе «назначение платежа» «содержится более 160 символов».

После этого ФГИ, очевидно, сильно перетрудившись, сделал трехнедельный перерыв и третью платежку отправил только 28 октября.

И — тишина… Деньги снова не вернули. Хотя обязаны были это сделать в трехдневный срок.

Зато исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский невозмутимо сообщил, что Фонд госимущества трижды передавал в Госказначейство платежные поручения на возврат конкурсных гарантий, но в документах были допущены ошибки. И так три раза! Такая вот досадная случайность.

Впрочем, ФГИ особенно и не настаивал. Его роль в происходящей игре пинг-понг — демонстрировать попытки возврата, но не зарываться.

Да и качать права фонду точно не приходится: там полный провал работы. Ситуация при его новом главе г-не Парфененко даже хуже, чем при пламенной социалистке Валентине Семенюк-Самсоненко. При ней план поступлений от приватизации за год выполнили процентов на двадцать. Нынешний — вряд ли вытянут и на десять процентов. И это при том, что работу экс-председателя ФГИ Кабмин считал провальной.

Вообще, происходящее выглядело бы смешно, если бы не было так грустно. Государство демонстрирует свое реальное отношение к законодательству в целом и правовому полю в частности.

Более того, невозврат огромных сумм — это своеобразный сигнал бизнесу. Похоже, Юлия Владимировна демонстрирует, что при необходимости никакие законы Украины никого не спасут. Эдакая проверка на разрыв. Причем в данном случае зависли две крупные бизнес-структуры. Что будет с более мелкими, представить нетрудно. Налоги авансом с них уже собирали.

Ожидаем продолжения…

Слухи ходят самые разные. В том числе и о начале второй волны реприватизации и перепродажи активов, принадлежащих «неправильным инвестором». Насколько они достоверны, сказать трудно. Решает это правительство, а ему верить на слово уже зареклись.

Тем более что ситуация с финансами сложнейшая. Судя по данным за 11 месяцев 2009 года, план поступления налогов и сборов в общий фонд госбюджета не выполнен. Кстати, это не помешало гордо заявить о перевыполнении плана за ноябрь. Аж на 0,1%.

Однако поздравления по этому случаю вообще-то нужно адресовать Нацбанку Украины, срочно перечислившему сумму прогнозируемого годового дохода НБУ.

Ну и конвертация специальных прав заимствования по нашей квоте в МВФ. Эти средства поступили на счета Украины в начале осени. После конвертации их перечислили на единый казначейский счет правительства. В октябре—ноябре они интенсивно расходовались. По статистике, это тоже шло как доходы, но реально и то и другое — одноразовая «чрезвычайщина».

Внутри страны Министерство финансов привлекает сейчас деньги путем продажи облигаций внутреннего государственного займа под 26—27%, то есть почти в два раза выше официальной инфляции. Временами доходило и до совсем фантастических для Европы 29% годовых.

Между прочим, такие ставки — во многом именно следствие неверия инвесторов в добросовестность выполнения правительством своих обязательств. Это — плата за распугивание инвесторов.

Более того, если бы правительство просто выполнило собственные обязательства и по Одесскому припортовому, ему было бы заметно легче. Бюджет бы сразу получил 5 млрд. грн., и репутация его как внешнего и внутреннего заемщика была бы повыше.

Пока же Кабмин плотно подсел на кредитную иглу от того же МВФ и, судя по истерике, несущейся с Грушевского, иные источники пополнения бюджета представляет слабо.

Так что, похоже, 800 млн. от «Нортимы» и «Фрунзе-Флоры» просто израсходовали. По закону — нельзя. Но если очень хочется? Время-то предвыборное…

Сейчас обе компании подали исковые заявления по возврату им сумм конкурсных гарантий. Первый иск рассмотрели 14 декабря. Его результат был вполне очевиден: Хозяйственный суд Киева обязал ФГИ вернуть «Фрунзе-Флора» конкурсную гарантию в размере 400 млн. грн. Но вот санкции за использование денег судьи взыскивать не стали. Предоставив компании счастливую возможность бесплатно прокредитовать Кабмин…

Впрочем, и отсуженные деньги пока не возвращены.

На следующей неделе состоится рассмотрение иска уже ООО «Нортима».

Она тоже требует возврата конкурсной гарантии, а также намерена впоследствии обязать фонд заключить договор купли-продажи по итогам конкурса.

С точки зрения законодательства, позиция у «Нортимы» очень сильная. Однако, как уже отмечалось, в украинской юридической практике — множество нюансов. Так, правительство заинтересовано в максимально более позднем рассмотрении вопроса, чтобы затянуть процесс выплат. И, в общем, пока не без успеха. Уже на первом этапе рассмотрение вполне очевидных и срочных дел затянулось на несколько месяцев. Но юридически претензий здесь не предъявишь.

Можно представить, какое давление будет оказываться на судей с Печерских холмов. Как пошутил один из экспертов, «будут доказывать, что молоток был неправильный».

Так что твердой уверенности, что дело будет рассмотрено в соответствии только с принципами права, нет.

Хотя надеяться хочется. Если не на независимость судов, то хотя бы на порядочность судей.