UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБ «УГРОЗАХ» СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННО-ФИНАНСОВЫХ ГРУПП В УКРАИНЕ

В вопросе создания финансово-промышленных групп мы отстали от России (как и в вопросах развития ба...

Автор: Сергей Козьяков

В вопросе создания финансово-промышленных групп мы отстали от России (как и в вопросах развития банков, создания фондового рынка, проведения приватизации, развития негосударственного пенсионного обеспечения) на два - три года. И, вполне возможно, еще какое-то время сохраним отставание. Суть происходящего кроется в панической боязни того, что агрессивные представители российского капитала (или наши же банки) скупят на корню украинскую промышленность. Именно этим во многом и объясняется многократное возвращение на доработку проекта Закона «О промышленно-финансовых группах в Украине».

Несколько слов о развитии финансово-промышленных групп в России. Впервые в законодательном акте понятие финансово-промышленной группы в этом государстве было введено Указом президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 года «О создании финансово-промышленных групп» и утвержденным названным указом положением о финансово-промышленных группах и порядке их создания.

К настоящему времени выпущен ряд конкретизирующих нормативных документов правительства Российской Федерации, в частности, постановлением правительства от 16 января 1994 года утверждена программа финансирования финансово-промышленных групп (ФПГ). 5 июля 1995 года на заседании Государственной думы председатель комитета Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному, кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию Н.Гончар сообщил, что на дату доклада в России было зарегистрировано около 15 ФПГ. В состав этих групп суммарно вошли 273 предприятия, в том числе 51 финансово-кредитное учреждение, банки, финансовые компании, такие промышленные гиганты, как «Норильский никель», «АвтоГАЗ», Новолипецкий металлургический, Челябинский и Магнитогорский комбинаты. Из банков наиболее крупными являются «Онэксимбанк», «Международная финансовая корпорация», «Российский кредит», «Автобанк», «Инкомбанк» и ряд других. Общая численность работающих - свыше 2 миллионов человек. Суммарный капитал - около 150 миллиардов рублей. Годовой объем продукции - 26 триллионов рублей. К 5 июля 1995 г. ожидали регистрации 114 ФПГ.

Таким образом, в России к настоящему времени накоплен серьезный опыт в создании и деятельности ФПГ. Опыт достаточный для того, чтобы основательно обсуждать вопрос о замене указа президента соответствующим законом.

Финансово-промышленные группы (или промышленно-финансовые в украинской интерпретации) являются серьезным направлением для развития конкретного двустороннего сотрудничества с Россией и многостороннего сотрудничества в рамках СНГ. Настолько серьезным, что обсуждение текстов аналогичных законов в России и в Украине проходило при постоянных консультациях представителей украинского и российского парламентов. В процессе этих консультаций были учтены даже замечания украинских парламентариев относительно рамочного закона, который был вынесен на рассмотрение межпарламентской ассамблеи (хотя Украина и не является ее участником).

Тем не менее, принятый украинский закон и проект российского весьма различаются концептуально. Основная идея российского закона состоит в интеграции финансового капитала с промышленными предприятиями ради привлечения инвестиций в реальный сектор, а украинского - в сохранении технологических цепочек, но в отнюдь не в передаче собственности из одних рук в другие (мнение газеты «Коммерсантъ-Дейли», 3 октября 1995 г.).

Мы не будем отдельно останавливаться на собственно юридических достоинствах и недостатках Закона «О промышленно-финансовых группах в Украине». Что принято, то принято. Рассмотрим подробно основные, на наш взгляд, рабочие проблемы, которые будут возникать при организации ПФГ.

Первая проблема - структурная. Решение этой проблемы должно обеспечить создание эффективной финансово-производственной и менеджерской среды для удовлетворения общих интересов участников ПФГ и ее ведущих менеджеров. В Украине наблюдается острый недостаток опыта в создании таких структур. Опыт соседнего государства (не говоря уже о США, Германии, Японии, Южной Корее и других стран) позволяет предложить в самом общем плане следующую примерную структуру ПФГ.

После того как будет определено головное предприятие и основные участники Группы, прежде всего необходимо подумать о координирующих органах ПФГ. Несмотря на то, что ПФГ в соответствии с законом является не уставным, а лишь договорным объединением, его участники должны подумать над созданием органов ПФГ, наделенных полномочиями планирования, принятия решений и контроля за их выполнением. Такими органами могут быть общее собрание участников ПФГ, ревизионная комиссия и т.д. Руководитель головного предприятия ПФГ, хотя это и не обязательно, может быть избран президентом объединенния.

Производственный фундамент Группы составят производственные предприятия основного профиля, включая головное предприятие, субподрядчиков, смежников.

Финансовую основу Группы составит банк ПФГ. Причем в задачи банка будет входить не только простое обслуживание Группы путем обеспечения расчетов входящих в нее предприятий и выдачи им кредитов. Банк, входящий в Группу, призван заниматься привлечением средств извне, быть в состоянии предоставлять гарантии под финансирование производственных программ, что, к сожалению, пока используется в банковской практике не так часто. Банк также может использоваться как поверенный при управлении активами и выступать в роли клирингового центра для взаимного погашения задолженностей между участниками Группы и третьими лицами. Кстати, интересно, что в России в составе ФПГ может быть несколько банков. Это, несомненно, повышает возможности финансирования выполнения производственной программы, для которой создается ПФГ.

В состав Группы могут и должны войти страховые и инвестиционные компании, негосударственные пенсионные фонды, доверительные общества. Эти - небанковские - финансовые учреждения в состоянии вкладывать средства в долгосрочные активы, что значительно, пусть и не сразу, повысит финансовые возможности всей ПФГ. Опыт, хотя и незначительный, взаимодействия небанковских финансовых учреждений с промышленными предприятиями в Украине имеется, и связан он прежде всего с процессом приватизации. Интересно, что наибольшим опытом в этом плане располагают объединения региональные: в Днепропетровской, Донецкой, Харьковской, Одесской областях. Набрав силу, такие промышленно-финансовые группировки, и прежде всего днепропетровская, переливают капиталы в столицу.

Важное значение для целей Группы имеет наличие развитой сети сервисных предприятий: торговых, консалтинговых, подготовки кадров и т.д. Отдельно следует сказать о значении юридических служб ПФГ. В целом, среди предпринимателей страны растет понимание роли юридической службы в обеспечении безопасности бизнеса в долгосрочном плане. Однако, по-прежнему огромно количество случаев, когда при заключении миллионных (в долларах) сделок по тем или иным причинам на мнение юристов просто не обращают внимания. Ситуация осложняется и тем, что в настоящее время, несмотря на увеличение численности практикующих юристов, количество фирм, которые реально в состоянии взять на себя работу по обеспечению процесса создания и работы ПФГ и при этом нести ответственность за долгосрочные последствия своей работы, в течение последних лет практически не растет. В Киеве таких фирм, по нашим наблюдениям, не больше десятка, в Харькове, Одессе, Львове, Ужгороде - по одной - три. Те же юристы, которые работают в штате предприятий, банков или небанковских финансовых учреждений, находятся в достаточно узкой среде и не в состоянии качественно обеспечить все направления: корпоративное, банковское, страховое, арбитражное, инвестиционное и т.д.

Мы уделяем так много внимания юридической службе ПФГ только потому, что качественная работа юристов во многом может снять страхи в отношении того, что в случае создания транснациональной ПФГ права украинских участников будут ущемлены и прибыль уйдет иностранным учредителям. Можем сказать, например, что с чисто финансовой стороны ассоциации «Земля и люди» не удалось избежать многих проблем только потому, что при составлении контракта с фирмой «Зенека Инк» юристы американской компании сработали значительно профессиональнее, чем юрист ассоциации. Качественная работа юристов, кстати, также позволяет избегать истерик на физиологической основе по поводу якобы «роли Высшего арбитражного суда в распределении бюджетных средств среди преступного мира».

На проблемах создания службы безопасности ПФГ останавливаться не будем. Это тема отдельного - профессионального - разговора. Остановимся отдельно на группе юридических проблем.

При создании ПФГ ее участникам необходимо будет разработать ряд документов внутреннего юридического характера, весьма сложных по содержанию и обширных по объему. Прежде всего речь идет о главном документе ПФГ - генеральном соглашении о совместной деятельности по производству конечной продукции ПФГ (требование п.1.9. Закона). Дополнительно к этому закон упоминает двусторонние договоры о поставках промежуточной продукции (или предоставления соответствующих услуг) и гарантии (п.2.8.), которые дополняют генеральное соглашение.

Закон фактически предоставляет участникам ПФГ свободу действий в отношении содержания генерального соглашения. Лишь кратко перечисляются обязательные пункты, которые должны быть в него включены: название ПФГ; перечень утвержденных в установленном законодательством порядке государственных программ, для реализации которых создается ПФГ; определение головного предприятия; кандидатура президента ПФГ, его права и обязанности, порядок увольнения с должности; перечень участников ПФГ; перечень конечной продукции; срок действия соглашения, и, как говорит закон, «другие условия, предусмотренные законодательством, и те, которые признают необходимыми инициаторы создания ПФГ».

Сегодня законодательство Украины весьма скупо говорит об условиях договоров о совместной деятельности. Есть несколько положений в Гражданском кодексе, Законе Украины «О режиме иностранного инвестирования» и, пожалуй, все. Таким образом, инициаторы создания ПФГ поставлены в условия, когда необходимо самостоятельно разрабатывать довольно сложные документы, которые определят их хозяйственную деятельность на несколько лет вперед. В мировой практике такого масштаба промышленное сотрудничество обставляется десятками документов, занимающих сотни страниц текста. Работа по их составлению занимает многие месяцы.

При разработке генерального соглашения следует исходить из того, что его содержание должно отражать права и обязанности сторон в области: а) передачи технологии и технического опыта; б) сотрудничества в области производства, включая в соответствующих случаях сотрудничество в исследованиях и разработках при специализации производства; в) возможного сотрудничества в освоении природных ресурсов; г) сбыта совместно или на общий счет конечной продукции в Украине или третьих странах.

Ограниченный объем газетной статьи не позволяет подробно остановиться на всех моментах, которые необходимо отразить в генеральном соглашении. Отметим лишь, что в той его части, которая посвящена собственно производству, необходимо совместно определить различные компоненты конечной продукции, составить технические спецификации компонентов и учесть распределение их производства между сторонами. Если спецификации различных компонентов вырабатываются совместно разными проектными бюро, то необходимо позаботиться об урегулировании проблем права собственности на совместно произведенные объекты интеллектуальной собственности. В случае, когда в целях производства промежуточной или конечной продукции участники планируют обмен специалистами, то необходимо подробно описать условия приема специалистов и т.д.

Стоит отметить, что в рамках межправительственных организаций уже давно разработаны рекомендации по составлению договоров в области промышленного сотрудничества, которые могут существенно помочь при подготовке как генерального соглашения, так и сопутствующих ему договоров. В качестве примера можно привести руководство по составлению международных договоров о промышленном сотрудничестве, руководство по составлению международных договоров на консультативный инжиниринг, включая некоторые связанные с этим аспекты технического содействия (Европейская экономическая комиссия, ООН) и другие. К сожалению, в нашей стране доступ к этим рекомендациям затруднен даже для юристов.

Отдельное внимание необходимо уделить тем положениям генерального соглашения, в которых будут урегулированы вопросы руководства ПФГ: какова компетенция общего собрания участников ПФГ, как будут приниматься решения, каковы полномочия президента, какими способами будет осуществляться контроль за выполнением решений, особенно в части контроля за финансовыми и материальными ресурсами.

Наряду с генеральным соглашением участникам ПФГ необходимо будет заключить десятки сопутствующих контрактов: подрядных, купли-продажи, консалтинговых, на передачу технологий и т.п.

В заключение - вкратце о кадровой проблеме. Зададим себе простой вопрос: много ли в Украине специалистов-менеджеров, обладающих достаточным образованием, в том числе и европейским, способных управлять такими масштабными проектами и отвечать за долгосрочные последствия своих действий? Конечно, уже есть определенный опыт в формировании фактически существующих структур по типу ПФГ. Однако, этот опыт в масштабах страны выглядит фрагментарно и не сравним, например, с опытом руководства «ЛогоВАЗом», «Менатепом», Группой «Мост».

Тем не менее, процесс формирования национальных и транснациональных ПФГ в настоящее время идет активно. На наш взгляд, хорошо, что именно в этой области мы немного отстаем от россиян. Это позволит присмотреться к их ошибкам и меньше наступать на собственные грабли.