UA / RU
Поддержать ZN.ua

Никополь и блюдечко с каемочкой… Штатовское

Международные суды между отечественными бизнесменами — не такая уж редкость. Поэтому появление в американском суде иска по Никопольскому заводу ферросплавов в общем-то не удивительно...

Автор: Георгий Малинский

Международные суды между отечественными бизнесменами — не такая уж редкость. Поэтому появление в американском суде иска по Никопольскому заводу ферросплавов в общем-то не удивительно. За последний год наши государственные чиновники продемонстрировали неспособность воспользоваться всеми решениями отечественных судов. Судя по всему, их устраивает ситуация, когда по дешевке купившая завод бизнес-группа по-прежнему мирно «пилит» финансовые потоки завода.

Чем и каким образом «государевы люди» мотивируют такие действия, рано или поздно станет известно. Но если государству деньги от Никополя, судя по всему, не нужны, то его бизнесменам такие царские подарки группе «Интерпайп» уже явно надоели.

Как уже сообщало «ЗН», 30 марта с.г. в суд штата Массачусетс поступил иск от группы компаний, являющихся акционерами завода. Одним из совладельцев всех этих компаний является Игорь Коломойский — один из двух основных владельцев Приватбанка. Так что точки расставлены предельно точно.

Ответчиками по иску должны выступить Виктор Пинчук и его партнеры по НЗФ — граждане США Джерри Маргулис и Александр Новак, а также российские олигархи Виктор Вексельберг и Александр Абрамов. Ну и плюс целая куча принадлежащих им компаний и офшорок, включая и недавно проданный Виктором Михайловичем Укрсоцбанк.

Пинчук, Маргулис и Новак обвиняются в том, что из-за их деятельности добросовестные инвесторы (тут Игорь Валерьевич и его партнеры имеют в виду себя, любимых: в иске указано, что «в период с 1999 по 2003 год Приватбанк, один из крупнейших финансовых концернов Украины, участвовал в управлении 23% акций НЗФ от собственного имени и от имени своих клиентов»), внесшие средства в приватизированное предприятие, «потеряли инвестиции, которые были похищены мошенническим путем и впоследствии направлены в Соединенные Штаты Америки и в другие страны лицами, являющимися гражданами США, и прочими лицами, с использованием средств коммерции США».

«Основой настоящего иска является осуществление ответчиками Виктором Пинчуком, а также проживающими в данном округе Джерри Маргулисом и Александром Новаком сложной международной махинации, направленной на захват контроля над Никопольским заводом ферросплавов – одним из крупнейших в мире производителей ферросплавов — и последующее разграбление компании путем направления сотен миллионов долларов прибыли в американские и иные компании, находящиеся под контролем указанных ответчиков».

В принципе, за исключением выведения на публичный уровень новых фамилий — господ Маргулиса (в заявлении назван двоюродным братом г-на Пинчука) и Александра Новака (его же друг детства), в заявлении просто излагаются сведения, о которых уже около года говорила вся Украина.

Но для американцев некоторые вещи выглядят диковато. То есть у них тоже не все святые, но «вот именно так» там давненько не работают. К примеру, «семейная схема» на госпредприятии, согласно которой «план установления контроля над НЗФ… начался приблизительно в то же время, когда Пинчук женился на дочери Леонида Кучмы» в настоящее время бывшего президента Украины… На момент женитьбы Пинчука 50%+1 акция НЗФ, из числа находящихся в обращении акций, принадлежали правительству Украины и контроль над НЗФ практически перешел в руки Пинчука.

Позднее, в 2003 году, во время аукциона, который повсеместно признавался фальсифицированным, Пинчуку как зятю Кучмы была предоставлена возможность приобрести у правительства Украины контрольный пакет НЗФ (50%+1 акция) по такой низкой цене, что это было равносильно грабежу.

Получив контроль над НЗФ, Пинчук, Маргулис и Новак начали предпринимать шаги по незаконному присвоению сотен миллионов долларов принадлежащей НЗФ прибыли при помощи контрактов с заинтересованностью, включая схемы «покупки по высокой цене», «продажи по низкой цене» и «давальческую схему».

Ну а дальше, в цветах и красках, описывается, как это делалось.

«До 2002 года… различные компании, не имеющие отношения к Пинчуку, Маргулису и Новаку, поставляли сырье НЗФ, а НЗФ самостоятельно, без посредников, сбывал конечную продукцию на рынке по рыночным ценам, за счет чего прибыль получал завод и его акционеры. Однако в 2002 году Пинчуку как будущему зятю президента Кучмы удалось получить фактический контроль над НЗФ. Используя свои семейные связи, Пинчук навязал НЗФ несколько контрактов, явно подписанных с целью хищения сотен миллионов долларов в год, принадлежащих НЗФ, и перевода данных сумм в компании, которые управлялись либо бенефициарами которых выступали Пинчук, Маргулис или Новак.

В соответствии с этими контрактами, НЗФ был обязан приобретать руду у компаний, связанных с Пинчуком, Маргулисом и Новаком, по ценам выше рыночных и продавать готовую продукцию компаниям, также подконтрольным Пинчуку, Маргулису и Новаку, ниже рыночных цен, а также заключать ненужные и крайне невыгодные давальческие контракты, по условиям которых НЗФ получал оплату за переработку руды, а другие компании, подконтрольные Пинчуку, Маргулису и Новаку, получали прибыль от продажи готовой продукции на свободном рынке».

В результате, говорится в иске, начиная с 2002 и до 2005 года, ответчики — компания Steelex и компания Travis — заключили с НЗФ контракты на поставку 1,9 млн. тонн марганцевой руды по ценам выше рыночных. При рыночной стоимости сырья в 188 млн. долл. НЗФ заплатил 210 млн. долл. Т.е. только по этой части схемы убытки составили 22 млн. долл.

Кроме того, как заявляют истцы, в 2002 и 2003 годах, т.е. еще до завершения приватизации (в тексте она именуется «фальсифицированной»), корпорация «Интерпайп» заключила «агентские соглашения с НЗФ». В соответствии с ними, НЗФ должен был выплатить корпорации «Интерпайп» комиссионные за продажу его конечной продукции. Причем цены оказались уже намного ниже рыночных.

«По предварительной оценке, на основании агентских соглашений, заключенных между НЗФ и корпорацией «Интерпайп», и контрактов на реализацию продукции, заключенных между корпорацией «Интерпайп» и компанией Steelex в 2002 и 2003 годах, из прибыли НЗФ было похищено до 41 млн. долл.».

Не забыта и нежно любимая нынешним менеджментом НЗФ давальческая схема. «НЗФ заключил прочие многочисленные контракты с компанией Steelex. Согласно условиям данных контрактов, компания Steelex оплачивала НЗФ переработку руды в конечный продукт». Право собственности на сырье и конечную продукцию оставалось за ней, и именно Steelex, а не НЗФ (или его акционеры), получала доходы от продажи конечной продукции завода покупателям, находящимся за пределами Украины. По приблизительной оценке, на основании описанных выше контрактов более 20 млн. долл. было выведено с НЗФ только в 2003 году.

Заодно рассказали, и кому принадлежит Steelex. Оказалось, ее стопроцентный владелец — фирма Allied Steel SA, а уже ею «управляют и контролируют» Пинчук, Маргулис и Новак.

Упомянули и сам «Интерпайп»: корпорация, цитируем по исковому заявлению, «продавала конечную продукцию НЗФ компании Steelex по ценам ниже рыночных. Таких контрактов было, по крайней мере, десять. По приблизительной оценке, потери прибыли НЗФ в связи с этими контрактами в 2004 и 2005 годах составили до 112 млн. долл.». С учетом того, что НЗФ был куплен за 81 млн. долл., — неплохая окупаемость...

Вексельбергу и Абрамову вместе с Пинчуком инкриминируется «попытка блокировать действия нового правительства по аннулированию приватизации НЗФ»... Утверждается, что Пинчук и россияне «вступили в тайный сговор с целью подкупа украинских правительственных чиновников путем выплаты 50 млн. долл. (25 млн. долл. должны были быть выплачены Вексельбергом и Абрамовым и 25 млн. — Пинчуком)». Насколько это удастся доказать, вопрос небесспорный, но всем троим предстоит немало неприятных минут. А их украинским партнерам — и подавно.

Закон, по которому ведется дело, называется весьма впечатляюще — «О коррумпированных и связанных с рэкетом организациях». И требуют от Пинчука и других фигурантов всего-то «возмещения ответчиками незаконно присвоенных доходов, а также возмещения убытков в тройном размере».

К завершению процесса американские судьи многое узнают о том, кто и каким образом ведет дела в Украине. Впрочем, главное они узнали сразу: «Права инвесторов не могут быть надлежащим образом защищены нигде, кроме как в США, где соблюдается законность и где существует юрисдикция в отношении всех участников заговора». Им это будет, наверное, лестно. Украинскому Кабмину – не очень. Зато результат ему принесут на блюдечке. Цвет каемочки не уточнялся.