В первый день весны отцы-основатели, то есть учредители Украинской межбанковской валютной биржи, провели в конгресс-холле гостиницы «Национальная» свое традиционное собрание. Наблюдатели сошлись во мнении, что если в качестве основного показателя избрать количество мобильных телефонов, то данная тусовка будет более «крутой», чем даже ежегодный международный форум в Давосе, куда съезжаются богатейшие, чтобы посмотреть политик-шоу и определить, в какой стране на кого ставить.
Есть и другое мнение: учитывая, что большинство украинских банков по мировым меркам все же не столь богаты и что собравшиеся в гостинице «Национальная» банкиры являются распорядителями, а не владельцами капиталов, а мобильные телефоны не роскошь, но средство управления, то утверждение о самой-самой «крутизне» собрания можно и оспорить: редко какой депутат, а тем более руководитель партии, позволит себе выйти в свет без «Нокии». Но и в этом случае ежегодное собрание УМВБ стоит особняком - по причине отсутствия интриг и подсиживаний.
Царивший здесь добродушный и оптимистический настрой объясняется довольно просто: Украинская межбанковская валютная биржа, а значит, и банковский капитал, заставили считаться с собой. Уже вряд ли кто осмелится, как прежде, закрывать, вводить фиксированный курс карбованца к доллару и объявлять валютную биржу, коммерческие банки единственными виновниками инфляции в Украине. Если в стране, не дай Бог, не случится революция и к власти не придут пролетарски настроенные коммунисты.
За последний год, как отметил в своем выступлении председатель Биржевого комитета УМВБ и заместитель председателя комиссии ВС по вопросам финансов и банковской деятельности Вадим Гетьман, Украина значительно продвинулась на пути проведения экономических реформ. Монетарная политика Национального банка позволила преодолеть гиперинфляцию, существенно сократить темпы инфляции.
Как отметил Вадим Гетьман, по расчетам специалистов в 1996 году ожидается прекращение падения производства и даже небольшой прирост валового промышленного продукта, окончание малой приватизации, увеличение торгового оборота на 12 процентов по сравнению с 1995 годом. Поэтому банкиры «не имеют другой альтернативы, как быть оптимистами и сделать все возможное, чтобы этот оптимизм имел под собой твердую экономическую почву».
Действительно, 1995 год был, пожалуй, единственным за всю четырехлетнюю историю валютного рынка страны, на протяжении которого ему разрешили развиваться по экономическим законам, а не предписаниям Кабинета министров Украины. Не без того, что развитие порой регламентировалось некоторыми правилами и пожеланиями, однако не насколько, чтобы эти правила были совсем уж оторванными от реальной жизни.
Так, если в октябре 1994 года (когда возобновились торги на УМВБ) в легальной экономике Украины был продан всего лишь 71 млн. долларов, то в октябре прошлого - 981 млн., то есть темпы роста объемов составили 1382 процента. В целом же в прошлом году в Украине продано 8 млрд. долларов, причем более трех миллиардов - на УМВБ. Остальные 5 млрд. проданы на межбанковском валютном рынке и, невзирая на то, что вследствие либерализации валютного рынка, появился еще один его сегмент - межбанковский, этому факту на собрании учредителей УМВБ радовались. Ибо биржа остается «местом, где отрабатывается сложный механизм функционирования валютного рынка, с дальнейшим его внедрением во всех сегментах».
По мнению председателя Биржевого комитета, УМВБ является главным инструментом Национального банка Украины в процессе курсообразования, именно здесь формируется реальный валютный курс, который создается вследствие спроса и предложения. Именно здесь НБУ имеет возможность эффективно проводить политику прогнозированности курса. В отличие от Московской межбанковской валютной биржи, где большие состояния наживаются на скачках доллара и других твердых валют, на УМВБ спекуляции на падении доллара, очевидно, сведены к минимуму.
Свидетельством активного развития валютного рынка Украины является то, что в прошлом году биржа начала торговать итальянской лирой, французским франком и английским фунтом стерлингов. Пока объемы продажи этих валют незначительны: по лире - 1 млрд. 686,5 млн., по французскому франку - 12 млрд. 457 млн., по фунту стерлингов - 0,267 млн., но вначале и по маркам, и по доллару объемы были невелики. Чего отнюдь не скажешь сейчас. За 1995 год объемы продаж долларов США составили 3 млрд., немецких марок - 190,9 млн., российских рублей - почти 3 млрд.
Очень активно работает на валютном рынке Национальный банк. По мнению рядового обывателя, он то и дело продает доллары и марки, не давая родному карбованцу низко пасть. Однако, официальные данные свидетельствуют совершенно об обратном. В прошлом году НБУ купил валюты на 1,7 процента больше, чем продал. Так что обвинения со стороны Кабмина в том, что Национальный банк сделал не все от него зависящее в августе 1995 года, не столь уж надуманны.
Хотя версия валютной биржи по поводу известных событий кажется более реальной. Согласно ей, падение карбованца было вызвано:
а) значительным ростом денежной массы на протяжении июля 1995 года. Вследствие бюджетного кризиса НБУ вынужден был выпустить в оборот 46 трлн. карбованцев, 39,4 трлн. из которых составили кредиты правительству;
б) заявлениями Президента и его команды о введении гривны;
в) инфляционными ожиданиями в нашей стране - они всегда присутствуют и с такой же точностью сбываются;
г) изгнанием доллара из сферы внутренних расчетов, вследствие чего импортеры были лишены возможности получать выручку в валюте и вынуждены были обращаться на УМВБ в качестве покупателей;
д) с 1 августа предприятиям было разрешено осуществлять обязательную продажу валюты на межбанковском рынке, где курс несколько выше. На УМВБ сократилось предложение, а спрос остался стабильным.
То, что в конце концов Национальный банк сумел взять ситуацию под контроль и не допустить окончательного обвала карбованца, свидетельствует о высоком профессионализме банкиров. И если на 1996 год предусматривается девальвация украинской денежной единицы до 225 карбованцев за доллар США, то в этом вины УМВБ не будет.
Более того, валютная биржа начала активную работу по размещению ценных бумаг правительства - ОВГЗ, которые позволяют пополнять бюджет неэмиссионным путем. Для этого на УМВБ создана фондовая площадка, где проходят торги в электронной системе.
О том, что в нынешнем году фондовая площадка становится очень важным сегментом валютного рынка, свидетельствует выступление председателя правления НБУ Виктора Ющенко, который посвятил этому вопросу все свое выступление. В качестве пожелания, которое, не исключено, когда-то превратится в план действий, он высказал мысль о том, чтобы ОВГЗ обращались не только в электронной системе, но и имели вещественный облик, подобно сертификатному. «Тогда, может, моя мама тоже захочет покупать эти облигации», - сказал Виктор Ющенко. Если уж главный банкир страны советует вкладывать деньги в такой вид ценных бумаг, наверное, они имеют будущее.
Вообще-то на биржевом собрании Национальный банк присутствовал чуть ли не в полном составе. Кроме Виктора Ющенко, были его заместитель по вопросам валютного регулирования Владимир Бондарь, другие официальные лица НБУ, а также вице-премьер Виктор Пинзеник. Последний, правда, несколько проманкировал своей обязанностью восседать в президиуме и на час-полтора съездил в Кабмин, однако, вернулся как раз к фуршету. А его выступление уже не раз цитировалось средствами массовой информации как хит года: «Несите заразу ... рыночных отношений во все сегменты экономики».