UA / RU
Поддержать ZN.ua

Национальный депозитарий: дайте миллиард! А лучше два…

Когда коту нечего делать, он умывается. Когда нечего делать целой организации — она выбивает деньги...

Автор: Игорь Маскалевич

Когда коту нечего делать, он умывается. Когда нечего делать целой организации — она выбивает деньги. И порой успешно…

23 декабря прошлого года страна получила новый бюджет. Среди прочих тем скромно затесалась одна строчка. Предусматривается, что в 2005-м будет выделено 144,5 млн. грн. на финансирование Государственной программы развития Национальной депозитарной системы Украины. Примерно столько же выделяется на Верховный суд. И в восемь раз меньше — на профилактику туберкулеза.

Судя по размаху финансирования, программа должна быть невероятно социально значимой, неотложной для государства и его граждан. Фактически же предусматривается начало строительства чего-то напоминающего банковскую систему с Нацбанком во главе, но уже на фондовом рынке.

Под это благородное дело азаровский Кабмин в конце прошлого года одобрил целую депозитарную программу. Причем, согласно смете, «розбудова» депозитария потянет до 2010 года аж на два миллиарда гривен. (Для сравнения: это почти два годовых бюджета такой области, как Донецкая.)

Единственная проблема — никто на фондовом рынке (за исключением, конечно же, сотрудников Нацдепозитария) понятия не имеет, зачем нужно строить хрустальные дворцы в каждом областном центре. До сих пор с учетом прав собственности в нашей стране прекрасно справляется депозитарий «Межрегиональный фондовый союз», и обходится это рынку примерно в 2—3 млн. грн. в год.

Нацдепозитарий же славен в основном умелым ведением корпоративных войн. Поначалу он успешно отбивался от претензий государства, которое, владея всего-то 86% акций, нагло пыталось сменить руководителя. К чести руководителя НДУ Виктора Ивченко — эти происки были отражены.

Потом Нацдепозитарий несколько лет пытался поглотить тот же МФС. Здесь, правда, успехи оказались менее значительными. Рынок упорно не понимал, зачем бесполезная структура должна поглощать полезную. Так что вопрос заглох...

Параллельно НДУ провел платную кодификацию (присвоение ценным бумагам нескольких букв и цифр) примерно десяти тысячам эмитентов, что принесло ему еще около 20 млн. грн., но теперь уже с рынка.

Правда, фондовики искренне не понимали, зачем международный код какому-нибудь маленькому акционерному обществу, которое не то что на международные рынки выходить не собирается, но и на своем не знает, что делать. И, кстати, почему эту маленькую технологическую операцию по присвоению кода нельзя выполнять бесплатно (раз уж существует бюджетное финансирование). А в России — можно, и даже без помощи государства.

При этом НДУ ни дня не занимался депозитарной деятельностью (ему это прямо запрещено межправительственным соглашением). А занимался только разработкой четырех стандартов (правил работы участников депозитарной системы), получив на это за четыре года порядка 18 млн. грн. из бюджета.

Теперь же люди получили наконец шанс добраться до действительно больших денег. И тратить их будут по весьма своеобразной схеме. Распорядителем бюджетных средств выступает Министерство финансов Украины. Почему Минфин, а не Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку — это тайна, покрытая мраком. Хотя депозитарная деятельность — это сфера влияния именно Госкомиссии, и соответствующие специалисты собраны именно в ней, а не в Минфине. (Для сведения: финансирование Госкомиссии в 2005 году в 10 раз меньше, чем финансирование программы развития депозитарной системы.)

Впрочем, по рынку упорно ходят слухи, что ГКЦБФР вскоре ожидают трудные времена и, с учетом опыта работы за последние полгода, ее даже прикроют, объединив с Госкомиссией по регулированию рынков финансовых услуг. Среди кандидатов на новый, «объединенный» портфель все чаще звучит фамилия Ивченко. Отчего у многих фондовиков, знающих стиль работы Виктора Анатольевича и то, как яростно он отстаивал еэповско-интеграционные проекты, сразу же скучнеют лица.

Однако не будем забегать вперед. Вернемся к депозитарной программе. Из запланированных 2 млрд. грн. до 2010 года 900 млн. собираются вытянуть из бюджета, а 1,1 млрд. должны дать участники рынка. Боюсь, что с этим у г-на Ивченко могут возникнуть большие проблемы.

Это чиновники могут работать по принципу «деньги государственные — значит, чужие, не жалко». У фондовиков они свои, и тем более не лишние. И переплачивать в 50 раз за создание депозитарной системы никто не собирается. Для ее развития деньги, конечно же, нужны, но отнюдь не сотни миллионов гривен и уж тем более не два миллиарда.

Недавно рынок поднялся на дыбы из-за заметно меньшей суммы (всего-то 10 млн. грн.), которые надо оплачивать одной структуре за рейтингование украинских облигаций. В этих условиях предположить, что люди безропотно отдадут миллиард «дяденьке в подарок» — это верх оптимизма. Такие «кормушки» почему-то никто не любит. Причем при любой власти.

На фондовом рынке Украины действительно много проблем. Это и корпоративные войны, и отсутствие законодательных механизмов защиты прав акционеров, и отсутствие реально независимой судебной системы, и проблемы налогообложения, ввоза-вывоза капитала. Однако телегу в очередной раз ставят впереди лошади.

Никакая депозитарная система не защитит права маленького акционера, пока они не будут закреплены в законах и практике их применения. Никакая депозитарная система не сможет отказаться выполнять решение судьи, которого одна из сторон простимулировала (расшифровывать не хочется) лучше.

Никакой внутренний инвестор не станет вкладывать деньги в ценные бумаги, пока у него не появится налоговый стимул. Никакой иностранный инвестор сюда не придет, если не будет простого и понятного механизма ввоза-вывоза капитала.

Всем этим и должно заниматься государство, но, наверное, это не интересно и скучно. Гораздо проще принять программу, получить деньги из бюджета и потратить их на создание очередного квазигосударственного монстра.

Самое приятное то, что проконтролировать реальное выполнение программы невозможно. Четких критериев исполнения в документе нет — одни общие фразы. Правда, нет худа без добра: это очень облегчит реципиентам ответы на вопрос об эффективности использования государственных денег.

Годика через два-три в НДУ, возможно, напишут докладную записку, в которой скорбно проинформирует, что «из-за саботажа ряда участников рынка достичь намеченных программой целей не удалось». И опять попросят денег. В чем-чем, а в высоком профессионализме по части организации финансовых потоков никто не сомневается. В начале прошлого года деньги под программу выбивались с прицелом на интеграцию с ЕЭП, сейчас будут выколачивать под интеграцию с Евросоюзом. За целями дело не станет.

Характеризуя принятый бюджет 2005-го, тогда еще и.о. премьер-министра Украины Юлия Тимошенко назвала его скопищем «лоббистских проектов». Может, стоить немного почистить? Чтобы с туберкулезом решительнее побороться…