UA / RU
Поддержать ZN.ua

Метод прерванного собрания

Очередное общее собрание акционеров ОАО «Укртелеком», начавшееся 30 марта, в очередной раз не было доведено до конца...

Автор: Семен Степанчиков

Очередное общее собрание акционеров ОАО «Укртелеком», начавшееся 30 марта, в очередной раз не было доведено до конца. Успели заслушать лишь пять вопросов повестки дня из одиннадцати. Затем председательствующий на мероприятии руководитель компании Георгий Дзекон объявил, что «в связи с тем, что Кабинет министров 29 марта 2007 года поручил Фонду госимущества согласовать изменения в уставные документы компании, ФГИУ принял решение сделать перерыв для такого согласования». Продолжить работу собрания планировалось через неделю, однако в связи с политической ситуацией в стране эта отсрочка может затянуться.

Напомним, в минувшем году «Укртелеком» уже проводил «двухсерийное» собрание (см. «ЗН», №23 от 17 июня 2006 года). И тоже по причине вмешательства Кабмина. Тогда правительство не успело утвердить финансовый план компании на 2006 год, и акционерам пришлось задержаться с обсуждением множества стратегических вопросов. Злые языки даже поговаривали, что собрание может вообще не закончиться: появилась информация о судебных решениях по искам рядовых акционеров «Укртелекома», запрещающих собранию и наблюдательному совету принимать какие-либо решения.

Кстати, точка в этих судах не поставлена и по сей день. На последнем собрании эта тема была поднята, когда заслушивался отчет наблюдательного совета (НС) компании. Председатель НС, советник президента Юрий Рубан, скромно улыбаясь, рассказал присутствующим, что из-за судебных решений возможности собираться у наблюдательного совета не было, а потому конкретная работа органом не велась. «Я пытался встретиться с акционерами, подавшими эти иски, чтобы выслушать их, однако связаться с ними не удалось», — пожаловался Ю.Рубан.

Тем не менее председатель правления «Укртелекома» Г.Дзекон поставил вопрос об утверждении отчета наблюдательного совета на голосование. «Так что утверждаем-то?» — зашептали акционеры, однако решение «утвердить» было принято большинством голосов. Напомним: на собраниях акционеров «Укртелекома» государство в лице ФГИУ голосует 92,86% акций, а потому присутствие остальных акционеров для проведения собрания необязательно.

Нынешний перерыв в ходе собрания означает, что уже принятые на нем решения — утвержденные финансовый отчет и баланс компании за 2006 год, отчеты ревизионной комиссии и НС, а также решение о распределении прибыли — еще не вступили в силу. В частности, лишь в первый рабочий день после окончания собрания начнется выплата дивидендов акционерам «Укртелекома».

Дивидендов в этом году решено выплатить немного. На эти цели должно быть направлено 154 млн. грн. — 30% от утвержденного акционерами объема чистой прибыли компании, которая по итогам года составила 513 млн. грн. На одну акцию компании (номинальной стоимостью 25 коп. и рыночной — 1,14 грн.) приходится доход 0,82 коп. На средний пакет акций, находящийся в собственности среднестатистического работника «Укртелекома», приходится доход 25 грн. Можно сходить в гастроном — обмыть получение дивидендов…

Доля компании в доходах государственного бюджета Украины также невелика — менее 0,1%. Кстати, с 2000 года, когда «Укртелеком» начал выплачивать дивиденды, на эти цели было направлено 1,77 млрд. грн. При этом госбюджет получил от компании 1,66 млрд. грн.

Также 5% чистой прибыли (25,6 млн. грн.) решено направить в резервный фонд компании, 40% (205,3 млн.) — на развитие и еще 25% прибыли (128,3 млн. грн.) — в фонд поощрения работников «Укртелекома».

Председатель ревизионной комиссии ОАО «Укртелеком» Георгий Лозинский традиционно отметил ряд нарушений в деятельности компании. Например, из отчета в отчет кочует запись, что автопарк центрального офиса «Укртелекома» не отмечает пункт назначения и дальность поездок в путевых листах. Это яркий показатель того, что ревизионная комиссия в компании работает «для галочки». И ее отчеты не имеют никаких правовых последствий. Что уж говорить о том, как «на стадии заключения и выполнения некоторых договоров не всегда соблюдаются финансовые интересы предприятия в части принятия невыгодных условий оплаты и сроков выполнения работ в части поставки оборудования», или о покупке ненужного оборудования, которое годами лежит на складах… Вспоминается история, как недавно со склада одной из крупнейших «укртелекомовских» региональных дирекций была продана на металлолом партия исправных таксофонов производства «Телекарт».

Радует, что, согласно докладу председателя правления компании, в 2006 году «Укртелеком» активно приводил в порядок правоустанавливающие документы на объекты недвижимости (2256 штук) и земельные участки (1189 штук), используемые компанией. Это оставляет меньше шансов на теневую приватизацию данных активов. Кстати, доходы от сдачи в аренду помещений «Укртелекома» составили в минувшем году 51,6 млн. грн. А по мере высвобождения значительных площадей в зданиях бывших аналоговых АТС в связи с их заменой на малогабаритные цифровые станции эти доходы будут только возрастать. И, возможно, через несколько лет превысят доходы от оказания собственно телекоммуникационных услуг.

Потому что финансовые показатели «Укртелекома» продолжают ухудшаться. Доход хоть и вырос по сравнению с позапрошлым годом, но лишь на 120 млн. грн. (около 1,5%). Чистая прибыль снизилась на 100 млн. грн., или на 20%. «Продолжается нарастающее падение трафика в сетях компании за счет перетока его к мобильным операторам», — сообщил Г.Дзекон. И отметил, что у людей сформировалась привычка звонить не по фиксированным телефонам, а по мобильным.

Рост доходов от предоставления новых услуг, который должен был бы компенсировать падение доходов от городского трафика, происходит медленнее, чем хотелось бы. Несмотря на то что количество абонентов широкополосного доступа выросло за год в семь раз, а доход от них составил 317 млн. грн., это лишь 4% от общих доходов компании... И хотя «Укртелеком» ввел в минувшем году 605 тыс. номеров, прирост телефонных аппаратов составил лишь 328 тыс., что на 53 тыс. меньше, чем в позапрошлом.

Инвестировать в фиксированную связь становится невыгодно, и Г.Дзекон даже заявил, что будет ставить перед государственными органами вопрос о том, что телефонизация компанией некоторых регионов должна осуществляться только после тщательного технико-экономического обоснования. Был поднят вопрос и о значительной дебиторской задолженности перед «Укртелекомом», которая составляет почти миллиард гривен. Оба этих пассажа могут говорить о намерении руководства компании если не снять, то ослабить так называемый социальный пресс, который снижает прибыльность оператора.

И все же, кому и зачем понадобилось «подвешивать» собрание акционеров? Эксперты сходятся во мнении, что готовится смена руководства. Как минимум, ее наблюдательного совета (хотя «Укртелеком» отлично продемонстрировал возможность работы вообще без этого органа). Как максимум — и председателя правления. Цель — контролировать приватизацию компании.

Сегодня наблюдательный совет возглавляет близкий к президенту Юрий Рубан. Среди тех, кому может быть поручено «смотреть» за компанией, называют уже занимавших этот пост Сергея Левочкина и Александра Третьякова. Впрочем, его может занять и кто-то близкий к одному из вероятных покупателей акций «Укртелекома» — «СКМ» или «Системе».

Неизвестно, как повлияет на правительственные планы продажи «Укртелекома» роспуск парламента. Возможно, затормозит. А может быть, и наоборот: под шумок легче провести определенные решения.

Точку зрения «ЗН» по поводу продажи акций «Укртелекома» на украинских и Лондонской биржах, высказанную в прошлом номере, подтвердил на своей пресс-конференции в минувшую среду депутат от «НУ», председатель парламентской контрольной комиссии по вопросам приватизации Александр Бондарь. По его словам, для первичного размещения акций (IPO) на главной площадке Лондонской биржи необходимо соблюдение ряда условий, которое требует длительного времени. И в этом году подобный сценарий для «Укртелекома» неосуществим. Однако размещение акций компании «на внебиржевой площадке» не требует соблюдения таких строгих условий и вполне осуществимо.

Правда, для реализации такой схемы, по словам А.Бондаря, потребуется посредник. «Нужно государственный пакет передать какой-то структуре, которая будет продавать эти акции на вторичном рынке», — говорит экс-руководитель ФГИУ. Правда, по его информации, отечественная правовая база пока не позволяет реализовать данную операцию. Поэтому в ближайшее время будут инициированы соответствующие изменения в законодательство.

К тому же эта схема, по мнению А.Бондаря, достаточно рискованна, поскольку очень много зависит от добросовестности посредника. «Если эта структура будет ненадежной, созданной на один день, она может с этими акциями исчезнуть вообще», — прогнозирует депутат. Даже если размещение будет происходить с помощью депозитарных расписок крупного западного банка, нецелесообразно опробовать схему размещения гос­акций на западных площадках на примере такого предприятия, как «Укртелеком», считает Александр Николаевич.

…А крупный западный банк — не обязательно гарант прозрачности. Вспомним тонкую историю отношений австрийского Raffеizen и «РосУкрЭнерго»…

Александр Бондарь также отметил, что при помощи продажи на внебиржевых площадках легче скрыть реального покупателя акций. «Я думаю, есть конкретные покупатели, которые, прикрываясь Лондонской фондовой биржей, приобретут на ее резервной площадке акции «Укртелекома» по нужной им цене», — сказал Бондарь. Пакет же в размере 5%, который будет продаваться в Украине, предназначен для того, чтобы отвлечь внимание…

Есть, правда, еще один вариант развития событий, о котором эксперты говорят как о довольно вероятном. Право же, сложности прозрачной продажи акций на международной бирже мы уже расписали, и к этой процедуре будет много вопросов. Стратегическому инвестору прозрачно продать компанию тоже не удастся, да и не нужна она никому. Поэтому вполне вероятно, что ФГИУ ограничится продажей нескольких полупроцентных пакетов на ПФТС. И, например, объявит о том, что «Укртелеком» таки будет готовиться к IPO, причем уже как мобильный оператор и системный интегратор. Года эдак через три. Как раз к десятой годовщине начала предприватизационной подготовки… А сегодня в компании все останется по-старому.