UA / RU
Поддержать ZN.ua

Макеевка: реприватизация прибыли или национализация убытков?

Украинская действительность иногда заставляет вспомнить армейскую мудрость: не спеши выполнять, возможно, отменят...

Автор: Андрей Драган

Украинская действительность иногда заставляет вспомнить армейскую мудрость: не спеши выполнять, возможно, отменят. Глубина колебаний сейчас составляет месяц.

31 января, будучи в Кагарлыке (Киевская область), Валентина Семенюк заявила, что ЗАО «Макеевский металлургический завод» (ММЗ), созданное полтора года назад на базе основных фондов ОАО «Макеевский металлургический комбинат», необходимо возвратить в госсобственность и продать на открытых торгах с инвестиционными обязательствами, рассчитанными на 25 лет, аналогично повторной продаже ОАО «Криворожсталь».

28 февраля, находясь в Макеевке, глава Фонда сообщила, что ни о какой реприватизации ММЗ речь уже не идет: для этого нет ни серьезных оснований, ни соответствующего законодательства. Можно добавить — в идее возврата «Макеевки» не очень много и смысла. Ведь в данном случае можно говорить не о «реприватизации прибыли», а о «национализации убытков».

В области, где о проблемах ММЗ знает каждый, заявления о продаже Макеевки были восприняты с большой иронией, как непонимание реальной ситуации на заводе. Интересно, что нынешний главный социалист Донбасса Владимир Бойко даже начал поправлять коллег по партии. Почетный председатель правления Мариупольского меткомбината имени Ильича заявил журналистам: «Ни в коем случае нельзя трогать Макеевский металлургический завод. Там через столько горя прошли трудящиеся, что нужно помочь. Поскольку они начали работать, надо им там сейчас помогать и ни в коем случае не трогать вопросы собственности. Дай Бог, чтобы они сейчас продолжали работать и оживали». А дальше пообещал, что «обязательно поговорит» с главой Фонда госимущества Украины и «объяснит ситуацию».

Так или иначе, но решающую роль в конфликте вокруг реприватизации «Макеевки» сыграла позиция трудового коллектива. Работники некогда ММК, а ныне ММЗ, прекрасно помнят поток управляющих и семь лет банкротства комбината — до того момента, как начался процесс санации. Всю эту «семилетку» зарплата на ММК была мизерной, но даже она толком не выплачивалась. Был момент, когда накануне очередного 1 сентября местный профсоюз был вынужден просить денег у профсоюзов других металлургических предприятий Украины, чтобы купить тетради и ручки детям работников комбината.

Самым главным ощущением того периода, по словам заводчан, было даже не безденежье, а отсутствие каких-либо перспектив. Комбинат то неожиданно останавливал производство (и было совершенно неясно, запустят ли его когда-нибудь вновь), то очередная «светлая голова» выступала в местной прессе с идеей немедленно порезать ММК на металлолом. Все это работники Макеевского метзавода прекрасно помнят. И потому, прочитав заявление Валентины Петровны, сделанное в далеком Кагарлыке, решили бороться за новое предприятие и его инвестора до конца.

Главным рупором заводчан стал профсоюзный лидер ММЗ Юрий Бутов, который вступил на страницах прессы в заочную полемику с главой Фонда госимущества: «Считаем ваше заявление безответственным… вы ввергаете коллектив в нищету, ставя под угрозу дальнейшее существование не только предприятия, но и крупного города Украины… Именно десятилетнее пребывание комбината в руках государства довело одно из самых высокорентабельных предприятий отрасли до полного коллапса и поставило под угрозу превращения в груду металлолома».

По мнению профсоюза ММЗ, тезис Семенюк о том, что государство «фактически потеряло предприятие», мягко говоря преувеличен. Ведь заодно государство избавилось и от 3,5 млрд. грн. кредиторской задолженности, физически изношенных основных фондов и ответственности за многотысячный коллектив.

Итогом заочной дискуссии вначале стала организация Межведомственной рабочей группы по проверке плана санации ММК, а затем и приезд г-жи Семенюк на завод. Справедливости ради отметим, что в итоге Валентине Петровне, несомненно, удалось сформировать «хорошую мину». Проверка рабочей группы, как, впрочем, и персональный визит в Донбасс, были поданы как плановые мероприятия Фонда. «Какой конфликт вокруг ММК? — вопрошала Валентина Семенюк на пресс-конференции, посвященной ее визиту в Донбасс. — Нет никакого конфликта. Какое заявление в Кагарлыке? Я ничего о нем не знаю. А вы не могли бы мне показать его текст?» Ну и так далее…

Однако Валентина Семенюк не была бы опытным украинским чиновником, если бы не попыталась переломить ситуацию в свою пользу. И соответственно найти недостатки в работе ММЗ. Таковых было обнаружено два. Во-первых, случаи неправильной приватизации ведомственного жилья комбината. По мнению г-жи Семенюк, это чревато народными волнениями в отдельно взятом городе уже в самом недалеком будущем.

Впрочем, руководство завода успокоило Валентину Петровну, что совместно с местными властями сделает все зависящее и в течение месяца устранит замечания Фонда. Хотя всем понятно, что главной причиной неправильной приватизации ведомственного жилья ММК стало отсутствие средств в городском бюджете на его прием в коммунальную собственность и отсутствие элементарного порядка, в условиях которого предприятие находилось вплоть до начала процесса санации, до которого тому же ФГИ целое десятилетие не было никакого дела.

Вторая претензия г-жи Семенюк выглядит куда более весомо, во всяком случае, в финансовом плане. Валентина Петровна вспомнила первопричину банкротства комбината, а именно — выданный 12 лет назад ММК по гарантии украинского государства иностранный кредит.

Интересно, что об этих 200 млн. долл. глава Фонда впервые упомянула за все время публичного конфликта, только добравшись до Макеевки. Однако руководство завода обратило внимание главного приватизатора на два существенных момента: ММЗ не является правопреемником ММК, и в условиях санации комбината нет никаких обязательств по погашению кредита. Поэтому озвученное Валентиной Петровной приглашение собственнику ММЗ садиться за стол переговоров и решать судьбу кредита направлено, по версии завода, не по адресу.

Тем более что владельцу Макеевского метзавода еще есть куда инвестировать деньги на предприятии, которое сегодня поднимается буквально из руин. Только в этом году «Смарт-групп» направит на развитие и реконструкцию оборудования ММЗ 750 млн. грн. Главная цель этих инвестиций — увеличить в ближайшие два года производство стали на заводе до 3 млн. тонн. В частности, уже подписан контракт на строительство cамой современной в Украине доменной печи с объемом производства 150 тыс. тонн чугуна в месяц. Проект ее строительства будет готов уже к лету. Также в этом году планируется запустить в мартеновском цехе ММЗ печь-ковш.

К идее «пересмотра» собственника отрицательно отнеслись и местные власти. Председатель Донецкой облгосадминистрации Вадим Чупрун считает, что претенденты на ММЗ появились только после того, как предприятие наконец начало стабильно работать. По словам губернатора, «когда завод лежал, когда рабочие были без работы и без заработной платы, хозяина не было… Как только что-нибудь начинает подниматься, так сразу у нас хозяева!.. Этот принцип «забрать-поделить», сколько он у нас будет в характере? Заработай себе! Заработай…»

Согласованная позиция трудового коллектива и местных властей возымела эффект. Валентина Семенюк от имени ФГИ публично пообещала до 2008 года, когда планируется закончить процесс санации ММК, не поднимать вопрос реприватизации предприятия. Интересно, получится ли?