UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Лугансктепловоз» на заднем ходу

То, что пакет акций ОАО «Лугансктепловоз» продавали ну очень специфически, заметили буквально все...

Автор: Константин Столяров

То, что пакет акций ОАО «Лугансктепловоз» продавали ну очень специфически, заметили буквально все. Дошло до того, что Всемирный банк в обзоре украинской экономики за первый квартал 2007 года оценил «непрозрачную и неконкурентную приватизацию «Лугансктепловоза» как «шаг назад» в ходе структурных экономических преобразований в Украине. Поставив ее в один ряд с такими общепризнанными негативами, как введение квот на экспорт зерновых и задержка с возвратом НДС.

Моральное осуждение — вещь, несомненно, замечательная, но с 23 марта прошел уже почти месяц, а какой-то реакции не наблюдается.

Напомним, что 76% акций «Лугансктепловоза» продали за 292,5 млн. грн. при стартовой цене пакета 292 млн. При этом к конкурсу были допущены только две аффилированные компании — ОАО «Демиховский машиностроительный завод» и ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод». Последняя и переплатила аж 0,5 млн. сверх стартовой цены.

Оба украинских участника — ОАО «Днепрвагонмаш» и ОАО «Марганецкий горно-обогатительный комбинат» — на конкурс просто банально не пустили. Между тем МГОК был готов предложить за госпакет акций «Лугансктепловоза» не менее 400 млн. грн. Как оказалось, деньги фонду были не нужны.

Хотя за десять дней до конкурса зампред ФГИУ Дмитрий Парфененко, выступая на заседании круглого стола, организованного специальной контрольной комиссией Верховной Рады по вопросам приватизации, заявил, что от продажи «Лугансктепловоза» Фонд планирует получить около 400 млн. грн.

Кстати, тогда же было объявлено, что «предприятие будет продано до конца марта текущего года». Очевидно, именно так нынче в ФГИ представляют объявление о возобновлении ранее прекращенного конкурса. Другой информации просто не было.

На многократные обращения представителей МГОКа в фонд по поводу сроков проведения конкурса сотрудники приватизационного ведомства отвечали, что «вам обязательно сообщат за неделю до даты возобновления конкурса». Последний такой ответ представитель МГОКа получил 20 марта, за три дня до продажи.

По словам заместителя главы специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации (и многолетнего главы ФГИ) Александра Бондаря, продажа была практически беспрецедентной. «Фонд всегда обнародовал новую дату проведения конкурса, здесь же никто, даже его потенциальные покупатели, не знали, что конкурс возобновлен».

Александр Николаевич отметил, что «фактически решение рабочей группы, которая отсекла украинцев, было построено на мнении одного лица – руководителя «Лугансктепловоза», написавшего о несоответствии условиям конкурса «Днепрвагонмаша» и Марганецкого ГОКа. Так что банкирам из ВБ было чему удивляться.

Еще ранее возмутился президент Виктор Ющенко. Он обратился с письмами к генеральному прокурору Украины Александру Медведько и исполняющему обязанности председателя Службы безопасности Украины Валентину Наливайченко с просьбой «в пределах своей компетенции рассмотреть вопрос соблюдения ФГИ действующего законодательства при приватизации ОАО «ХК «Лугансктепловоз» и в случае установления нарушений принять соответствующие меры».

Как там насчет мер, пока неизвестно. Но пока какие-либо действия правоохранителей не слишком заметны. В стране у нас, как известно, политический кризис.

Впрочем, он нисколько не помешал «Лугансктепловозу» опубликовать объявление о внесении покупателя в реестр акционеров холдинга. Более того, 6 апреля счастливый покупатель уже подписал с ФГИ акт приема-передачи акций холдинга. Не зря ведь говорится, в мутной водичке можно выловить неплохую рыбку.

Даже после поручения президента Украины ни один из чиновников Минтранса не стал комментировать возможные последствия продажи «Лугансктепловоза» россиянам для отечественного рынка транспортного машиностроения и украинских железнодорожных компаний.

Хотя сами россияне своих целей не скрывают. В российской прессе уже цитировалась «Стратегия развития транспортного машиностроения РФ… на период до 2015 г.». В ней, в частности, говорилось об угрозе вытеснения российских производителей продукции транспортного машиностроения с традиционных внешних рынков сбыта (страны СНГ) зарубежными производителями продукции транспортного машиностроения, в первую очередь украинскими и китайскими.

Благодаря Валентине Петровне, по крайней мере, одной проблемой у россиян стало меньше. Причем задешево.