Утверждение, что лучшие умы Украины находятся в Киеве, уже давно опровергла сегодняшняя жизнь. К сожалению, не всегда возможность, сидя в кресле, руководить страной во имя ее, а не собственного блага, используется по назначению. И все так же новое (для нас, а не для остальных стран) с трудом пробивает себе дорогу, тяжело доказывает свое право на существование.
Тендерные торги уже давно известны и распространены во многих странах мира. Среди лидеров - Великобритания, Япония, Германия, т.е. те страны, которые «далеки» от таких экономических «достижений», которыми обладает Украина. А много ли у нас людей, вообще четко понимающих, что такое тендер? Не надо быть провидцем, чтобы сказать: очень и очень мало. И самое удивительное, складывается такое впечатление, что тендер в нашей державе никому не нужен. Кроме отдельных энтузиастов, которые вдалеке от столицы пытаются претворять в жизнь идею, способную помочь экономике Украины. Среди них - Юрий Русанов, кандидат технических наук, заведующий лабораторией Луганского арендного предприятия научно-исследовательского института строительного производства.
- Юрий Николаевич, так все же, что такое тендер?- Тендер, наряду с аукционом, является одной из составляющих рыночной экономики. Оба термина применяются для обозначения комплекса процедур по распределению товаров, работ и услуг при реализации инвестиционных проектов. По существу, аукцион и тендер - это торги. Правда, торги особые... Согласно установленным правилам, аукционные торги устраиваются продавцом. Отсюда цели и задачи: необходимо так подготовить и провести аукцион, чтобы цена продаваемого товара была в конечном счете наибольшей.
В свою очередь, в тендерных торгах заинтересован покупатель, поскольку в ходе таких торгов все направлено на приобретение товаров, работ и услуг по минимальным ценам, при четких гарантиях качества и сроков поставок со стороны, которую представляет продавец.
Источники эффективности тендера следует искать в использовании конкурентных начал, в результатах специальных исследований и разработок по выявлению области эффективных технико-экономических показателей проекта, который выносится на торги, в своеобразии состава и содержания тендерной документации.
Объектами торгов могут быть подряды на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе сооружаемых «под ключ»; выполнение комплексов строительных, монтажных, пусконаладочных работ; поставка комплексного оборудования; концессии на разработку полезных ископаемых; импортные закупки; предоставление государственных кредитов и т.д.
Методология тендерных торгов разрабатывается в рамках генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).- Но насколько нам известно, бывший Советский Союз не входил в эту международную организацию...
- Совершенно верно. И Украине это передалось «по наследству», как и всем остальным бывшим республикам, а ныне независимым государствам. За три года независимости мы так ни на шаг не продвинулись к положительному решению вопроса о вступлении в ГАТТ. В отличие от той же России, которая в срочном порядке исправляет свое законодательство в соответствии с его требованиями. Россияне четко понимают, какие выгоды это им сулит.- Тендерные торги в Украине. Какова их история?
- До 1992 года никаких разработок по тендерным торгам в Украине не было вообще. Хотя еще в бывшем СССР, в 1989 году правительство Эстонской ССР определило, что тендер - единственно возможная форма заключения подрядного договора. И опыт как положительный, так и отрицательный, было у кого перенимать. Не отправляясь в зарубежные командировки.
Лишь 21 октября 1993 года постановлением Кабинета министров Украины №871 утверждено «Положение о порядке организации и проведении международных торгов (тендеров) в Украине», которое, если говорить по большому счету, себя не оправдало. Я не буду останавливаться на том, почему это произошло, об этом уже много сказано и написано. Беспокоит сейчас - как применить принципы подготовки и проведения международных торгов к местным условиям строительства с целью повышения эффективности капитальных вложений в городах Украины, в частности в Луганске. Ведь этот вопрос вообще нигде в Украине не поднимался. В декабре 1993 года была сделана попытка, составлено «Положение о подрядных торгах», которое было утверждено научно-техническим советом Министерства строительства и архитектуры Украины, но... все положения этого документа носят рекомендательный характер. Если у нас не выполняют законы, то кто же будет выполнять такой нормативный акт?
А в России «Положение о подрядных торгах в Российской Федерации» в 1993 году подписали председатель Госкомимущества А.Чубайс, председатель Госкомархитектуры Е.Басин и оно зарегистрировано в Минюсте. Есть же разница?- Значит луганские власти решили идти не украинским путем в данном вопросе?
- Да, это так. Ведь для того, чтобы внедрить что-то новое в жизнь, от чего-то старого приходится отказываться. Своим распоряжением горисполком установил, что заказы на строительство новых объектов, финансируемых УКСом горисполкома, размещаются, как правило, путем проведения тендерных торгов и уже первого апреля исполком горсовета должен заслушать тендерный комитет о проделанной работе и о тех объектах, которые будут выставлены на торги.- Что тендер даст городу?
- Опыт подготовки и проведения торгов в других странах свидетельствует, что такой способ размещения заказов всегда более выгоден по сравнению с нерыночными методами размещения. Он обеспечивает повышение эффективности производства, приватизации, качества строительства, поставок оборудования и товаров народного потребления и др. В результате торгов, как правило, достигается минимальный уровень контрактовых цен и создаются условия для выбора самых благоприятных возможностей для реализации контрактов. Другими словами, город всегда будет иметь возможность выбрать ту организацию или форму (в том числе иностранную), которая сможет за меньшую, чем у конкурентов, цену качественно выполнить необходимую работу.
Практика свидетельствует, что тендер - это выгодно всегда, во многих случаях - очень выгодно, а иногда - чрезвычайно выгодно.- Но для подготовки и проведения тендерных торгов необходимы подготовленные специалисты. Как дела с ними?
- И не просто специалисты, а специальные консалтинговые фирмы, которые должны иметь в своем составе высокооплачиваемых экспертов. К сожалению, у нас этого еще не понимают, и поэтому подготовкой специалистов практически никто не занимается. За весь прошлый год семинары по тендерным торгам прошли всего в двух городах Украины - в Киеве и Луганске. А в России (да простят меня за то, что я все время ссылаюсь на нее, но более наглядный пример трудно найти) такие семинары проводятся практически ежемесячно во многих городах, через них уже прошли более 1000 специалистов.- И все-таки, какие объекты строительства предусматривается выставить на тендерные торги?
- В первую очередь, это бизнес-центр, который просто необходим городу, имеющему экономические связи со многими странами мира. Также рассматривается вариант строительства или всего комплекса таможни или одного из ее объектов. И конечно же, что наиболее реально осуществить в этом году - завершение строительства эстакады. Приближается 200-летний юбилей Луганска, и гостей надо встречать при полном параде. Так что уже летом будет ясно, что такое тендер в деле и смог ли Луганск стать тем городом, в котором произошла «тендерная революция».