UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРУПНЕЙШАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ СТРАНЫ: КАКОЙ БУДЕТ ЕЕ СУДЬБА?

В конце апреля произошли два важных события, которые для многих остались незамеченными. 27 апреля состоялось общее собрание акционеров Национальной акционерной страховой компании (НАСК) «Оранта»...

Автор: Александр Морозов

В конце апреля произошли два важных события, которые для многих остались незамеченными. 27 апреля состоялось общее собрание акционеров Национальной акционерной страховой компании (НАСК) «Оранта». Ход собрания показал, что крупнейшая страховая компания страны стоит на распутье. От выбора дальнейшего пути развития будет зависеть способность государства сохранить надежный контроль за ее деятельностью, а также судьба более 9 млн. договоров страхования.

Проблемы выбора обсуждались и на следующий день. 28 апреля Украинский центр экономических и политических исследований представил доклад «Развитие системы страхования в Украине: концептуальные основы». Доклад, через который красной нитью проходят темы прозрачности страхового рынка, надежного государственного контроля за деятельностью страховиков, укрепления отечественных страховых компаний и их ответственности перед гражданами, получил высокую оценку ведущих отечественных страховиков и правительственных структур. И пришелся очень кстати — неделей раньше премьер-министр В.Ющенко подписал распоряжение о разработке Государственной программы развития страхового рынка в Украине.

ПОЧЕМУ ПЕРЕД НАСК «ОРАНТА» ВСТАЛА ПРОБЛЕМА ВЫБОРА?

Страховая отрасль Украины сегодня переживает далеко не лучшие времена. Длительный экономический кризис, убыточность более 50% предприятий, падение уровня жизни населения — эти и другие факторы негативно влияют на показатели финансовой деятельности всех страховых компаний, в т.ч. и НАСК «Оранта». Невысокая прибыль не может быть источником улучшения материально-технической базы компании. Обеспечить ее развитие в существующих условиях можно лишь одним путем — увеличением уставного капитала за счет средств инвесторов.

Дело в том, что без увеличения уставного капитала страховая компания не может увеличивать объемы страхования. Объемы страховых премий, страховых резервов (и соответственно, доходов) зависят от величины уставного фонда компании. По отдельным рискам — это не более 10% от величины уставного фонда и сформированных резервов (для НАСК «Оранта» — не более 2,2 млн. грн.).

В отличие от других компаний, «Оранта» лишена возможности провести дополнительную эмиссию акций, поскольку процесс ее приватизации (который длится вот уже более шести лет) формально считается незавершенным. Как следствие, компания из года в год сокращает свое присутствие на страховом рынке Украины: если в 1996 году ее доля составляла 30% от общего объема страховых услуг, то в 1999-м этот показатель снизился до 8%.

Сегодня в правительственных структурах разрабатываются различные варианты приватизации НАСК. На наш взгляд, вопрос о сроках, а тем более — условиях приватизации компании требует внимательного изучения с учетом возможных последствий.

ВЫГОДНО ЛИ ГОСУДАРСТВУ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ НАСК «ОРАНТА»?

Правительство Украины взяло курс на приватизацию лишь предварительно подготовленных для этого предприятий (компаний). Есть понимание того, что приватизация непривлекательных для инвесторов объектов нецелесообразна и, в конечном счете, убыточна для государства. Если с этой точки зрения оценивать НАСК «Оранта», то можно утверждать, что сегодня она к приватизации не подготовлена.

В компании до сих пор не создана единая корпоративная компьютерная сеть. Потребность в вычислительной технике составляет 1400—1500 единиц. Имеющиеся 350 компьютеров уже давно морально устарели и удовлетворяют потребности компании менее чем на 10%. Существующий автопарк явно недостаточен, он изношен более чем на 65%. Без обновления автопарка невозможна работа в регионах — страховые агенты просто не в состоянии добраться до клиентов. Потребность в офисных помещениях составляет 5000 кв. метров. Многие из имеющихся помещений находятся в аварийном состоянии и требуют срочного ремонта. До сих пор не урегулирован вопрос судебной ответственности по государственному обязательному страхованию, а потому на компании «висит» задолженность 16 министерств и ведомств Украины по этому виду страхования.

Не завершены и запланированные структурные преобразования в компании. Деятельность НАСК «Оранта» осложняется существованием еще пяти «Орант», которые отделились и больше не имеют ничего общего с материнской компанией. Социологические опросы подтверждают, что 85% респондентов считают эти компании структурными подразделениями НАСК «Оранта». Если учесть, что другие «Оранты» работают в регионах, где проживает почти 40% населения страны, то станет понятной важность этой лишь на первый взгляд незначительной проблемы. Поэтому вопрос с названием компании нужно решить до начала приватизации.

Подготовка к приватизации, как известно, не сводится к оформлению необходимых документов. Мировая практика свидетельствует о том, что перед продажей крупного пакета акций делают все возможное, чтобы поднять их стоимость, сделать компанию более привлекательной для потенциальных инвесторов. В то же время Фонд госимущества, на который возложена ответственность за подготовку компаний к приватизации, объективно не имеет возможности направить средства на улучшение состояния НАСК «Оранта». На наш взгляд, в этих условиях поспешные решения будут иметь негативные последствия для государства.

Нужен ли государству контрольный пакет?

Сегодня государственный пакет НАСК «Оранта» составляет 78%. За Фондом госимущества закреплены 25% + 1 акция, за АК «Госинвест Украины» — 53%. На наш взгляд, на ближайшие несколько лет государство должно оставить за собой контрольный пакет (50% + 1 акция) крупнейшей страховой компании страны. И для этого есть достаточно веские причины.

Во-первых, еще со времен Госстраха УССР остались невыполненными обязательства по 17 млн. договоров страхования на общую сумму свыше 3 млрд. грн. Правительство Украины гарантировало погашение этих обязательств, а потому должно иметь возможность контролировать компанию, которая будет их выполнять. Во-вторых, еще 4 ноября 1998 года Верховная Рада приняла постановление №225-ХIV, которым вменила в обязанность Фонду госимущества оставить пакет акций НАСК «Оранта» в размере 50% + 1 акция в государственной собственности. Это постановление остается в силе. В-третьих, на сегодня правительство не выполнило свои обязательства по обязательному государственному страхованию — это 58 млн. грн. правительственной задолженности, которая фактически переведена в обязательства НАСК «Оранта». Вопрос требует решения на правительственном уровне. Наконец, вместо создания под эгидой министерств (ведомств) новых внебюджетных страховых фондов (новой сети региональных представительств, подготовки новых кадров), правительству выгоднее работать со страховыми компаниями, которые все это имеют и которые полностью ему подконтрольны. Именно таковой является НАСК «Оранта».

Возможные варианты действий

Вариант первый. Продать 28% акций компании, оставив за Фондом госимущества контрольный пакет (50% + 1 акция). Госбюджет получает от продажи акций не более 6,4 млн. грн. (с учетом нынешнего не весьма презентабельного состояния компании), а государство сохраняет контроль за деятельностью НАСК «Оранта». Однако возникает целый ряд дополнительных проблем, решить которые будет непросто, если вообще возможно. Уставный капитал компании останется на прежнем низком уровне, вследствие чего не будет возможности улучшить устаревшую материально- техническую базу. НАСК «Оранта» по-прежнему не сможет страховать крупные риски. Доля компании на страховом рынке Украины будет и далее стремительно уменьшаться, поскольку компании-конкуренты идут путем наращивания уставных фондов. Кроме того, НАСК «Оранта» не станет более привлекательной для инвесторов, тем самым не будут созданы выгодные условия для продажи оставшегося государственного пакета акций на следующем этапе приватизации. С учетом изложенного, продажа пакета акций в размере 28% представляется бесперспективной.

Вариант второй. Продать 53% акций, оставив за Фондом госимущества 25% + 1 акцию. В этом случае госбюджет получает от продажи акций значительно большую сумму — 11,9 млн. грн., однако будет нарушено требование постановления Верховной Рады относительно сохранения контрольного пакета за государством. Государство утрачивает рычаги действенного контроля за деятельностью компании, что, на наш взгляд, сегодня недопустимо.

Вариант третий. Продать весь государственный пакет (78%) акций НАСК «Оранта». В госбюджет будет перечислена максимально возможная сегодня сумма — 17,4 млн. грн., но государство полностью потеряет контроль за деятельностью самой крупной страховой компании Украины. Безусловно, такое решение правительства (как и в предыдущем случае) вступит в противоречие с упомянутым выше постановлением Верховной Рады. В целом, продажа сегодня 78% акций НАСК «Оранта» нам представляется явно преждевременной и невыгодной государству ввиду неподготовленности компании к успешной приватизации, о чем уже говорилось выше.

Вариант четвертый. Завершение процесса приватизации при сохранении нынешней доли (25% + 1 акция) за Фондом госимущества. Проводится дополнительная эмиссия акций, тем самым уставный фонд НАСК «Оранта» пополняется за счет привлечения средств инвесторов. Оптимальный размер эмиссии — 12,8 млн. грн. Как видно из сравнительных таблиц, в этом случае принадлежащая государству доля уставного фонда (сегодня она составляет 17,4 млн. грн.) остается неизменной в абсолютном исчислении. В процентном отношении доля госпакета уменьшается, однако пакет остается контрольным. Владельцем контрольного пакета НАСК «Оранта» станет Фонд госимущества, которому АК «Госинвест Украины» должна передать свои акции в соответствии с указом Президента Украины.

Внимательно изучив каждый из предложенных нами вариантов, премьер-министр В.Ющенко поддержал последний из них. Действительно, преимущества варианта, который предусматривает дополнительную эмиссию акций НАСК «Оранта», неоспоримы. Во-первых, значительно (до 34,8 млн. грн. или на 58%) увеличивается уставный капитал компании и, соответственно, возрастают объемы страхования. Во-вторых, компания получает средства (12,8 млн. грн.) на развитие устаревшей материально-технической базы. В-третьих, НАСК «Оранта» станет несомненно более привлекательной для инвесторов, стоимость ее акций заметно возрастет. По оценкам экспертов, при проведении дополнительной эмиссии уже через год за государственный пакет акций в размере 50% + 1 акция можно будет получить в два-три раза больше средств, чем сегодня за весь 78% пакет. Выгодно ли это государству? Несомненно. Ведь государство сохраняет за собой контрольный пакет, который сможет продать через пару лет не за 17,4 млн. грн. (как сегодня), а уже за 40—50 млн. грн.

Можно возразить, мол, деньги в бюджет нужны сегодня. Это правда, но ведь они точно так же будут нужны и завтра. Так стоит ли продавать на невыгодных условиях компанию, в создание которой вложен труд нескольких поколений наших граждан?

Поскольку принципиальное решение относительно стратегии развития НАСК «Оранта» премьер-министром принято, сегодня важно перевести решение этого вопроса в практическую плоскость. Безусловно, государству выгодно увеличить рыночную стоимость своего пакета акций, оставив его при этом контрольным. Но до тех пор, пока приватизация НАСК «Оранта» формально не завершена, проводить эмиссию запрещено. Необходимо распоряжение правительства, которое бы признало приватизацию компании завершенной и разрешило проведение дополнительной эмиссии акций.

Предложенный путь развития НАСК «Оранта» выгоден государству, самой страховой компании и главное — он выгоден миллионам граждан, перед которыми НАСК имеет обязательства. В основу предложений положен действительно государственный подход. Очень важно, чтобы процесс подготовки и принятия государственных решений, которые затрагивают интересы многих, был понятным и прозрачным. Открытое обсуждение в СМИ государственной политики развития страхового бизнеса будет способствовать большей предсказуемости в отношениях государства, страховых компаний и граждан.

Александр МОРОЗОВ