UA / RU
Поддержать ZN.ua

«КИЕВЭНЕРГО» — КОМПАНИЯ ДЛЯ КИЕВЛЯН В ГОРОДЕ ВСЕ «ЗА». А КТО ЖЕ ПРОТИВ?

Глядя на капитально перерытый ямами и траншеями Майдан Незалежности, трудно поверить, что через к...

Автор: Василий Днепров

Глядя на капитально перерытый ямами и траншеями Майдан Незалежности, трудно поверить, что через какую-то неделю все это уйдет под бетон и асфальт и город снова засияет, встречая большой праздник — 10-ю годовщину Независимости. Вот если бы так — за неделю, месяц, полгода, в конце концов — решались и другие вопросы, в том числе далекие от строительства! Однако история, о которой мы хотим рассказать, тянется вот уже несколько лет, и порой кажется, что до ее завершения так же далеко, как и в самом начале движения по чиновничьим коридорам…

Речь идет о передаче из государственной в коммунальную собственность города контрольного пакета (50%+1 акция) городской энергокомпании «Киевэнерго». Несмотря на многочисленные положительные решения, обращения городских властей и депутатов к Президенту Украины, Кабинету министров, вопрос так по-прежнему и находится в подвешенном состоянии.

В принципе, еще пару лет назад Президентом Украины было принято решение о том, что этим пакетом должен управлять город. Соответствующее распоряжение было отдано и чуть позже… благополучно «замурыжено» чиновниками средней руки. Для того чтобы в конце концов заставить выполнить это распоряжение, мэрии потребовался целый год борьбы.

Причем вполне возможно, что проволочки были связаны с тем, что у городских властей имелись и серьезные конкуренты. Время от времени кого-то из отечественных олигархов посещает дивная мысль о том, как славно бы порулить годик-другой энергокомпанией, чей годовой оборот превышает 1,2 млрд. грн.

Если от этого отщипнуть (не важно, по векселям или зачетам) даже 5—10 процентов, получается тоже очень неплохой кусочек. Так что время от времени подобные идеи проходили через правительственные кабинеты, иногда воплощаясь даже в указания «рассмотреть вопрос». Правда, пока до чего-то конкретного дело не доходило.

Мэрию подобная перспектива не вдохновляла: там прекрасно понимали, за счет чего и как будут «щипать» компанию. В «Киевэнерго» исторически все расчеты велись только «живыми» деньгами. Даже в самые тяжелые времена «разгула» Энергорынка, когда платежи деньгами составляли в энергетике не больше 20%, в городе не было бартера.

Поэтому и о веерных отключениях в стране киевляне знали в основном из поездок к родственникам в провинцию да из телевизора. Достигалось это в том числе и тем, что компания неплохо расплачивалась с поставщиками газа и в итоге покупала газ по льготным ценам. Руководство «Киевэнерго» их, цены, даже засекречивало, чтобы не дразнить гусей. Действительно, Харьковская ТЭЦ, «сидящая» в 20 километрах от месторождения, покупала газ по 531 грн. за 1000 кубов, с оплатой по бартеру, а поставщики в это же время рвались поставлять тот же газ «Киевэнерго» по 231 грн., но с оплатой «живыми» деньгами.

Кстати говоря, в прошлом году уровень расчетов в компании впервые превысил 100%, т. е. начали гасить и старые долги.

Тем нем менее перспектива того, что компания «за здорово живешь» уплывет в чужие руки, не могла не волновать киевлян. Не внушала особого оптимизма и идея приватизации компании «стратегическим инвестором». Ни для кого не секрет, что инвестиционный рейтинг Украины очень низок. Энергокомпании сейчас продаются фактически по цене металлолома в проводах. Причем инвестор, купивший такой объект, попробует заложить в тариф все возможные риски и получить повышенную норму прибыли. Желание в общем-то понятное, но для города означающее резкое повышение платы за электроэнергию и тепло.

Дополнительные расходы организаций города — в случае повышения тарифа даже процентов на 20% — оцениваются в 45—50 млн. долл. в год, причем добрую часть этой суммы заплатят как раз многочисленные бюджетные учреждения. Не говоря уже о том, что средства, заплаченные инвестором за пакет, рано или поздно будут возвращены вместе с прибылью через тариф и затем репатриированы за пределы Украины. И зачем их выплачивать кому-то только за сам факт любезного прихода в страну — не ясно.

«Киевэнерго» отнюдь не находится в разваленном состоянии и в особых инвестициях не нуждается. Точнее, они бы, естественно, не помешали — кому не нужны деньги? — но отнюдь не на любых условиях. Основной инвестиционный проект энергетики в городе — реконструкция тепловых сетей — финансированием уже обеспечен. Причем эти деньги, 200 млн. долларов, Всемирный банк дал именно под существующую структуру энергокомпании, которая включает и принадлежащие городу тепловые электростанции и электрические сети. Расчленять эту систему было бы не только финансово бесперспективно, но и технологически невозможно.

Городские электростанции создавались именно для комбинированного производства тепла и электроэнергии, и любая попытка разделить этот процесс приведет к нарушению бесперебойного снабжения столицы. Сейчас «Киевэнерго» полностью обеспечивает город электроэнергией и на 80% — теплом. Да и зачем, собственно говоря, делить? Ведь во многих европейских столицах городские энергосети находятся именно в муниципальной собственности. Особенно там, где знают, что такое зима, как в Копенгагене, Хельсинки и в Стокгольме.

Кстати, о финансах. За минувшее с момента образования время «Киевэнерго» заплатило всевозможных налогов и сборов вполне впечатляющие 545 млн. грн. В валюте — это сотни полторы миллионов долларов, т.е. столько же, сколько можно было получить от приватизации компании.

При этом «Киевэнерго» своими силами достраивает еще один энергоблок ТЭЦ на Троещине мощностью в 250 тыс. киловатт. Это не считая того, что компания финансирует на 20% (50 млн. долл.) проект реконструкции тепловых сетей города.

В принципе предложение городских властей сводится к тому, чтобы обменять принадлежащий государству пакет акций городской энергокомпании на принадлежащие городу помещения ряда ключевых министерств и ведомств. Кстати говоря, рыночная стоимость этих зданий значительно превышает те 364 млн. грн., в которые их оценили. Хотя дело, конечно же, не в оценке. Если город получит в собственность госпакет, он получит и дополнительный толчок к своему развитию. Ведь только переведя наземные линии электропередач под землю, можно высвободить в пределах городской черты 300 гектаров дополнительной площади. Причем немалые участки освободятся даже в центральных районах.

Это не говоря уже о возможности проведения в городе единой тарифной политики. Администрация намерена ориентироваться на поддержание минимально необходимой рентабельности производства тепла и электроэнергии, чтобы не драть с потребителей три шкуры.

В общем, в самом городе отношение к передаче акций совершенно однозначное: его поддерживают все. Уникальный случай — Киевсовет, в кои-то веки, единогласно проголосовал за обращение к Президенту с просьбой ускорить этот процесс.

«За» голосовали все — от коммунистов до «зеленых». Проект получил поддержку руководителей предприятий, городской организации УСПП, более четырех десятков народных депутатов Украины из разных фракций.

Вариант передачи выгоден обеим сторонам: город получает возможность проводить единую энергетическую политику, что кстати, а государство — «жилплощадь» для министерств плюс сохранение невысоких тарифов в своей столице. В конце мая Кабмин согласился с этими аргументами и передал пакет акций городу. Однако через пару недель уже новый премьер это решение приостановил. Официально — для внимательно изучения его условий. В принципе, желание не рубить с плеча понятно, однако прошло уже более двух месяцев, а результатов не видно.

Недавно и Президент поручил Кабмину рассмотреть вопрос. Как оказалось, возражений, по существу, нет ни у кого, в принципе все «за»: и Минэкономики, и Минтопэнерго. Фонд госимущества — если пакет раскрепят из госсобственности — тоже не возражает. Но вопрос по-прежнему без движения. Ожидалось, что его решат к началу августа, теперь уже ко Дню Независимости. Чего там дальше будем ждать — Нового года? Или обещанного действительно три года ждут?