UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИНГУЛЕЦКИЙ ГОК: ДЕЖА ВЮ. НЕМНОГО О ПРЕЦЕДЕНТАХ

В августе Фонд госимущества подал предложение в Кабинет министров принять нормативный акт, согласно которому из уставных фондов государственных холдингов будут выведены акции предприятий...

Автор: Василий Днепров

В августе Фонд госимущества подал предложение в Кабинет министров принять нормативный акт, согласно которому из уставных фондов государственных холдингов будут выведены акции предприятий. Предполагается, что теперь акции будут передаваться холдингам в управление. Сама по себе идея, честно говоря, так себе: холдинги редко демонстрируют сколь-нибудь эффективную работу.

По мнению главы Фонда госимущества Михаила Чечетова, таким образом государство защитится от «желания увести госпредприятия через холдинги». Дескать, «когда вытянем пакеты из холдингов, ни у кого уже вопроса не возникнет». Весьма спорное утверждение — возможно, именно тогда вопросы и начнутся.

В качестве одной из схем увода пакетов акций через холдинги главный приватизатор назвал недавнюю попытку «размыва госактивов путем допэмиссии государственного пакета Ингулецкого ГОКа, переданного в уставный фонд «Укррудпрома».

Говоря об этом ГОКе, председатель ФГИ заявил, что за полтора часа до собрания, на котором было принято решение о допэмиссии, он связывался с губернатором Днепропетровской области и его заместителем, прося отменить решение. «Я сказал дословно: это закончится трагедией, вы играете с огнем. Вот что я сказал. Не послушались. Вы знаете, чем это закончилось».

Вообще-то чем закончится история с Ингулецким ГОКом, пока не так уж ясно. Ситуация не столь однозначна, как выглядит в изложении господина Чечетова и как, очевидно, ее доложили Президенту, назвавшему намедни данную допэмиссию «мошенничеством».

Во-первых, за спорами о подоплеке допэмиссии оказался совершенно забытым тот факт, что предприятию действительно позарез необходимы деньги на развитие. И те 45 млн. грн., которые намечалось привлечь благодаря принятому 98,5% голосов акционеров решению о дополнительном выпуске акций, были бы направлены на благое дело ввода в строй первой очереди комплекса магнитно-флотационной доводки железорудного концентрата. В результате ИнГОК получал шанс выйти на шестое-седьмое место среди горнорудных предприятий мира по уровню качества своей продукции.

Во-вторых, непонятно, почему г-н Чечетов вообще спорил на тему допэмиссии с днепропетровским губернатором. Прежде чем утвердить ее результаты на собрании акционером 10 апреля, было получено согласие на нее от четырех государственных ведомств, в том числе и ФГИ. Более того, в бытность свою еще и.о. председателя Фонда Михаил Чечетов утвердил от имени этого ведомства протокол собрания наблюдательного совета «Укррудпрома», на котором был одобрен новый выпуск акций ИнГОКа.

Наконец в-третьих, вся история существования государственных холдингов изобилует прецедентами, о которых действительно (в отличие от доэмиссии ИнГОКа) стоило говорить государственным мужам, но о них они тем не менее предпочитают сегодня молчать. Так, два года назад тот же Михаил Васильевич заявлял, что продажа компанией «Украинские полиметаллы» 25-процентного госпакета акций Орджоникидзевского ГОКа на торгах Первой фондовой торговой системы является незаконной. По его словам, ФГИ даже не был официально проинформирован «Украинскими полиметаллами» о продаже ими акций данного ГОКа... Не исключено, заявлял Михаил Васильевич, что этим вопросом будут заниматься и правоохранительные органы. Вопрос о продаже госпакета акций ГОКа рассматривается Кабинетом министров...

Ну и чем завершилось? Кабмин, как известно, признал действия «Укрполиметаллов» вполне оправданными, более того, не только Орджоникидзевский, но и еще пакеты Марганецкого и Полтавского ГОКов были благополучно проданы. Каких-либо действий компетентных органов и прочих неприятностей не наблюдалось. То, что два «марганцевых» пакета ушли Виктору Пинчуку, — очевидно, простое совпадение.

В любом случае, все вопросы о законности действий «Укрполиметаллов» у ФГИ как корова языком слизала. И это при том, что было заранее известно: деньги «Укрполиметаллы» вложат в заведомо убыточный проект по добыче золота в нашей стране.

К слову сказать, эффективность проводимой частными акционерами на том же ИнГОКе политики характеризуется простейшим фактом: ГОК, единственный в стране, работает с превышением проектной мощности. В этом году он должен дать руды на миллиард гривен. За три года на тот же миллиард на нем были уже выполнены работы по модернизации оборудования комбината, его капитальному ремонту, погашению долгов по налогам, зарплате и прочим обязательствам, образовавшимся в результате хозяйствования государства до 2000 года. На сегодняшний день комбинат лидирует как по рентабельности, так и уровню заработной платы. При этом ни государство, ни собственник крупнейшего пакета (ГАК «Укррудпром») не вложили в предприятие ни копейки…

Зато в начале года заинтересованными лицами было просто и незатейливо пролоббировано решение о разрыве договора на управление пакетом акций Ингулецкого ГОКа, который был заключен в 1999 году с днепропетровской компанией «Смарт-групп», представляющей интересы частных акционеров. Самое смешное, что управляющая ГОКом компания «Смарт-групп» узнала о происшедшем из газет. И не мудрено: претензий к ней не было, договорные условия выполнялись, инвестиции вносились, показатели росли. В общем, полный «мармелад».

А договор расторгли потому, что именно в то время Минтопэнерго и НАК «Нафтогаз України» перетягивали канат, выясняя, кому кто подчинен. Газовщики победили, в итоге и появился тот документ. Т.е. граждане управляющие, к вам лично претензий нет, но вы нам не нравитесь, поэтому прощайте. С надеждой на дальнейшее сотрудничество и т.д. и т.п.

Описанная ситуация — конечно же, отнюдь не мошенничество. Это, надо думать, мудрая государственная политика по обеспечению инвестиционной привлекательности и управлению государственными корпоративными правами.

Так что частные акционеры действительно не так уж горевали, когда в результате допэмиссии доля государства сократилась. Более того, они вполне готовы сократить ее вообще до нуля, честно выкупив оставшиеся за государством ценные бумаги. Да еще по значительно более высокой цене, чем ранее собирался запросить за их продажу ФГИ.

Понятно, что рассчитывать на это сегодня не приходится. За время работы «Смарт-групп» Ингулецкий ГОК стал очень привлекательным предприятием, и на него стали многие поглядывать. Вот три года назад ИнГОК никого не интересовал: денег вложить надо прорву, а результат непредсказуем.

Да и нынче, надо думать, вряд ли кто-то собирается за что-то переплачивать. Просто нынешних собственников попытаются максимально оттереть, а там... Как говорят в Одессе, «будем посмотреть».